1942. Бургиба. Германия будет размолота!

Хабиб Бургиба: «Германия будет размолота»

15 октября 2025 года в 17 часов в ГБУ «Московский дом национальностей» по адресу: ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1 состоится торжественное открытие фотовыставки «Забытые страницы Второй мировой войны и вклад народов Африки в разгром нацизма».
Экспозиция организована Комиссией по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и Ассоциацией предпринимательских сообществ «Объединенный центр делового сотрудничества ШОС» при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, в рамках проекта «Наследники российской воинской Славы».
Вторая мировая война была глобальным конфликтом, который затронул все уголки планеты, включая Африканский континент.  Через серию  из 60 постеров с  архивными и современными фотографиями, документами и историями экспозиция рассказывает о Борьбе всего Человечества против нацизма, фашизма и милитаризма,    о подвигах и жертвах Советского народа и народов Африки, воинов армий стран Антигитлеровской коалиции,  об антифашистских  и национально-освободительных движениях и участии в них русских патриотов.
  Особое внимание  уделено тому, как сегодня в  России  и странах Африки чтут трагические и героические страницы истории своих народов. Хранить   память  и давать отпор попыткам  европейских реваншистов и неонацистов  переписать историю Второй мировой войны – общий долг миролюбивых сил всех континентов.
 Один из постеров посвящен  Хабибу Бургибе, лидеру национально-освободительного  движения в Тунисе...

Хабиб Бургиба: «Германия будет размолота»
http://www.proza.ru/2016/06/16/124

8 августа 1942 г., еще находясь в Fort Saint-Nicolas  в Марселе, когда до коренного перелома Второй Мировой войны было далеко и чаша Истории Человечества колебалась, Бургиба, воспользовавшись свиданием с женой и сыном, обратился с письмом из тюрьмы к своим  соратникам в Тунисе, ко всему тунисскому народу. В нем он предсказал неизбежную победу союзников  и поставил задачи перед  тунисскими патриотами.
Это письмо могло стать его политическим завещанием. Его намек на то, что он больше не увидит свободы, красноречиво говорит о том, в каких тюремных условиях он находился и какое давление ему пришлось выдерживать.
Сказав «НЕТ!»  нацистам, Хабиб Бургиба продолжал сражаться и из застенков отдавал приказы своей «армии». И не раз, как он потом рассказывал, Хабиб Бургиба вспоминал образ побежденного, но несломленного берберского царя Югурты, героя истории Туниса, брошенного римлянами в тюрьму и казненного ими, но не предавшего свой народ.
Вот это историческое письмо .
«Дорогие товарищи! Мои дорогие соотечественники!
У меня складывается впечатление, что все или почти все уверовали в победу держав Оси . Подобное состояние умов фатально совпадает с темными чувствами тунисского народа, забитого тяжестью слепых и жестоких репрессий, которые длятся с 9 апреля 1938 г., а после капитуляции Франции были продолжены с той же свирепостью, под безразличным взором комиссии по перемирию.
Наивная вера в то, что поражение Франции – ниспосланная ей божья кара, что с ее господством кончено, а независимость придет к нам с неминуемой победой держав Оси, такая вера поселилась в душах. И это можно понять. Но я вам говорю, это – ошибка, страшная и непростительная ошибка...
Германия не выиграет войну,... время работает против нее, и можно математически просчитать, что она будет раздавлена. Между русским колоссом, которого не удалось свалить в прошлом году – и он уже возобновляет наступление  – и колоссом американским, или англосаксонским, который держит моря и чьи промышленные возможности неисчерпаемы, Германия будет размолота, как в тисках мощных челюстей. Это лишь вопрос времени.
Поэтому наша роль, ваша роль и всех, кто имеет определенное влияние на массы, – действовать таким образом, чтобы к исходу войны тунисский народ и в особенности его передовой отряд, Новый Дустур, не оказался в лагере побежденных... В этих условиях следует дать активистам указание, дать под мою личную ответственность: войти в контакт с французами-деголлевцами в Тунисе (должны же они быть, хотя бы некоторые наши друзья-социалисты, например) с целью согласовать, по возможности, нашу подпольную деятельность с их задачами, оставив на потом, будем думать об этом после войны, проблему независимости.
Постарайтесь также, насколько возможно, с их, друзей, посредничеством, установить контакты с английскими или американским агентами, которые должны сейчас кишеть в Тунисе... Но это надо делать с большими предосторожностями, не теряя связи с французами, поскольку вполне вероятно, даже не стоит сомневаться, что это вызовет их разочарование. Однако, неважно. От нас сейчас требуется безусловная поддержка союзников .
Я вам повторяю: для Туниса это вопрос жизни и смерти! И если, несмотря на все мною сказанное, я не смог вас убедить, подчиняйтесь! Это приказ, который я вам даю. Его не обсуждайте! Я принимаю на себя всю ответственность перед Богом и перед Историей!»

