Наши преподаватели. Декан Смирнов Б. К

      Деканом факультета самолетостроения (ССФ) Новосибирского электротехнического института (НЭТИ) Борис Константинович Смирнов стал в 1972 году. Это был не лучший год для факультета, студентов и преподавателей.  Факультет проверяла министерская комиссия из Москвы. Вопрос стоял об объединении ССФ с другим более успешным факультетом НЭТИ или о закрытии учебного подразделения самолетостроения. И в это непростое время Борис Константинович встал на защиту факультета, который сам не так давно закончил. Напористый характер, немалый жизненный опыт, уверенность в своей правоте, позволили новому декану сохранить ССФ.
 
      Один в поле не воин – эта истина банальная, и Борис Константинович нашел союзников для спасения факультета. Ему удалось уговорить директора СибНИА Сувернева В.Г. возглавить кафедру самолетостроения. К делу сохранения факультета был подключен и авиазавод им.Чкалова (ЗиЧ), куда уходила работать большая часть выпускников ССФ, нашлись союзники и в обкоме партии. Было дано обещание ректорату НЭТИ в кратчайшие сроки организовать успешную деятельность факультета. И, хотя не моментально, но ситуация на факультете была оздоровлена.

   Борис Константинович крепко взял в руки управление факультетом. Он был жёстким, но не жестоким, а справедливым руководителем. Его, трудоголика, «человека, сделавшего себя самого», раздражали нерадивые студенты, не желавшие успешно учиться, и перебивавшиеся с «Уд» на «Неуд». В то же время БК – как часто назвали декана за глаза, а иногда и при личном общении, был готов помочь любому студенту, который, несмотря на свои «грехи», хотел стать инженером-самолетостроителем. Был случай, когда один из студентов дневников, угодивший за решётку, а затем досрочно освободившийся, был восстановлен деканом Смирновым на вечернем отделении факультета. А в дальнейшем этот оступившийся в жизни человек, окончил факультет и успешно защитил диплом. И здесь, безусловно, большая заслуга БК, в том, что он не «отфутболил» своего бывшего студента, а дал ему шанс стать инженером.
 
   Так или иначе, но в достаточно короткое время Борис Константинович вывел факультет из «прорыва» и стал его настоящим хозяином, в самом лучшем смысле этого слова.

   Родился Борис Константинович в 1935 г. в Новосибирске. Обычная трудовая семья, мать повар, отец шофер грузовика, хорошо разбиравшийся в технике и не только автомобильной. Именно у него будущий ученый и организатор перенял любовь к технике, мотоциклетной и автомобильной. Учеба в средней школе, затем в авиационном техникуме Новосибирска.

   С 1954 года служба в Советской Армии в автороте. Служба проходила более чем успешно, благодаря настойчивости и отличным организаторским способностям молодого солдата. Уже через два года службы Борис Константинович стал старшиной, что для военнослужащего срочной службы было редкостью! Кроме того старшина Смирнов стал участником всесоюзного сборов старшин и сержантов Советской Армии в Москве, где получил из рук Министра обороны страны, легендарного маршала Жукова Г.К. наградные часы.  За отличную службу в рядах СА Борис Константинович получил нечастое для солдат поощрение - был досрочно уволен в запас и получил направление для поступления в престижный МГИМО. Сдав экзамены в этот ВУЗ, старшина – отличник, по определенным причинам учиться там не стал, а вернулся в родной Новосибирск, где начал работать вместе со своим отцом, водителем грузовой машины.

    Вскоре, в 1957 году Борис Константинович поступил на вечернее отделение самолетостроительного факультета НЭТИ. Проучившись несколько лет, перешел на дневное отделение, и после успешного окончания вуза стал заниматься авиационной наукой на кафедре самолетостроения. В 1972 г. Борис Константинович успешно защитил кандидатскую диссертацию.

