Могут красивые женщины остановить ядерную войну?
Но прежде чем это могло произойти, ему пришлось победить сторонников Тоётоми Хидэёри, пятилетнего сына и назначенного преемника недавно ушедшего Тоётоми Хидэёси. Когда Хидэёси умер в 1598 году, пять регентов, которых он назначил править от имени своего несовершеннолетнего сына, начали бороться между собой за власть. Токугава Иэясу был самым могущественным из пятерых.
Леясу завоевал лояльность многих даймё, или феодалов, которым не нравился Хидэёси, но Исида Мицунари, могущественный даймё, выступил против него. Мицунари объединился с другими регентами, и все стороны строили планы войны.
Тем временем Токугава Иэясу осадил замок Фусими у Тоётоми Хидэёри и передал его под защиту Тории Мототада, самурая и верного союзника Токугава Иэясу. Вскоре после осады Мицунари собрал 40-тысячную армию и двинулся в сторону Киото, чтобы вернуть замок. Мототада был предупрежден о приближающейся армии Мицунари, но, несмотря на то, что численность войска была значительно меньше - 2000 человек против 40 000, - Мототада решил остаться и защищать замок.
В течение следующих двенадцати дней гарнизон Мототады доблестно сопротивлялся атаке, пока предательство изнутри не позволило людям Мицунари прорваться через крепость. В условиях бушующего повсюду пожара Мототада и оставшиеся триста семьдесят воинов сделали то, что сделал бы любой уважаемый самурай, столкнувшийся с поражением, — сэппуку или ритуальное самоубийство. Взяв мечи, отважные воины вспороли себе животы, вырвав внутренности, вызвав сильное кровотечение и мгновенную смерть.
Хотя осада замка Фусими считается простой стычкой, действия Тории Мототады оказали большое влияние на ход японской истории. В последующие недели Токугава Иэясу собрал 90-тысячную армию и бросил вызов силам Исиды Мицунари в решающей битве при Сэкигахаре, которая ознаменовала окончательную победу Токугавы Иэясу над всеми его соперниками. После победы над Мицунари Токугава Иэясу стал первым сёгуном сёгуната Токугава. Его семья будет править Японией следующие 268 лет.
В 1623 году Иэясу приказал разобрать поврежденный пожаром замок Фусими и спасти части замка, которые не сгорели и не были разрушены. Некоторые из спасенных материалов оказались досками пола, на которых Тории Мототада и его люди покончили жизнь самоубийством, чтобы избежать пленения. Их кровь так глубоко впиталась в древесину, что доски остались навсегда испачканными.
В честь их доблестной жертвы эти доски пола были использованы, в основном в качестве потолков, в пяти храмах по всему Киото. Они известны как читендзё, или «кровавые потолки». Узоры на затемненных досках напоминают не более чем пятна от воды, но при внимательном рассмотрении можно ясно увидеть следы ног и рук.
Любопытно, что когда я посетил Киото, то узнал, что этот город считался главной мишенью для атомной бомбы, в отличие от Нагасаки или Хиросимы. Однако военный министр Генри Стимсон принял решающее решение исключить Киото из списка потенциальных целей. Его аргументация заключалась в том, что «горечь, вызванная таким бессмысленным актом, может сделать невозможным в течение длительного послевоенного периода примирение японцев с нами в этом районе, а не с русскими».
Стимсон считал, что разрушение культурного сердца Японии могло сделать ее народ более восприимчивым к принятию коммунизма, что было серьезной проблемой для американских внешнеполитических ведомств того времени. Я несколько усомнился в этой исторической версии и продолжил свои исследования. Размышляя об этом, пытался представить, что могло бы произойти, если бы Киото подвергся бомбардировке? Замок Фусими и эти пять храмов могли быть потеряны для истории, оставив только воспоминания о событиях 1600 года. Могла ли бы тогда Япония присоединиться к СССР? Стала ли Япония той страной, которую мы знаем сегодня? Как кардинально может повлиять то или иное историческое событие на ход истории в будущем?
Киото был определен на ранних этапах Манхэттенского проекта как потенциальная цель. Он оставался на вершине целевого списка атомных бомбардировок вплоть до 1945 года. В протоколе второго заседания Целевого комитета, состоявшегося в Лос-Аламосе 10–11 мая 1945 года , Киото значился на первом месте – впереди Хиросимы, Иокогамы, Кокура Арсенал и Ниигата. Нагасаки на этом этапе даже не фигурировал в списке.