Я надеюсь, что  проницательный читатель    поймет, почему, когда говорят об истории Туниса,  нельзя не рассказать  о периоде, когда эта страна была оккупирована нацистами (1942 год)  и затем освобождена  (1943 год) союзниками Советского Союза по Антигитлеровской коалиции  от «коричневой чумы».
Северная Африка была театром боевых действий, которые западные историки  и сегодня преувеличенно называют «самыми решающими», а советские историки наоборот, считали «боями местного значения». Я предлагаю историкам   сделать  один шаг к созданию более объективной картины  войны и анализу ее уроков. И предостеречь от забвения этих уроков. Сегодня мир столкнулся с новой угрозой: международным терроризмом,  «исламским фашизмом», который прозвали «черной чумой».
Сейчас модно разыгрывать по телевидению шоу на тему  «Что было бы, если бы да кабы»… Страшно подумать, что было бы… И когда историки пишут, что в 1942-1943 гг. чаша Истории Человечества колебалась, то кто может сказать, чей вклад оказался решающим и что склонило эту чашу на сторону Нашей Общей Победы: стойкость советского солдата под Сталинградом,  храбрость английского артиллериста под Эль-Аламейни, мужество американского танкиста под Кассерином, любовь  французского летчика эскадрильи Нормандия-Неман к своей Родине, Свободной Франции  или эти несколько листов бумаги, исписанных  недрогнувшей рукой  гражданина Туниса, ставшего впоследствии первым президентом Свободного Туниса .



2013 год. Письмо из разрушенного Карфагена.

В ночь с 6 на 7 ноября 1987 года молодой и энергичный генерал Бен Али, премьер-министр Туниса, отстранил от власти  «по состоянию здоровья» старого и беспомощного Хабиба Бургибу. Одновременно он заявил о своей решимости продолжать политику Бургибы, первого президента Туниса, под руководством которого тунисский народ добился независимости и встал на путь социального прогресса. Тунисцы с одобрением восприняли эту «жасминовую», как ее назвали журналисты, «революцию».
Молодой  и «подающий большие надежды своей бурной писаниной», как шутили друзья, журналист Агентства печали Новости, кем я был тогда,  стал свидетелем 1987 года в Тунисе.
...Бургиба покидал президентский дворец в Карфагене на вертолете. Он попросил пилота сделать прощальный круг и сказал с болью и печалью  слова, которые узнала потом вся страна: «Прощай, мой Карфаген!»
И еще долгие годы Бургиба жил в родном городе Монастир. А когда он скончался в 2000 году, тунисцы говорили: «Отец умер!» Поклониться к его гробу пришла вся страна...
Это был Человек с большой буквы: он  жил заботами Туниса, сделал много для его развития и думал о светлом будущем своей Родины. И он же сделал много ошибок, которые сам признавал и сам пытался исправить.
И вот прошло много  лет, насыщенных многими событиями в жизни Туниса, да и не только Туниса, а и всего мира. Сегодня все они высвечиваются новым светом, потому что их итог оказался неожиданным и никем непредсказуемым.
14 января 2011 года президент Бен Али был вынужден покинуть страну на самолете и, не сделав круг над руинами древнего Карфагена, великого города, погибшего от рук своего заморского врага, имперского Рима, во втором века до н.э., оказался в изгнании.
Какие слова сказал он, бросая взгляд на родную тунисскую землю, исчезающую в тумане, неизвестно. Но какая драматическая сцена разыгралась у трапа президентского самолета, я рассказал в моей книге «THAWRA. 13 дней, которые потрясли Тунис», изданной в 2013 году, до печальных событий 2014 года на Украине и 2024 года в Сирии...


Рецензии