Тифлис эпохи первой мировой

Пожалуй самым большим белым пятном в истории Тифлиса до сих пор остаются годы первой мировой войны. Для меньшевиков и большевиков — это была чужая империалистическая война. По сути своей, конечно она и была сугубо империалистической, но вот чужой ее не назовешь. Война внесла серьезные изменения в жизнь города, проехалась по судьбам многих ее жителей и открыла новые страницы не только тифлисской, но и всей мировой истории. Во времена СССР тема первой мировой была не в моде. Имена многих героев были незаслуженно забыты. Даже просто о жизни в тот период современники имеют крайне сумбурное представление.

Во многом события той поры напоминают современность. Точно, как и сейчас стартовал процесс смены эпох и элит. Появились новые виды вооружений, что требовало уже новой тактики и стратегии ведения боя. Тогда это были пулеметы и отравляющие газы, первые танки, и самолеты. На этом фоне применение кавалерии, методов штыковой, а тем более психологической атаки становились бесперспективными. Все сводилось к "мясорубке" длительных позиционных боев. Это в большей степени касается европейского театра военных действий. Типичная война на истощение, всю суть которой четко отобразил немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в названии своего знаменитого романа: "На Западном фронте без перемен".

Еще одно сходство — это выходящие за все рамки разумного масштабы безответственности и казнокрадства, засилье геронтократии, временщиков и лизоблюдов, а также полное непонимание духа времени. Хотя, царь Николай II и был прозван "кровавым", он был чрезмерно толерантен к окружению. Он не сажал на кол, как Иван Грозный, и не рубил головы, как Петр Великий. Проштрафившихся придворных он всего лишь отдалял от себя. В итоге деградировавшие элиты погубили и империю, и императора, и себя. Да, что брать с придворных, когда даже самому императору править было в тягость. Впоследствии, его кузен — тифлисец Александр Романов приоткроет завесу многих событий той поры в своих мемуарах.

Российская империя вступила в войну плохо подготовленной. Часть молодежи считала, что это не их война, а большинство страдало "шапкозакидательством". Никто не верил, что все это всерьез и надолго, а тем более с далеко идущими последствиями. Инфантильная прослойка интеллектуалов продолжала наивно бредить идеями гуманизма и глобализации образца заката XIX-го столетия: "Мы же цивилизованные люди! Ну, разве можно применять химическое оружие?", — наивно вопрошали они. Оказалось, что можно.

Масштабы казнокрадства просто поражали воображение. Солдатам зачастую приходилось ждать в окопах, пока убьют кого-то рядом, чтобы получить по эстафете свободную винтовку. Позорище, да и только. Дело в том, что на фоне всеобщей мобилизации не хватало вооружений. Нет, деньги были и войну давно ждали. Просто работать было некому, а точнее держать в тонусе чиновников и подрядчиков. В будущем уже красный император сделает из всего этого оргвыводы. Перспектива получить пулю в затылок, куда эффективнее любого материального вознаграждения.

С началом первой мировой войны власти вводят сухой закон. Продажи алкоголя запрещают. Производители грузинских вин и коньяка несут убытки, а вместе с ними рестораны и кабаки попроще. Многие из них закрываются. Город покидают немецкие компании. Тифлисские немцы распродают имущество и отходят от дел. Раненые фронтовики подсаживаются на морфий, а светская публика переходит на кокаин. Благо он свободно продается в аптеках как антидепрессант, и стоит не дорого. Разгоняется инфляция. Приостанавливается реализация многих проектов.

Здание дворянской гимназии Тифлиса передают под военный госпиталь. Ныне это первый корпус Тбилисского государственного университета на пр. Чавчавадзе №1. Из города перебрасываются на фронт военные части. Это бьет по доходным домам, где на квартирные деньги из казны снимали жилье офицеры. С военной мобилизацией населения и с отправкой офицеров на фронт, падает и общий платежеспособный спрос.

Останавливается работа Кавказского офицерского экономического общества. Оно имело статус акционерного общества и было призвано активно вовлечь офицерский корпус к венчурным инвестициям. Специально для него в Тифлисе в 1913 году было построено роскошное здание на Кирочной улице №16. Помимо деловой функции оно выполняло также роль культурного центра офицерского собрания. В нем проводили благотворительные вечера и иные мероприятия.

