Муравьи и кузнечики

                МУРАВЬИ И КУЗНЕЧИКИ

                ОКОЛОНАУЧНОЕ ЭССЕ

«Соревнование было выиграно благодаря уму, проницательности и удаче, а не тщательности и упорному труду: кузнечики одержали победу над муравьями, и муравьи обижены по сей день».
                Horace Judson (1931-2011)




Глава 1. Леди и Джентльмены.



Однажды я написал цикл статей под общим названием «Молчание ягнят» о поисках человечеством инопланетян. В рамках этого цикла я рассказал занимательную историю, которая случилась в Англии, в одном из старейших мировых университетов, в Кембридже. Летом 1967 года в радиоастрономической лаборатории Кембриджа началось тщательное сканирование небесной сферы при помощи новенького суперрадиотелескопа. Буквально в первые дни работы этого необыкновенного чуда техники молодая аспирантка Энтони Хьюиша, заведующего телескопом, двадцатичетырехлетняя Сьюзен  Джоселин Белл Бернелл, просматривая ленты с  самописцев, обнаружила странные и необычные сигналы, никогда и никем не наблюдавшиеся прежде. Это не могут не быть инопланетяне, решил не на шутку перепуганный Тони Хьюиш. Но девица Белл оказалась очень внимательной и весьма настырной особой. Вскоре она обнаружила еще несколько источников радиоизлучения с подобными первому характеристиками. В итоге эти источники оказались быстровращающимися нейтронными звездами, которые с легкой руки одного джентльмена окрестили   пульсарами. Премию Нобеля за открытие пульсаров в 1974 году вручили Энтони Хьюишу, сомневавшемуся в существовании подобных звезд и верящему в инопланетян, а имени девицы Джоселин Белл даже вскользь не упомянули.

Как понимают мои просвещенные читатели определенной гендерной принадлежности тут мужской шовинизм налицо.

На этот раз я бы хотел рассказать не менее занимательную историю. Вот об этом мужском шовинизме. Или еще более точно и современным языком – о сексизме.

Эта история произошла там же – в  старой матушке Англии, на физическом факультете Кембриджского университета, в Кавендишской лаборатории.

Не поверите, но всего две премии Нобеля целиком за чистую науку получили граждане Советского Союза. Обе по физике: Лев Давидович Ландау в 1962 году «за пионерские исследования в теории конденсированного состояния, в особенности жидкого гелия» и Петр Леонидович Капица в 1978.

А за заслуги в области физиологии и медицины в 1962 году Нобелевскую премию одну на троих получили граждане Великобритании: Фрэнсис Гарри Комптон Крик (Francis Harry Compton Crick) и Морис Хью Фредерик Уилкинс (Maurice Hugh Frederick Wilkins)  и гражданин США – Джеймс Дьюи Уотсон (James Dewey Watson). С формулировкой «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах».

Двое из них выясняли структуру ДНК в стенах уже упомянутой  Кавендишской лаборатории, а третий в стенах Королевского колледжа Лондона,  и чей вклад из троих номинантов был весомее разобраться сложно, но на первом месте принято упоминать почему-то Френсиса Крика, возможно потому, что он был старше всех.

Обратим внимание на незыблемое правило. Премия Нобеля не может быть разделена более чем на троих и никогда не вручается посмертно. 

Расшифровка структуры ДНК без сомнение эпохальное открытие, самое значимое достижение человечества в двадцатом веке, и я так думаю, на месте этой троицы мечтал оказаться не один посвятивший свою жизнь науке.

Уотсон и Крик построили свою модель ДНК из подручных средств в марте 1953. И сообщили об этом мировой научной общественности в небольшой статье с названием «Структура ДНК» в журнале Nature 25 апреля 1953 года.

Какова была реакция? Какая-то, конечно, была. Но ничего особенно сверхъестественного.

И так было тихо и мирно до 1962 года, пока вдруг нобелевский комитет не присудил им за эту модель свою главную премию. Присовокупив к ним еще одного английского исследователя Мориса Уилкинса. А почему и за что я расскажу чуть далее.

Бомба разорвалась в 1968 году, после публикации книги Джеймса Уотсона, в которой он изложил весь ход событий по своему представлению. Названа книга была без затей: «Двойная спираль».  На русском языке издана в 1969 году**. И при желании ее можно разыскать сегодня в сети в свободном доступе, т.е. бесплатно.

Уотсон не просто предложил сухой документальный рассказ о тех великих днях 1952-53 года. У него довольно живо описан каждый участник, имевший хоть какое-то отношение к выдающемуся достижению.

Каждый герой документального романа, себя, естественно, не опознал, и потому обиделся не на шутку. Смертельно обиделся.

Один пример. Книга Уотсона начинается фразой:

«Я никогда не видел, чтобы Фрэнсис Крик держался скромно».