    Уже в 1973 году кипучая и деятельная натура БК смогла запустить на факультете важнейший проект, который во многом определил развитие учебной науки на ССФ. Была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Прочность авиационных конструкций» (ОНИЛПАК), которую обычно называли – статзал. В помещении пятого корпуса ВУЗа стали проводиться испытания на прочность авиационной техники. Смирнову удалось заинтересовать выпускников ССФ, отслуживших два года в армии и вернувшихся в Новосибирск, работой в статзале.  БК смог, не обещая «золотых гор» показать выпускникам факультета перспективность начатого им дела и, тем самым, создать работоспособный научно-технический коллектив, который оперативно и успешно провел испытания вертолета Ка-26, спортивного самолета Як-50, истребителя-бомбардировщика Су-7Б, а в дальнейшем и других образцов авиационной техники.

   Впоследствии, ОНИЛПАК стал кузницей преподавательских кадров для ССФ. Харизматичный характер БК позволял вовлекать в орбиту развития отраслевой лаборатории сотрудников ССФ, которые, вполне могли бы найти себе другие занятия по своему основному профилю работы. Однажды, когда возникла необходимость в короткие сроки создать и запустить маслонасосную станцию для автоматизации испытаний в ОНИЛПАК, а штатных работников для этого, явно, не хватало, на помощь пришли сотрудники факультета, которые формально не состояли в штате статзала.  Например, один молодой аспирант, после занятий со студентами переоделся в рабочую одежду и стал заниматься необходимыми на тот момент земляными работами, подавая пример другим сотрудникам. Этот аспирант - будущий кандидат наук, будущий профессор, будущий ректор НЭТИ. Такой была притягательность личности БК. В дальнейшем сотрудники статзала становились «остепененными» научными сотрудниками, преподавателями, заведующими кафедрами, деканами.

    Факультет прочно «стоял на ногах», развивался, была открыта подготовка по двум новым специальностям:  «Механическое оборудование ЛА» - совместно с институтом термодинамики СО АН и «Аэродинамика» - с институтом теоретической и прикладной механики.      Было организовано и стало развиваться направление строительной (архитектурной) аэродинамики.
 
    Борису Константиновичу удавалось все это время успешно руководить разрастающимся факультетом, вникать, практически, во все проблемы и вопросы жизни учебного подразделения. Существовало разумное студенческое самоуправление. Профсоюзной и комсомольской организациям факультета были даны немалые права, но спрос них тоже был серьезный.
 
      Пришли непростые 90- годы. В ВУЗе сменилось руководство. Новый ректор Востриков А.С. предложил Смирнову занять пост проректора по капитальному строительству. После некоторых колебаний БК это предложение принял, факультет, теперь уже факультет летательных аппаратов (ФЛА), твердо «стоял на ногах», а Борису Константиновичу, хотелось новой деятельности, да и работа проректором это был шаг вперед.  Став в 1991 году проректором, занимаясь рутинными, но такими важными для ВУЗа делами, как поддержания в достойном состоянии учебных корпусов и общежитий, Борис Константинович смог совершить, практически невозможное, по мнению многих. Он запустил и успешно завершил строительство нового спортивного комплекса в студгородке. Еще раз стоит напомнить – шли тяжелые и безденежные 90-е. Последним крупным проектом, начатым Борисом Константиновичем было строительство университетской библиотеки, которой так не хватало ВУЗу для нормальной учебной и научной деятельности.
 
     А дальше произошли изменения в структуре университета. Должность проректора по капстроительству была ликвидирована, Борис Константинович стал просто начальником отдела. Кроме того появилась параллельная структура, которой перешли часть функций руководителя отдела капстроительства. Это, разумеется, не могло понравиться БК, его кипучей натуре пассионария, с привычкой к большим делам. Кроме того стало подводить здоровье, особенно зрение. Все это вместе привело к уходу Смирнова Б.К. в 2000 году из университета.


Рецензии