В советское время здание сменит профиль. После советизации его передали кооператорам. Там поселилось правление Тифлисского единого рабочего кооператива. Затем особняк перешел в сферу торговли, став центральным универмагом города. Именно в этом амплуа здание и запомнилось тбилисцам. По современным меркам, тогдашний тбилисский ЦУМ представлял собой универсальный мультибрендовый хаб розничной торговли. В XXI-ом веке на это место придут уже банкиры. В здании ЦУМа поселится "TBC Bank". Сейчас особняк занимает один из проектов банка - "TBC Concept". Его современный адрес: ул. Марджанишвили №7.

Неплохо обстоят дела у производителей военного обмундирования, чая, папирос, провианта и у коннозаводчиков. Они получают щедрые военные заказы. С высокой нагрузкой работают морские порты и железная дорога. Причем, незадолго до войны входит в строй новая ветка железной дороги: Карс — Сарыкамыш. Кстати, последний город ныне является горнолыжным курортом. Сейчас это города Турции, а тогда - кавказского наместничества. Ведь, в границы наместничества помимо Южного Кавказа входила еще Карская область нынешней Турции, а также Дагестан и причерноморские регионы России, включая Новороссийск.

В центре Тифлиса находился штаб Кавказского военного округа. Он располагался на Дворцовой улице. Ныне это здание частного бизнес-центра на пл. Свободы №2. Начальником штаба был генерал Николай Юденич. Позднее в годы гражданской войны он стал одним из лидеров белогвардейского движения. При войсках округа в офицерских званиях состояли сразу два персидских принца — Шах Рух Мирза Шамшадинов и Фатали Мирза.

Среди иных тифлисских военных объектов были окружной военный арсенал, комендантское, интендантское и другие управления, военный суд и прокуратура, а также военный госпиталь. По состоянию на 1913 год в городе располагались штабы двух армейских корпусов, гренадерской дивизии, стрелковой бригады, а также управления кавалерийской и казачьей дивизии. Были расквартированы и войска: жандармский эскадрон, два гренадерских полка, два стрелковых полка, артиллерийская бригада, драгунский полк, пластунский батальон, два саперных батальона, обозный батальон, железнодорожный батальон, искровая рота и осадный инженерный парк.

Многие строения, предназначавшиеся для этих военных объектов не дошли до наших дней. Но, большинство уцелело, поменяв профиль. В основном они стали жилыми домами. Некоторые из них превратились в гражданские объекты, как например грузинский авиационный университет, расположенный на пр. Кетеван Цамебули №16. Там на смену гренадерам пришли авиаторы.

Император Николай II-ой в последний раз приехал в город в ноябре 1914 года. Царь посетил Дворец наместника на Кавказе, Дворянское собрание Тифлиса, Кадетский корпус, Алескандро-Невский военный собор и военно-исторический музей "Храм славы" — на Головинском проспекте, Тифлисское военное училище — на Михайловском проспекте, а также шиитскую и суннитскую мечети, Сионский и Ванкский соборы, Михайловскую и Арамянцевскую больницы и другие объекты.

В 1921 году здание Дворянского собрание Тифлиса сгорело. Позднее на его месте построили "Дом связи". Ныне это частный бизнес-центр по адресу: пр. Руставели №12. Теперь из него хотят сделать гостиницу и казино. Алескандро-Невский военный собор снесли в 1930-ые годы и вместо него возвели "Дом правительства". Сейчас это Парламент Грузии, на пр. Руставели №8.

"Храм славы" устоял. Его превратили в художественную галерею. Ныне это государственная картинная галерея имени Дмитрия Шеварднадзе, более известная под именем "Голубая галерея". Она расположена на пр. Руставели №11. Куда меньше повезло экспонатам военного музея. В их числе были редкие награды и оружие, а также мундиры, и иные предметы, принадлежавшие многим известным историческим личностям. Часть из них бесследно исчезло в буйные 1920-ые годы, а другую часть растащили уже в лихие 1990-ые годы.

Сохранилось и здание Тифлисского кадетского корпуса. Правда, еще в 1920-ые годы оно сменило профиль. За сотню лет там побывала масса учреждений - от Наркопроса и Госплана - до коммерческого банка. Сейчас в нем расположен частный музей современного искусства, принадлежащий семье скульптора Зураба Церетели. Он находится по адресу: пр. Руставели №27.

