Майор пронин

Все называли его Майором Прониным и никто не знал, почему Саша Решенцев получил имя персонажа детективно-приключенческих романов Льва Овалова, а также многочисленных  анекдотов. Сам Саша отнекивался от назойливых вопросов и упорно хранил молчание.  Только через год раскрылась его тайна при весьма интересных обстоятельствах с не менее интересными историями, окунувшими меня в воспоминания давно прошедших лет.
       В тот год страна отмечала 25-и летие со дня окончания Великой Отечественной войны;  советские люди устали от войны, но вместо отдыха им пришлось восстанавливать, поднимать страну из руин, но жизнь брала своё - жить всегда хорошо, а хорошо жить ещё лучше и зарождалась целая индустрия отдыха. Этому способствовал переход на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями, а также увеличение продолжительности ежегодных отпусков.
Горожан тянуло на лоно природы, но не у всех была возможность выехать на море и в живописных уголках родного края вырастали палаточные поселения, в которых городские жители проводили летние отпуска, а семьи школьных учителей жили всё лето. Стремительно увеличивалось число энтузиастов активного отдыха, который был представлен самодеятельным туризмом, включая пешие походы, сплавы по горным рекам и другие маршруты, а также катание на лыжах и восхождение, становились обычными «вылазки на природу» в выходные дни.
       Романтика путешествий, богатый внутренний мир человеческих отношений, любовь к природе,  патриотизму создавали возвышенное мироощущение, ставшее питательной средой для зарождения жанра авторской (бардовской песни), который сразу стал популярным в среде людей, разделяющих эти ценности, туристов и путешественников. 1960-1970-е годы по праву считаются «золотым веком» авторской песни и в этот период жанр достиг пика популярности. Ключевую роль в формировании авторской песни сыграла «хрущёвская оттепель», когда люди («шестидесятники») получили больше свободы в творческом самовыражении. Поэты и музыканты начали открыто говорить о личных переживаниях и социальных проблемах.
       Булат Окуджава стал одним из первых ярких представителей жанра, заложив основы лирической и философской авторской песни, положив на музыку свои простые, но проникновенные стихи.
       Александр Галич делал акцент на социальных и политических темах, а Юрий Визбор внёс в жанр романтику туристической жизни.
       Владимир Высоцкий придал жанру драматизм и остроту, а песни Новеллы Матвеевой привлекли внимание своими поэтическими образами, сочетанием реальности и фантазии и она виртуозно исполняла свои песни под гитару.
       Особенность песен Александра Городницкого заключается в глубокой философии, географической и  исторической тематике, а также поиске смысла жизни и места человека в  мире.
       Этот жанр нашёл отклик в сердцах интеллигенции и представителей других слоёв общества и люди стали собираться вместе для духовного общения через искренние и исповедальные тексты и мелодии. Из «квартирников», «кухонных посиделок» и стихийных туристических слётов зарождались многочисленные фестивали авторской песни в различных  городах и регионах страны. Первый Всесоюзный фестиваль авторской песни прошёл в марте 1968 года в новосибирском Академгородке, а в сентябре 1968 года состоялся первый Грушинский фестиваль авторской (туристической) песни под Самарой в виде большого туристического слёта.  С тех лет воронежские туристы начали собираться на живописном берегу реки Усманка, получившем название Чёрный плёс, который стал прообразом международного фестиваля «Рамонский родник».
       Одним из неформальных лидеров неорганизованных («дикарей») туристов, легендой Чёрного плёса и оказался Саша Решенцев (Майор Пронин). Неорганизованными они были только с официальной точки зрения, а на самом деле это стихийное движение являлось образцом коллективной самоорганизации. По приглашению Саши мне довелось побывать на одном из первых слётов воронежских туристов.
       Поезд остановился на платформе «Дубовка» и из вагонов стали выходить нагруженные рюкзаками молодые люди, явно знакомые между собой. Их было так много, что не все успели выйти за время короткой стоянки и с десяток парней выпрыгивали на ходу поезда, перекатываясь на спине, что выдавало в них бывших десантников. Наконец все собрались и отправились лесной дорогой в направлении реки Усманки, по пути прихватывая валежник.
       Чёрный плёс представлял собой ровную площадку размером с футбольное поле и находился между рекой и опушкой леса не очень далеко от Могилы Лётчиков. Принесённый с собой валежник сложили в большую кучу и началась удивительно слаженная работа. Быстро и без суеты были поставлены десятки палаток, а группа ребят отправилась в лес, чтобы пополнить запас дров для костра. В самую большую палатку сложили съестные припасы и незатейливую посуду; из чехлов достали походные котлы особой конструкции из нержавеющей стали и принесли в них речную воду для приготовления пищи. Все обязанности были распределены между собой заранее и каждый чётко знал, что ему делать.