И чуть далее:

«Большую роль… играли и голосовые данные Крика: он говорил громче и быстрее любого собеседника, а уж когда смеялся, то место его пребывания было известно всей лаборатории. Почти все мы получали удовольствие, когда на него находил теоретический стих, особенно, если у нас хватало времени слушать его внимательно, до тех пор, пока мы окончательно не теряли нить его рассуждений. Но было здесь и одно важное исключение. Разговоры с Криком часто действовали на нервы сэру Лоуренсу Брэггу***, и нередко одного звука его голоса бывало достаточно, чтобы Брэгг спасался бегством в соседнюю комнату.
… Он часто наведывался в другие лаборатории, чтобы поглядеть, какие новые опыты там ставятся. Обыкновенно он был очень вежлив и всячески старался щадить самолюбие коллег, которые не понимали истинного смысла собственных экспериментов. Однако скрывать от них этот факт он не считал нужным. Почти тут же он предлагал множество новых опытов, которые должны были подтвердить его интерпретацию. Более того, он никогда не мог удержаться, чтобы тотчас не сообщить каждому встречному и поперечному, как далеко могла бы продвинуть науку вперед его блистательная идея»****.

Прочитав этот отрывок, я почему-то вспомнил кипучую натуру Виктора Михайловича Полесова – слесаря-интеллигента из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».  Но я, конечно, не прав.

Итак, Джеймс Уотсон, Фрэнсис Крик и Морис Уилкинс – джентельмены в нашей истории. А леди?

А леди – это Розалинд Элси Франклин. «Обиженная героиня» в нашей истории. Героиня мифа о женоненавистническом отношении со стороны мужского научного истеблишмента, мифа, сделавшего ее иконой феминизма, подобной Сильвии Плат*****, по словам писательницы и биографа Бренды Мэддокс, написавшей в свое время по книге о Дж.Уотсоне и Р.Франклин.

И  об этом тоже будет мой рассказ: кто, как, за что и почему обидел героиню моего повествования.


* Нобелевские премии граждан СССР.  Только за науку.
По физиологии и медицине – ни одной.
По химии в 1956 году – Николай Николаевич Семенов половину премии, вторую половину гражданин Великобритании Сирил Норман Хиншелвуд.
По физике: в 1958 году разделили на троих Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк и Игорь Евгеньевич Тамм; в 1962 Л.Д.Ландау – всю премию; в 1964 по 1/4 премии Николай Геннадьевич Басов и Александр Михайлович Прохоров, а вторую половину американец Чарлз Хард Таунс; в 1978 половину премии Петр Леонидович Капица, вторую половину разделили между собой два американца – Арно Аллан Пензиас и Роберт Вудро Вильсон. И всё.

** Книга множество раз переиздавалась и была переведена на 20 языков, по всему миру было продано более миллиона копий. В 1998 году издательская компания Modern Library поместила книгу на 7 место в списке 100 лучших документальных книг XX века. Библиотека конгресса США поместила «Двойную спираль» в список книг, которые сформировали Америку.
На русский язык книга была переведена в 1969 году. Вышла в издательстве «Мир».

***Сэр Уильям Лоренс Брэгг ( Sir William Lawrence Bragg,  1890 - 1971)  — австралийский физик, лауреат Нобелевской премии по физике за 1915 год . Самый молодой нобелевский лауреат по физике за всю историю премии. Занимал, в описываемое мною время,  пост директора  Кавендишской лаборатории в Кембридже .

**** Впрочем, а вот как характеризует самого Джимми Уотсона Хорас Фриланд Джадсон (Horace Freeland Judson), американский журналист и историк науки молекулярной биологии в книге «Восьмой день Творения» (The Eighth Day of Creation, 1969): «Уотсон другой: нетерпеливый, скептический, вечно недовольный, глотающий концы слов и концы мыслей, с лицом в свои 50 лет, лишь чуть менее изможденным, чем на кембриджских фотографиях 1953 года, с ледяными голубыми, выпуклыми, даже слегка дикими глазами и полностью смоделированными губами, которые отступают в дерганой озабоченной улыбке».

*****Сильвия Плат (1932 – 1963) – американская поэтесса и совершенно отмороженное существо. Затягивала к себе в постель чуть не каждого мужика, встретившегося на пути, по твердому убеждению феминисток, согласно которому женщина не должна уступать мужчине в праве иметь многочисленные связи. Но покончила с собой, узнав, что ее муж завел себе любовницу. Оставив на произвол судьбы двоих своих детей, младшему из которых едва исполнился один год.

Продолжение http://proza.ru/2025/10/18/1623


Рецензии
Привет,Яков! Прочла многообещающее начало твоей новой работы. Заинтриговал интересными сведениями.
С уважением,Нина.

Нина Юдина   14.10.2025 10:18     Заявить о нарушении
Привет Нина! Написано пока 5 глав. Буду публиковать раз в неделю. Иначе не успею написать шестую. А еще точно седьмую, которая пока только в идее. И заключение, в котором по пробую обосновать, зачем я вообще взялся за это. Там есть важнейший мировоззренческий принцип, если не закон. Огрехи есть и немало. Вижу. Но на исправление нет ни времени, ни сил. Катастрофическая нехватка времени. Постепенно отработаю. На отпуск пока рассчитывать не приходится, хотя я уже едва сдерживаюсь от фантастической тяги населения к здоровью. Но не своим трудом и усилиями, а с помощью волшебной таблетки, желательно бесплатной.
Спасибо за отзыв.

Яков Задонский   14.10.2025 18:01   Заявить о нарушении