Тифлисское военное училище продолжило работать по профилю и в красном Тифлисе. В XXI-ом веке комплекс зданий отдали в руки частного капитала. Ныне это главный офис фармацевтической компании "PSP Pharmacy", на пр. Агмашенебели №148.
В честь приезда августейшего гостя тифлисское дворянство организовало торжественный прием. Он прошел в особняке семьи промышленника и мецената Давида Сараджишвили — на Сергеевской улице. Ныне это Дом писателей Грузии, на улице Мачабели №13. Городские власти устроили прием в Артистическом обществе Тифлиса — на Головинском проспекте. Сейчас это здание госуниверситета театра и кино, на пр. Руставели №19-23.

Всего через три года после отъезда последнего российского императора в этом здании разместится уже штаб войск кайзеровской Германии. Конечно, тогда - в далеком 1914 году никто себе этого просто не мог и представить. Провозглашая тост кахетинским шампанским император Николай II сказал: "От души осушаю бокал за население Тифлиса", а затем записал в дневнике: "Очень тепло проводил меня Тифлис".

В 1915 году генерал Николай Юденич сменил на посту командующего Кавказской армией 78-летнего Иллариона Воронцова-Дашкова, а пост наместника отошел к великому князю Николаю Романову — тезке и дяде императора. Он стал вторым Романовым на посту кавказского наместника и последним наместником царя на Кавказе.

Наместник, как и полагается, обитал во дворце. Ныне это Дворец учащейся молодежи, на пр. Руставели №6. Генералу полагалось жилище поскромнее. Еще во второй половине XIX-го века специально для начальника штаба округа был построен казенный дом. Как указано в адресной книжке Тифлиса за 1898 год, "генеральская квартира" располагалась на Барятинской улице, в доме №16. Выходит, что командующий кавказской армией Николай Юденич жил в особняке напротив Александровского сада, на нынешней улице Чантурия.

Под командованием Николая Юденича в 1915 и в 1916 годах были проведены Сарыкамышская и Эрзинджанская операции, выиграно сражение под Эрзурумом, разбиты войска Энвер-паши и разгромлена 3-ья турецкая армия. Кавказской армии удалось захватить шесть турецких городов: Трапезунд, Мамахатун, Ван, Байбурт, Келькит и Эрзинджа.

В сражении на полях первой мировой войны участвовали 285 тысяч выходцев из Грузии. В их числе более 70 генералов и тысячи офицеров. На заре XX-го века военное дело было традиционным уделом аристократии. Конечно, встречались также гражданские чины, ученые, священнослужители, коммерсанты, деятели культуры и искусства. Но, все же военная служба, считалась делом куда более привычным и престижным.

Впрочем, одно другому не помеха. Возьмем хотя бы князя Александра Чавчавадзе. Генеральские эполеты совсем не мешали ему быть литератором и проводить реформы в качестве гражданского чиновника. На протяжении тысячелетий за право управлять элиты честно платили налог кровью. Это в процессе дегенерации, стартовавшего в последней четверти XX-го века появились квази-элиты. Но, что такое полвека для истории? Ровным счетом ничего. Всего лишь мимолетная флуктуация.

В длинном списке героев первой мировой войны были двое грузинских генералов царских кровей — Дмитрий Багратиони и Александр Багратион-Мухранский. Среди отличившихся на полях сражений были и другие грузинские генералы: Захарий Бакрадзе, Иване Казбеги, Георгий Андгуладзе, Илья Одишелидзе и Кирилл Кутателадзе.

Тифлисец Алексей Брусилов вошел в историю первой мировой войны, как выдающийся стратег. Знаменитый "брусиловский прорыв" 1916 года был назван именно в его честь. Будучи командующим фронтом, генерал провел блестящую наступательную операцию. Это было редкое явление для всего европейского театра военных действий. Его войска продвинулись на десятки километров в тыл противника. В итоге армия Австро-Венгрии оказалась на грани катастрофы. Ситуация вынудила немцев перебросить свои войска от Вердена. Оттянув силы противника на себя, русские войска облегчили положение английских и французских союзников, а также спасли от разгрома Италию.