       После нехитрых приготовлений начался импровизированный концерт и на два дня Чёрный плёс превратился в театр на открытом воздухе, а участники слёта стали его актёрами - всё почти по Вильяму, нашему Шекспиру. Каждый мог выйти и проявить свои таланты: исполнение бардовских и других песен чередовалось с интермедиями, цирковыми номерами и сценами костюмированного парада, что придавало концерту характер развлекательного шоу.
       Атлет с могучим торсом показал несколько силовых и акробатических трюков, продемонстрировал рельефную мускулатуру культуриста в эффектных позах и совершил на руках круг почёта.
       С цыганской страстью исполнила романсы восходящая звезда эстрады, которая так перевоплотилась в свой образ, что её нельзя было отличить от цыганки, которая только что сбежала из своего табора прямо на Чёрный плёс. В костюмированном параде она получила приз в виде букета лесных цветов. Неизвестно, где ей удалось достать подлинное цыганское платье, серьги и монисто, но красотой и талантом её явно одарила природа.
       Поразил своей экзотикой бутафорский прусский генерал в мундире и остроконечном шлеме германской армии времён Первой мировой войны. Он исполнил пантомиму с комическими манипуляциями саблей, биноклем и шлемом, чем вызвал смех и заслуженные аплодисменты. После выступления он продолжал играть свою роль, взирая на людей, как на инфузории через монокль, который постоянно выпадал из глазницы и все следили - поймает он или нет, А он ловил монокль в самых невероятных позах, ещё долго привлекая к себе внимание.
       Королевой Чёрного плёса стала настоящая балерина и все терялись в догадках, откуда в этом худеньком и хрупком создании весм 45 кг, где еле-еле душа в теле, могли взяться царственная осанка и стать, но когда балерина грациозно и величаво (словно пава) продефилировала на высоких каблуках, в одном платье из марли, с короной на голове, то все сомнения отпали. Многим парням нравились её стройная фигурка и красивое личико, но она хранила гордое одиночество, «глядя задумчиво в небо широкое», ожидая неземного принца на белом крылатом коне. И дождалась… Принц явился, но спустился к ней не с Олимпа и не на коне, а приплыл на белой байдарке и увёз её с собой. Вакантное место королевы остаётся незанятым.
       В антрактах играли в волейбол, купались в реке и совершали прогулки в окрестные кущи. А в лагерь всё прибывали новые участники слёта, но это не вызывало удивления, как и  появление целой эскадры байдарок. Но когда на опушке леса появились два велосипедиста, все отложили свои занятия и дружно приветствовали их, как встречают космонавтов. Таковыми были неразлучные братья-близнецы, приехавшие двоём на первобытном велосипеде, который от старости часто ломался, но братья научились быстро его ремонтировать и упорно не желали расставаться со своим монстром, прослыв большими оригиналами. Изношенные камеры велосипедных шин не выдерживали веса сразу двух седоков с огромным рюкзаком и их постоянно приходилось заклеивать и снова накачивать воздухом, что братья дважды и проделали на глазах изумлённых участников слёта. Так же проворно, братья установили свою палатку, забивая колья для растяжек гигантским цельнометаллическим топором, который весил не менее 20 кг. Вместе с топором были привезены сиденье к унитазу и ручка с цепочкой от сливного бачка, но на реке и в окрестных лесах туалетов отродясь не бывало и... неизвестно. После защиты кандидатских диссертаций, оба брата преподавали в университете высшую математику и были неистощимы на выдумки и чудачества, чем можно было объяснить их стремление к абстракции и погружению в мир чисел.
       Ужин закончился процедурой поздравления именинников и молодожёнов с традиционными тостами, криками «горько» и праздничным салютом. Небо над Чёрным плёсом окрасилось разноцветными огнями сигнальных ракет и фейерверков, которые запускал военный пиротехник, поклонник бардовской песни и огня. Из походных кружек пили безалкогольный напиток, который в торговой сети именовался как «Детское шампанское». Когда закончились поздравления и погасли огни салюта, Чёрный плёс осветили ночные звезды и большой костёр, который притягивал и не отпускал от себя участников слёта. Вечер не обещал быть томным и всем становилось жарко  от костра и песен, зазвучавших с новой силой. Каждая группа исполняла свои «фирменные» песни и гитара переходила из рук в руки по кругу, а когда она попала ко мне, я не выпускал её из своих рук до поздней ночи, пока не перепели все песни.  Усталые, но довольные туристы расходились по палаткам, лишь группа  ребят вооружилась карманными фонариками и отправилась ловить раков в ночной реке. При свете фонариков глаза раков загорались рубинами, чем выдавали своё присутствие и становились лёгкой добычей раколовов.
