Ещё про окна 4. 08. 2023

Есть один безотказный способ вызвать дождь – помыть окна! Но так быстро как сегодня, это не действовало ни разу. Я только зашла домой со стремянкой и «Мистером Мускулом», засунула тряпки в стиральную машинку, и через три минуты пошёл дождь. Дождь, которого по утреннему прогнозу не предвиделось в нашей местности всё ближайшее время. Очень недолгий, не как из ведра, а как из лейки, но очень обидный, я так старалась убрать следы тех обильных проливных дождей, что донимали всю прошлую неделю. Но капли на стекле снаружи разрушили все мои старания.
 
И эта внезапность дождя, и внезапность августа значит так много - как внезапность жизни и внезапность её конца…

Август не такой депрессивный, как вторая половина июля, а такой «здравствуй, грусть» как у Франсуазы Саган. Из школьного детства и отрочества остался нескончаемый диалог моих внутренних Близнецов: -«Аах, всё, лето кончается, скоро в школу!» - «Неет, ещё почти целый месяц каникул. Гуляй – не хочу!». Этот внутренний раздрай почему-то не вызывал особого дискомфорта, просто существовал как данность. Ведь в каждом из исходов были свои плюсы и минусы.

В школу после двух месяцев каникул уже хотелось, с интересом читала только что купленные учебники, и тут не по расписанию, а по личной склонности можно было выбрать предмет. Помню, в Ордынске в 1969 г. купила хрестоматию по литературе, легко выучила первую главу «Евгения Онегина» и донимала своего двоюродного брата Женьку бесконечным повторением строфы «Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне не досуг…» ну и далее по тексту. И домашних заданий пока нет…

И гулять в лесу было здорово, а если тёплая погода стояла, то можно было ещё купаться. Путь к Оби от бабиного дома лежал через огород с картошкой, в конце которого нужно было перелезть через невысокий забор, потом перейти шоссе, и в лес, светлый, солнечный даже в пасмурную погоду, ведь кора сосен имеет такой яркий насыщенный цвет - светло-рыжий, почти розовый местами, и пахнет хвоей и смолой, и раскрывшиеся шишки похрустывают под сандалиями, земляника уже закончилась, грибов ещё нет, но кое-где на невысоких кустиках костяники оранжевые кисло-сладкие ягодки из маленьких отдельных шариков, собранных в шарик побольше. Вот последний подъём перед выходом из леса, и Обь, Обское водохранилище – необъятное пространство, мой личный детский Мировой океан, и восторг до ужаса, если надо плыть на лодке, и щенячья радость, если можно побултыхаться у берега.
 
А если зарядит дождь, можно было улечься в кладовке в сенках на старый матрас или дедов собачий тулуп и в который раз перелистывать старые «Огоньки», а если вдруг откуда-то бралась новая интересная книжка, то никакая погода – ни дождливая, ни солнечная - не имела значения.

Вот и теперь, вроде всё решено: сколько-то банок огурцов всё же закручено, и из кастрюли, где под гнётом в рассоле уложено энное количество зелёненьких пупырчатых с укропом и чесноком, уже обалденно пахнет малосольными, завтра надо будет убрать в холодильник, замечательная закуска даже для записных трезвенников. Меня когда-то научила мама класть малосольный (но не маринованный из банки) огурчик в салат с помидорами и свежими огурцами, лучок, перчик, ароматное масло (подсолнечное, разумеется, оливковое тут не катит) – ммм- вкуснятина, и получившийся сок со дна салатника обязательно выпить или вымакать кусочком хлеба. До октября, пока есть грунтовые помидоры, это лучшая еда всех времён и народов, можно даже без мяса, ха-ха.

С фитофоторой бороться бесполезно, она после июльских дождей и холодных ночей рулит повсюду, а значит, помидоры, если не поголовно, то большей частью пропадут.
И время отпуска утекает как песок через диафрагму между колбами в одноимённых часах, и есть ощущение безвременья, как будто кто-то главный, кто имеет право переворачивать эти часы, забыл это сделать. И надо много чего делать, и страшно не хочется. А осень неумолимо приближается, но будет ли она золотой – большой вопрос. В общем, та самая история «По дороге в Загорск»…

И буйные флоксы всех пятидесяти оттенков розового воспряли после дождей, осыпая всю землю вокруг лепестками, цветут как не в себя, одуренно пахнут к вечеру, считая, наверное, август лучшим временем их жизни. И скромные на их фоне лилейники совсем не скромно, а горделиво раскрыли свои венчики, как раструбы духовых, прославляя август, ведь у каждого цветочка для этого есть всего 1-2 дня.
   
 

Вся земля и в палисаднике, и на огороде, и на заасфальтированном дворе густо засыпана семенами берёзы, от чего имеет желто-коричневый цвет, как песок в пустыне, на обуви, одежде и волосах эти семена проникают в квартиру, из покрытой ими травы вылазят сыроежки и поганки прямо по дороге на огород, это август, детка!
       
Но как в квантовой механике согласно принципу неопределённости, у частицы не могут быть одновременно точно измерены положение и скорость, так и в подлунном мире ничего не решено окончательно, и всё ещё возможно, и августом год не заканчивается, но зато для меня и всех занятых такой же профессиональной деятельностью в сентябре он ещё и начинается!

И закон сохранения энергии и эмоций для равновесия за подпорченные дождём окна подкинул к вечеру страничку в Интернете со стихами Александра Кушнера. Близкий друг Бродского, вместо него могший получить Нобелевскую премию, если бы решился тогда, как Иосиф, уехать, русский еврей, великий русский поэт, две строки которого знают все, даже те, кто никогда о нём не слышал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…». Удивительный лирик, странный и простой, живой классик, он сделал этот августовский вечер чудесным и обещающим встречу впереди несмотря на предназначенное расставанье. Читать нараспев на мотив Хабанеры:

У нас в стране,
У нас в стране при всех обидах
То хорошо, что ветвь в окне,
И вздох, и выдох,
И боль, и просто жизнь — в цене.


Рецензии