Эпопея воинов Свободной Франции
Экспозиция организована Комиссией по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и Ассоциацией предпринимательских сообществ «Объединенный центр делового сотрудничества ШОС» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, в рамках проекта «Наследники российской воинской Славы».
Вторая мировая война была глобальным конфликтом, который затронул все уголки планеты, включая Африканский континент. Через серию из 60 постеров с архивными и современными фотографиями, документами и историями экспозиция рассказывает о Борьбе всего Человечества против нацизма, фашизма и милитаризма, о подвигах и жертвах Советского народа и народов Африки, воинов армий стран Антигитлеровской коалиции, об антифашистских и национально-освободительных движениях и участии в них русских патриотов.
Особое внимание уделено тому, как сегодня в России и странах Африки чтут трагические и героические страницы истории своих народов. Хранить память и давать отпор попыткам европейских реваншистов и неонацистов переписать историю Второй мировой войны – общий долг миролюбивых сил всех континентов.
Эпопея воинов «Свободной Франции»
История, рассказанная Алексеем Борисовичем Подцеробом, послом СССР в Ливии и послом России в Тунисе
Алексей Борисович Подцероб внес огромный вклад в изучении истории боевых действий союзников Советского Союза в Ливии и Тунисе в годы Второй Мировой войны.
Эпопея воинов «Свободной Франции»
В Ксар Гиляне, оазисе тунисской Сахары, находится обелиск, надпись на котором гласит, что прибывшее из Чада Соединение “Л” под командованием французского генерала Ф. Леклера нанесло здесь поражение немецким войскам.
Эта история началась в конце июля 1940 г., когда к эмигрировавшему в Лондон генералу Шарлю де Голлю, который 18 июня 1940 года призвал французов и француженок подняться с колен и начать борьбу против нацистов, оккупировавших Францию, пришел незнакомый французский капитан, представившийся как Филипп Леклер и заявивший о своем желании присоединиться к «Свободной Франции».
Его кредо было выражено в одном из выступлений перед бойцами Свободной Франции:
“Кто мы? Люди, готовые на что угодно, не задумывающиеся над шансами на успех, способные на любое безумство, если только это потребуется для того, чтобы отстоять честь Франции”.
Именно этому мужественному капитану принадлежит крылатая фраза, многократно повторявшаяся генералом де Голлем: «Французы не знают слова “невозможно”».
Ш. де Голль видел выход в привлечении на свою сторону жителей французских колоний, что дало бы возможность использовать в борьбе с Германией и Италией дислоцированные там французские войска, людские и материальные ресурсы этих территорий. В своем знаменитом воззвании к французам 18 июня 1940 г. он акцентировал:
“Франция не одинока! Она не одинока! Она не одинока! За ней стоит обширная империя” .
Да, это была огромная колониальная империя, и французские власти африканских колоний тогда выжидали, на чью сторону перейти…
И когда 24 июня 1940 г., после капитуляции Франции, Ш. де Голль обратился к губернаторам и командующим войсками в французских колониях с призывом присоединиться к «Свободной Франции», на этот призыв откликнулись лишь генералы П. Кениг и Лежантийом. В июле губернатор Чада Ф. Эбуэ отказался признать капитуляцию Франции и заявил, что будет сражаться против итальянцев и немцев.
27 октября 1940 г. Ш. де Голль учредил Совет обороны Империи, на который была возложена задача «представлять страну и Империю, сражающиеся на свое существование». В его состав вошли антифашистски настроенные губернаторы французских колоний. Теперь, после присоединения Габона, Свободная Франция контролировала всю ФЭА. Стратегический успех был налицо.
“В целом, — констатировал тогда Ш. де Голль, — хотя не все цели нашего африканского предприятия были достигнуты, была по меньшей мере создана солидная база для наших военных усилий, простиравшаяся от Сахары до Конго и от Атлантики до бассейна Нила”.
Экваториальная Африка и Французский Камерун стали местом сосредоточения сил «Свободной Франции». Здесь же шел набор и африканских будущих воинов. После обучения военному делу они перебрасывались в Египет и в Англо-Египетский Судан для участия в операциях против германских и итальянских войск в Северной Африке и на Африканском роге.