       На следующий день я уже не чувствовал себя белой вороной и узнал много интересного в доверительных беседах с участниками слёта. Неожиданно, я встретил бывшего пионера моего отряда. Прошло более десяти лет, а он не забыл своего вожатого и вместе мы вспомнили пионерский лагерь, первый отряд имени Павлика Морозова и мою гитару, с помощью которой я собирал отряд на утреннюю и вечернюю линейки. Другие вожатые подгоняли своих пионеров окриками, а я просто играл на гитаре и мои пионеры были первыми на построении, а ведь отряд состоял из 40 подростков переходного возраста. Кто тогда мог предположить, что из трудновоспитуемого подростка, состоящего на учёте в детской комнате милиции, получится романтический юноша, музыкант, как мой собеседник, От него я узнал, что гитарой он заболел тогда в пионерском лагере и захотел научиться играть так, как играет его вожатый. Занятия музыкой отвлекли его от тлетворного влияния улицы и он благополучно закончил школу, а заодно научился играть на гитаре. Когда я спросил о том, как он пришёл к романтике путешествий, то услышал туристическую балладу, героем которой был не кто иной, как Саша Решенцев и тогда рассеялся туман вокруг Майора Пронина.
       В одной из воронежских школ был удивительно дружный десятый класс и за годы учёбы подружились не только ученики, но и их родители. В добровольно- принудительном порядке, в складчину, класс приобрёл пачку лотерейных билетов «Спортлото» и выиграл тяжёлый мотоцикл. Как распорядиться выигрышем, подсказали экзамены на аттестат зрелости и класс решил не ограничиваться выпускным балом, а отметить окончание школы путешествием и деньги за мотоцикл приблизили их к давней мечте о романтических странствиях. Морской круиз стоил очень дорого и остановились на пешеходном маршруте по Северному Кавказу с остановкой в Сочи. В областном совете по туризму и экскурсиям их зарегистрировали, как группу самодеятельных туристов и прикрепили своего инструктора, которым оказался Саша Решенцев. На вокзале группу провожали родители, а Сашу провожал его закадычный друг Володя Туров, который так напровожался, что не смог покинуть вагон и поехал вместе с группой, как внештатный инструктор. На маршруте группа поиздержалась и в Сочи пришла без денег на обратную дорогу в Воронеж. Денег хватало только на телеграмму родителям о помощи и кое-какую еду, если жить впроголодь, а ночевать было негде. Сердобольный директор одной из сочинских школ пустил их на  ночлег в спортивный зал школы и это было счастьем для уставших ребят. Питались всухомятку, запивая бутерброды водой без сахара и Саша вместе со своим другом Володей отправлялись в ближайший гастроном прикупить «что-нибудь к чаю». Как опытные туристы, друзья могли выбрать лучшее место для стоянки, правильно поставить палатку, в дождь развести костёр,  хорошо ориентировались на местности, но в остальном были на редкость беззаботными шалопаями, что внешне не проявлялось, но по сути так и было. Начитавшись детективных романов, они как дети играли в шпионов… и доигрались. Заходя в хлебо-булочный отдел гастронома, Саша каждый раз просил подать ему второй батон с третьей полки слева, надеясь услышать взаимный ответ на свою шутку - обыкновенный трёп и не более того, но продавщица не поняла юмора и сообщила о подозрительных покупателях в местные органы госбезопасности. Дружков взяли под белы руки и посадили в следственный изолятор до выяснения личности. Путаные и бестолковые объяснения только усиливали подозрения и задержание под стражей затянулось на неопределённое время. Когда выяснилось, что друзья работали на номерных предприятиях, именовавшихся почтовыми ящиками, то надежды на быстрое освобождение улетучились, как с «белых яблонь дым», тем более, что у Володи не было с сбой паспорта и он начал «качать права» следователю. Уже родители прислали деньги на обратную дорогу, а группа не могла уехать без инструктора, потому что только ему могли выдать билеты на поезд. Через неделю Сашу выпустили и группа уехала домой, а Володя Туров ещё долго оставался на казённых харчах, но это была совсем другая история. С той поры  Сашу Решенцева называли не иначе, как Майор Пронин.
       Сочинские злоключения ещё больше сплотили одноклассников и они регулярно собирались вместе на Чёрном плёсе, а с ними неразлучный Майор Пронин.
       В воронежском департаменте культуры и руководстве Рамонского района нашлись люди, пожелавшие помочь творческому развитию талантам, их поддержали ряд предприятий и меценатов города и в 2003 году был создан Международный фестиваль авторской песни «Рамонский родник», на котором обеспечивается участие всех желающих выступить в конкурсе мастерства. «Рамонский родник» посетили мэтры бардовской песни Сергей Никитин, Леонид Сергеев и патриарх жанра Александр Городницкий.
       Простота и доступность исполнения бардовских песен, бытовой колорит, возможность говорить просто о сложном вызвали новый скачок популярности, названный постбардом. Авторская песня в России заложила основу для двух жанров - шансона и рока и в наше время  является одним из самых востребованных направлений среди меломанов поколения.       


Рецензии