Генерал дослужился до должности верховного главнокомандующего всей императорской армии, а потом стоял у истоков создания уже Красной армии. Известно, что он увлекался оккультизмом. Неудивительно, если учесть тот факт, что его второй женой была Надежда Желиховская. У нее тоже были тифлисские корни. Она была дочерью Веры Желиховской - сестры теософа Елены Блаватской, а также кузиной премьера - реформатора Сергея Витте.

Возможно, их первое знакомство произошло еще в Тифлисе. Отец прославленного генерала тоже был генералом и служил на Кавказе. Он отвечал за создание укреплений вдоль черноморского побережья. Затем Алексей Брусилов - старший возглавлял полевой аудиториат отдельного кавказского корпуса. Вращаясь в одном и том же кругу одного и того же города, их семьи наверняка были знакомы. Родители Алексея Брусилова жили в Тифлисе с 1839 по 1859 год, а семья Надежды Желиховской - с 1846 по 1867 год.

Важную геополитическую миссию в первой мировой войне успешно выполнил и грузинский генерал Николай Бараташвили, более известный под фамилией Баратов. В 1915 году он нейтрализовал пронемецкие силы и турецкие диверсионные отряды на иранском направлении. За два с половиной месяца его экспедиционный корпус взял под контроль сотни километров иранской территории и занял Тегеран. Именно это обеспечило лояльность Персии.

По итогам спецоперации в штаб кавказского фронта генерал направил донесение: "Мирная жизнь персидского населения, нарушенная боевыми действиями, вошла в свою колею". Персидский монарх Султан-Ахмед-шах, объявил врагами подданных, подталкивавших его к войне с Антантой. Он поблагодарил Николая Бараташвили за дружелюбное отношение русских войск к населению и вручил ему высшую награду - "Темсал". Это персидский орден для ношения на шее в виде миниатюрного портрета шаха, украшенного бриллиантами. Позднее опыт Николая Бараташвили применят уже во время второй мировой войны. Тогда Тегеран займут советские и британские войска, а персы откажутся от союза с третьим рейхом.

В годы гражданской войны генерал - покоритель Персии стал эмиссаром белогвардейской армии генерала Антона Деникина при меньшевистском правительстве Грузии. В 1919 году тифлисские большевики совершат на него покушение. На Верийском спуске в его автомобиль была брошена бомба. Генерал Николай Бараташвили был тяжело ранен и ему ампутировали ногу.

На полях сражений первой мировой войны отличились не только генералы, но и масса грузинских офицеров. Многие проявили героизм и смекалку. Возьмем например историю полковника Акакия Отхмезури. Он командовал на западном фронте 2-ой кавказской армией, куда входил 15-ый тифлисский, 16-ый мингрельский и 14-ый грузинский гренадерские полки.

В одном из сражений враг использовал удушающий газ - хлор. Все надели противогазы. Однако в них невозможно командовать войсками - никто ничего не слышит. Противник пошел в наступление. Возникла паника. Тогда полковник снял противогаз. Его примеру последовали и другие офицеры. Все они погибли. Зато атака была отбита.

Есть и веселая история про капитана Тараса Вашакидзе, с восточного фронта. Там этот офицер командовал разведотрядом, состоящим всего из 129 бойцов. Его отряд вернулся из тыла противника с серьезной добычей. Разведчики нейтрализовали целый турецкий корпус. Они пленили командира корпуса, трех командиров дивизий, десятки штабных офицеров и свыше 1.300 солдат. Кроме того, они принесли с собой еще 8 орудий, 24 пулемета и ящики с боеприпасами.

Хитрый капитан сумел убедить турок, что за ним следуют три полка. Наивные турки поверили и сдались. Так без единого выстрела был побежден целый армейский корпус. Об этой забавной истории стало известно французскому президенту Раймону Пуанкаре. Находчивость офицера пришлась ему по душе. Он вручил капитану французскую награду, предназначенную для военноначальников не ниже командующих армиями.

Жаль только, что в целом первая мировая война и последовавшие за ней катаклизмы оказались для Тифлиса и тифлисцев вовсе не таким же веселым приключением. По различным оценкам, череда исторических событий, стартовавших в 1914 году, унесла жизни до 200 тысяч уроженцев Грузии.


Рецензии