Ш. де Голль принял решение нанести удар по ливийскому Феззану, оккупированному итальянцами, и тем самым открыть в пустыне Сахара, в дополнение к англо-итальянскому фронту еще один театр военных действий. А затем пробиться через Сахару к Средиземному морю.
Задача реализовать этот план была возложена на Ф. Леклера. Но под его командованием было только около 400 человек, четверть из которых — французы, а остальные - сенегальские тиральеры, сформированные — несмотря на свое название — из жителей Французской Экваториальной Африки. И 89 небольших грузовиков, на которых кустарным способом были установлены пулеметы и минометы. Нечего было и думать о том, чтобы пересекать на таких машинах высокие барханы Сахары.
Однако велико было желание сенегальских тиральеров вступить в бой с итальянцами и немцами. Они рвались в бой. Чем это объяснить?
Какое, казалось бы, им, африканцам, было дело до схватки Франции и Англии с Германией и Италией?
Исторический факт: африканцы ненавидели немцев! В Африке не забыли об их жестокостях в Камеруне (который с 1884 по 1916 г. был германским протекторатом), о беспощадном подавлении немцами-расистами антиколониальных восстаний в других странах.
Что касается арабов Ливии и Чада, то те жаждали отомстить итальянцам за истребление так и не покорившихся колонизаторам племен Ливии. Играли свою роль и надежды, что в благодарность за участие в войне против нацистов Франция после победы предоставит колониям независимость, а ее жителям – свободу.
Но… эти надежды не оправдались… И мы расскажем и об этом…
Сегодня мир знает, как жестоко и бесчеловечно поступили после окончания Второй мировой войны с африканцами европейские «собратья по оружию». Мир знает правду: колониализм, а сегодня и неоколониазизм, как гангрена, разъедает души тех европейцев, которые возомнили, что они были и есть «белые господа», а африканцы - их «черные рабы».
Бороться с расизмом и нацизмом и сегодня - актуальная задача всех граждан мира!
Клятва Свободной Франции
5 февраля 1941 года 60 французов и тиральеров на 22 автомашинах двинулись к ливийскому оазису Куфра. Им удалось незаметно проникнуть в оазис, неожиданно атаковать аэродром, уничтожив находившиеся на нем самолеты, и без потерь вернуться в Чад.
19 февраля они снова заняли оазис и аэродром Куфры. Однако итальянцы, засевшие в форте с бастионами, на которых были установлены пушки и пулеметы, продолжали сопротивляться. Началась осада. Понимая, что противник вооружен намного лучше, чем его отряд, Ф. Леклер решил вызвать у итальянцев впечатление, что на его стороне превосходство в силах. Так, его единственное орудие, сделав несколько выстрелов, снова и снова меняло позицию, чтобы осажденным казалось, будто огонь ведут несколько пушек и с разных сторон. У итальянцев сдали нервы, и 1 марта они капитулировали. В плену оказались 59 итальянских офицеров и 273 «аскера» (так называли насильно мобилизованных в итальянскую армию ливийцев). Были захвачены внушительные трофеи — четыре зенитных орудия, 53 пулемета, шесть автомашин, восемь гусеничных тягачей.
2 марта Ф. Леклер построил свой отряд во внутреннем дворе форта, где его солдаты, французы и африканцы, дали ставшую знаменитой клятву: “Мы продолжим поход и не остановимся до тех пор, пока французский флаг не будет поднят на Страсбургском соборе”.
1942 год. «Возрождение Франции» началось в Ливии
Наступил январь 1942 г.. Направленный в Ливию, чтобы спасти германо-итальянскую группировку, генерал Роммель начал наступление.
В феврале 1942 г. 8-й английской армии, отступавшей под ударами Африканской армии, удалось закрепиться в Киренаике на линии от Аль-Газали на берегу Средиземного моря до находящегося в пустыне колодца Бир Хаким. Там был создан опорный пункт, представлявший собою треугольник площадью в 16 кв. км, заминированный тысячами мин. Защищать его было приказано Первой бригаде Свободной Франции под командованием генерала П. Кенига, насчитывавшей 3,5 тыс. человек при 88 орудиях и 44 минометах.
