Несовершенство - закон природы и человечества
Мы говорим, что готическая архитектура — это остроконечные арки, аркбутаны, своды и вершины.
Но в готической архитектуре есть нечто большее.
Потому что люди не просто решили создавать «готические» соборы; эти здания и каждая их часть были логическим завершением мировоззрения и образа мышления.
Таков был аргумент, выдвинутый Джоном Раскином в 1853 году.
Его эссе «О природе готики» имело бешеную популярность и влияние; это, вероятно, лучшее объяснение готической архитектуры, когда-либо написанное.
Он утверждал, что в нем есть шесть ключевых элементов, которые, хотя и не уникальны по отдельности, полностью объединены только в настоящей готической архитектуре. Раскин был страстным пропагандистом готической архитектуры , и его произведения повлияли на повсеместный возврат от неоклассицизма к более раннему готическому стилю. Его работы вдохновили архитекторов, в том числе Ле Корбюзье , Фрэнка Ллойда Райта и Уолтера Гропиуса.
Раскин называл Дворец дожей «центральным зданием мира», и для него Венеция олицетворяла духовную чистоту. Он считал, что сложности и богато украшенные конструкции готической архитектуры намного превосходят архитектуры последующего Возрождения, поскольку они олицетворяют эмоции и благоговение перед Богом.
Он сказал, что архитекторы эпохи Возрождения творили для своей славы, а готические архитекторы творили во славу Бога, и что готический стиль выражает смирение человека перед лицом божественного. Он утверждал, что утрата готической архитектуры представляет собой утрату чего-то глубоко духовного в западном обществе и рост языческого этоса. ;;Сочинения Рёскина способствовали возможному возрождению готики, а его книги и рисунки Венеции, в частности, сыграли важную роль в обеспечении сохранения города.
Как отмечает историк искусства Дейзи Данн: «Публикации Раскина пробудили новый интерес к итальянскому искусству и особенно к венецианской готической архитектуре. Он сделал множество гравюр и рисунков, опасаясь, что, если он этого не сделает, Венеция может исчезнуть без документов, как «кусок сахара в горячем чае». «Сочинения Рёскина также повлияли на более поздних архитекторов, в том числе на молодого Ле Корбюзье, чьи ранние работы демонстрируют многие ключевые принципы Рёскина. Веру Фрэнка Ллойда Райта в природу также можно рассматривать как результат влияния Раскина, а проекты его небоскребов основаны на структурных формах деревьев.
Немного поясню о шести постулатах Раскина.
1. Дикость
Под дикостью Раскин имел в виду, что в средние века от мастеров и скульпторов не ожидалось, что они будут создавать «идеальные» работы.
Строя и украшая собор, они могли свободно создавать то, что им нравилось, в меру своих возможностей.
Скорее правдивый, чем идеальный.
И в результате многие готические скульптуры «несовершенны», особенно по сравнению со скульптурами классической или ренессансной скульптуры.
Но, как утверждал Раскин, в этом была часть его красоты. Несовершенство само по себе является законом природы и законом человечества.
Поэтому готическая скульптура более человечна.
И, что еще более важно, Раскин утверждал, что само несовершенство готической архитектуры представляет собой творческую свободу людей, создавших ее, — свободу, которой не было у рабочих XIX века.
Готическое несовершенство – символ свободы.
2. Переменчивость
Поскольку средневековым каменщикам была предоставлена свобода создавать свои собственные работы, готическая архитектура неизбежно наполнена разнообразием.
Зайдите в любой готический собор и посмотрите на детали — они всегда разные, как в мелочах, так и в массе.
И эта Изменчивость распространялась не только на скульптуры и украшения, но и на общую форму здания.
Большинство готических соборов асимметричны, и, что еще более невероятно, каждый готический собор совершенно уникален по форме, дизайну и отделке.
3. Натурализм
Это достаточно просто. Средневековые люди находили огромное удовольствие в природе — в цветах, листве, деревьях и всевозможной растительности.
Следовательно, поскольку каменщики могли свободно следовать своим собственным наклонностям, готическая архитектура всегда наполнена цветочным декором.
4. Гротеск
Самое очевидное качество готической архитектуры. Люди в Средние века были особенно очарованы фантастическим и жутким, каким-то образом объединяя в себе вещи одновременно веселые и пугающие.
Вспомните «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха:
Эквивалентом дикого искусства Босха являются горгульи, гротески и мизерикорды готической архитектуры — необъяснимые звери, толпящиеся вокруг башен, и странные лица, взирающие на вас.
Кошмарный, мрачно-смешной, восхитительный, вульгарный и захватывающий одновременно.
5. Жесткость
В то время как египетская, греческая или римская архитектура была принципиально горизонтальной, готическая архитектура была принципиально вертикальной.
И вот готическая архитектура, почти как дерево, неизбежно взмывает *вверх *.
Рёскин утверждал, что остроконечные арки и своды, которые создают это своеобразное «живое» качество готики, были результатом одновременно религии и темперамента, определенной спешки и радости.
6. Избыточность
Раскин также назвал это «щедростью». Под этим он подразумевал ошеломляющее изобилие скульптур, деталей и украшений в готической архитектуре.
Ничто не осталось нетронутым. Каждая поверхность была возможностью для какого-то восхитительного дизайна или скрытого послания.
Получать радость от создания обильных замыслов и знать, что другие будут наслаждаться ими, а не думать о себе как о лучшем, чем давать людям то, что они любят, может быть результатом только настоящего смирения.
Готические скульпторы были щедры в дизайне, потому что они были скромными.
Таким образом, огромное разнообразие готической архитектуры и богатство ее декора, от самой величественной из башен до самой скромной скамейки, являются еще одним результатом творческой свободы средневековых мастеров.
Готическая архитектура – это, по сути, мировоззрение.
И это шесть элементов готики Рёскина — его эссе требует прочтения полностью.
Но более широкий смысл здесь заключается в том, что вся архитектура, готическая или современная, связана не столько с внешней формой, сколько с мышлением; первое всегда и везде является неизбежным следствием второго.
Свидетельство о публикации №225101200298