Целевой комитет считал, что : «Эта цель — городская промышленная зона с населением в 1 000 000 человек. Это бывшая столица Японии, и многие люди и предприятия сейчас переселяются туда, поскольку другие районы разрушаются. С психологической точки зрения преимущество заключается в том, что Киото является интеллектуальным центром Японии, и люди там более склонны оценить значение такого оружия, как атомная бомба». Он, как и Хиросима, был классифицирован как «мишень главного приоритета».
Но в начале июня 1945 года военный министр США Генри Стимсон приказал исключить Киото из списка целей. Он утверждал, что это имело культурное значение и не было военной целью.
«Военные не хотели его удалять, поэтому они продолжали возвращать Киото в список до конца июля, но Стимсон обратился непосредственно к президенту Трумэну», - говорит профессор Веллерштейн.
После беседы с президентом г-н Стимсон записал в своем дневнике 24 июля 1945 года, что «он особенно решительно согласился с моим предположением о том, что, если ликвидация не будет произведена, горечь, которая будет вызвана таким бессмысленным актом, может сделать ее невозможным в течение длительного послевоенного периода примирить японцев с нами в этом районе, а не с русскими».
Но с другой стороны Стимсон стоял за интернированием более 100 000 американцев японского происхождения, потому что, как он выразился: «их расовые характеристики таковы, что мы не можем понять или доверять даже гражданам-японцам».
Более того Президента США Трумэна мало заботили культурные ценности Японии, он также назвал Японию «ужасно жестокой и нецивилизованной нацией в войне», назвав японцев «зверями», которые не заслужили ни чести, ни сострадания из-за нападения на Перл-Харбор.
Подобные высказывания привели к тому, что США сбросили атомные бомбы на Японию, а не на Германию, из-за расизма - что использование этого оружия против белых людей может рассматриваться как большее табу, чем против японцев.
Видимо, что то в другом заключалось решение военного министра не бомбить Киото.
Так как же Киото превратился из главной цели в избавленный от ужаса атомной атаки? Успех Киото (и несчастье Нагасаки) можно приписать одному человеку – Генри С. Стимсону, военному министру США.
12 июня 1945 года Стимсон запросил список городов, выбранных для бомбардировки . Он сразу же выступил против выбора Киото в качестве основного кандидата, отметив, что он «был древней столицей Японии и святыней японского искусства и культуры».
Стимсон пошел еще дальше в защите Киото – он приказал, чтобы он даже не подвергался обычным воздушным налетам . В беседах с генералом Арнольдом, командующим армейскими ВВС, Стимсон: «Сказал ему, что есть один город, который они не должны бомбить без моего разрешения, и это Киото».
Невероятное поведение военного министра при его крайне пренебрежительном отношении к японской нации. Историк Веллерштейн, долгое время писавший о ядерном оружии, критикует фильм Оппенгеймера за то, что в нем содержится комментарий о медовом месяце, который провел Стимсон в Японии. Он призывает нас понять более глубокие личные решения. В статье 2012 года историк Джейсон М. Келли спросил, почему Генри Стимсон спас Киото от бомбы? Келли отмечает, что Киото «остался почти нетронутым» и что его «роль аномальна».
Есть у историков более убедительная версия любви министра к Киото, которая наиболее близкая к истине. Это очень молодая и невероятно красивая гейша, которая жила в этом городе и встречалась с Стимпсоном, когда он приезжал в Японию. Он не мог вообразить, что в результате бомбардировка, даже обычных, она может погибнуть.
На киотском диалекте гейш обычно называют гейко или майко (где гей означает «искусство», ша означает «человек», а ко означает «ребенок»). Первому должно быть не менее 20 лет, а второму - от 15 до 20. Гейша - это японская артистка, которую обычно нанимают, чтобы развлекать посетителей в чайных домиках и на других официальных собраниях. На таких встречах гейша будет участвовать в оживленных дискуссиях, подавая еду и напитки, проводя чайные церемонии, поя, танцуя и исполняя музыку.
Гейши — часть традиционного и практически неизведанного мира. Гейша – это посвящение традиционной культуре, которая существовала здесь многие сотни лет, особенно в Киото, городе с населением в 1,4 миллиона человек. Культура города по-прежнему является его самым важным достоянием.
Удивительный случай, когда молодая, красивая женщина могла кардинально изменить ход истории нашей цивилизации.
Свидетельство о публикации №225101200275