27 мая 1942 г. Африканская армия вновь перешла в наступление. Э. Роммель рассчитывал в течение двух дней окружить англичан и занять Тобрук. На взятие Бир Хакима по этому плану отводилось несколько часов. Но здесь наступавшие на правом фланге Африканской армии итальянцы столкнулись с упорным сопротивлением Первой бригады. Атаковавшая опорный пункт танковая дивизия “Ариэте” была вынуждена, потеряв 50 танков, отказаться от дальнейших попыток штурма. Затерянный в пустыне колодец неожиданно приобрел важное оперативно-тактическое значение.
Прорвавшиеся через английские минные поля танки Э. Роммеля нуждались, чтобы продолжить наступление, в горючем и боеприпасах, доставлять которые, пока не взят Бир Хакейм, приходилось длинным окружным путем. Э. Роммель подтянул к колодцу немецкие 15-ю танковую и 90-ю легкопехотную дивизии и итальянскую дивизию “Триесте”. Опорный пункт подвергся ожесточенным ударам Люфтваффе. Но французы и тиральеры продолжали упорно сопротивляться.
Лишь в ночь с 9 на 10 июня П. Кёниг отдал приказ оставить позиции, потеряв треть своих бойцов…
“Пушки под Бир Хакеймом возвестили всему миру о начале возрождения Франции”, — так оценил Ш. де Голль бой за ливийский Бир Хакейм. В войска Свободной Франции вступило 17,5 тыс. африканцев-добровольцев из ФЭА, большинство из которых затем приняло участие в боях на севере Сахары в составе 8-й армии.
22 сентября 1942 года глава Сражающейся Франции (так с 1 июля 1942 г. стала именоваться Свободная Франция) вручил Ф. Леклеру предписанием овладеть сахарскими оазисами, сформировать там французскую администрацию, а затем двинуться на Триполи, столицу Ливии.
Освобождение Туниса от нацистов
В начале 1943 года в ходе развернувшегося наступления союзников Советского Союза на Тунис, куда отступила «Африканская армия» Э. Роммеля, перед Соединением “Л” была поставлена задача занять и удерживать Ксар Гилян на юге Туниса, обеспечивая фланг 8-й армии.
23 февраля 1943 года приданная Ф. Леклеру разведывательная рота «Священного батальона», состоящего из греческих бойцов-добровольцев, вступила в оазис. Один из дозоров попытался продвинуться дальше к северу, но, натолкнувшись на немецкие аванпосты, был вынужден отойти. Тем временем к Ксар Гилян подошли из Гадамеса основные силы Соединения “Л”. Ф. Леклер приказал сразу же организовать оборону, тщательно маскируя занимаемые позиции. Созданная французами оборонительная линия имела форму полумесяца. Ее левое крыло упирается в барханы, а правое — в скалистые холмы, что делало невозможным обход флангов.
Успех в боях за оазис Ксар Гилян стал, как и оборона Бир Хакейма, камешком, падение которого вызвало сход лавины.
29 марта 1943 года бойцы Сражающейся Франции, следуя в авангарде 8-й армии, вступили в Габес. Борьба за Северную Африку подходила к концу. 12 мая 1943 г. нацисты и фашисты капитулировали.
Верность клятве, данной в Сахаре
Затихли бои в Ливии и Тунисе…
Но впереди было еще два года ожесточенных боев за освобождение Европы Советской армией и ее боевыми союзниками..
В ночь с 24 на 25 августа 1944 г. бойцы Соединения “Л”, составившие костяк французской 2-й бронетанковой дивизии, вступили в Париж, освобожденный самими парижанами, и Ф. Леклер принял капитуляцию немецкого гарнизона.
А 23 ноября 1944 г. ветераны сахарской эпопеи, французы и африканцы, освободив Страсбург от нацистов, подняли национальный флаг Франции на Кафедральном соборе, выполнив клятву, данную ими четыре года тому назад в ливийском оазисе Куфра, в пустыне Сахара, где и началось «возрождение Франции».
Такова история, рассказанная Алексеем Борисовичем Подцеробом.
Опубликовано Н.Сологубовским.
Просьба посылать ваши отзывы на почту
sweeta45@mail.ru
Свидетельство о публикации №225101201640