Африканские мотивы. Калимба
Устали все, с ног валятся. А косяки рыбные все под судном гуляют и в тралы наперегонки лезут. Траловая лебедка визжит и визжит. То трал опускают, то поднимают, и ваера вибрируют от напряжения. Первое время каждому распухшему, битком набитому рыбой тралу, моряки радовались. А потом уже головой качать начали,
- О, Боже, опять подвахта! Да хотя бы пару дней отоспаться.
Однажды траловая лебедка завизжала, как обычно. И вдруг, будто захлебнулась, замолчала неожиданно. Сразу слух пролетел по судну – траловая лебедка «полетела». Ну, не так, как летучая рыбка в океане, хищником напуганная. «Полетела», значит из строя вышла. А, без траловой лебедки, траулер это уже и не траулер вовсе, а прогулочное судно. Электромеханик прибежал, электродвигатель «прозвонил», так и есть – обмотка перегорела. А что вы от нее хотели, в таком темпе работать!
Электромеханик очень опытный был.
- Давайте, - говорит капитану, - я попытаюсь обмотку на двигателе сам перемотать. Провода нужные у нас есть в кладовой.
Капитан с руководством Управления тралового флота при помощи азбуки Морзе связался, о ситуации доложил. Там тоже посовещались и решение объявили. Пусть ваш электромеханик попробует. А если не получится, то идите в Дакар. Там наша база тралового флота. Вашу лебедку в заводских условиях починят.
Экипаж на две спорящих стороны разделился. Одни считают, что надо-бы электромеханику самому справиться, да рыбу начинать ловить. Рыба – это наш заработок.
Другие за то, чтобы в Дакар идти. Рыбы и так уже достаточно наловили, а Дакар – это ведь заход в иностранный порт. Валюту должны выдать. По городу можно походить, на земле постоять, Африку посмотреть. В кои веки!
Что любопытно, электрики, что механику помогали, тоже в Дакар хотели. Двое суток, день и ночь двигатель перематывали. Экипаж замер в ожидании. На третий день – неудача! Двигатель не заработал. Что-то не так пошло!
А штурманы уже и курс на Дакар проложили. Судовая машина на полный ход. Впереди Африка! Впереди Дакар!
Через сутки-двое, рано утром, якорь траулер «Андромеда» бросил на рейде, на траверзе входа в бухту. Беленькие домики вперемежку с пальмами на берегу виднеются. Скоро из Дакара лоцман прибыл в белоснежной рубашке и таких-же шортах, ловко по шторм-трапу на борт траулера поднялся. Провели его с почетом на капитанский мостик.
Скоро якорная цепь в клюзе загремела. Главный двигатель вздохнул всеми своими поршнями, забормотал, заработал. За кормою вода забурлила, закипела. От гребного винта прямо в океан стремительная река потекла. А траулер, описав полукруг, плавно в бухту входит. Два буксирчика чумазых возникли будто ниоткуда. Будут «Андромеду» к причальной стенке ставить.
Видят моряки что-то странное на берегу. Сбежались, друг-другу рукою показывают на причал. А там, именно в том месте, где пароход ставить к причалу должны, толпятся люди. Группа мужчин, человек двадцать-тридцать, оживленно мечутся, толкаются, подпрыгивают и что-то выкрикивают.
Подходит судно ближе, швартовка начинается. И уже можно разобрать, что они выкрикивают. А повторяют они одно и тоже:
- Саня, сип! Саня, пронс! – и опять, - Саня, сип! Саня, пронс!
Встречающие судно местные жители очень приветливы. Активно руками машут, между собой толкаются. При этом все, как один, чернокожие мужчины. Плохо одетые. И гурьбой у парадного трапа собираются. Если какой моряк на палубе появляется, все в его адрес те же слова умоляющим голосом кричат.
Наконец, среди моряков «Андромеды» знающий человек нашелся и пояснил, что «сип» – означает русский одеколон «Шипр», а «пронс» - не что иное как бронза. То есть, просят они у русских моряков одеколон «Шипр» или бронзу. А Саня почему? А потому, что все русские для них на одно лицо. А первого русского, что в Дакаре появился, звали Саша, или Саня. Теперь они считают, что если русские все одинаковые, то и зовут их всех Саня. А русские для них все, кто из бывших советских республик. Будь ты хоть грузином, хоть татарином.
Но просили они «Шипр» и бронзу не задаром. Тут же, как пароход ошвартовался, расположились ребята чернокожие рядочками на причале. И получился такой восточный базарчик. Свои товары перед собой на земле разложили. Поделки всякие, ручная работа: маски, сумки, бусы, украшения. Морякам любопытно. С борта сошли на землю и по рядам ходят, товар рассматривают. Но деньги за свои товары аборигены не берут. Только бронзу или одеколон «Шипр». Медь и латунь им не подходят. Другие одеколоны и духи тоже не подходят. Будь то хоть «Красная Москва»! Ну, потом, когда запасы "Шипра" исчерпались, начался обмен на любые, нужные им в хозяйстве, вещи. Зимние меховые шапки им очень нравились.
День проходит, второй. Сидят на причале круглосуточно. Как-то все у них организованно. Может даже где-то бригадир в машине сидит и за ними присматривает. Даже глубокой ночью. Некоторые прямо возле своего товара спят на земле. Но стоит какому моряку хоть ночью, хоть рано утром выйти на палубу покурить, как тут же несколько голов сонных торгующих туземцев поднимаются и опять начинается,
- Саня, сип… - бормочут спросонок, - Саня пронс…
Скоро привыкли к ним, познакомились. Хорошие ребята, оказались. Просто, работа у них такая.
Однажды новый человек среди них появился. Невысокий, худенький, с таким, знаете-ли, лицом одухотворенным. И одет поаккуратнее. Его сразу уважительно начали морякам нашим представлять. Пальцем ему в грудь тычут, объясняют,
-Гамбия! Но Замбия, - потом показывают пальцем куда-то далеко и повторяют, - Гамбия, Гамбия!
Да поняли моряки, что паренек этот из Гамбии, страна есть такая маленькая в Африке.
- Точно из Гамбии? – паренек кивает в ответ, повторяет, - Гамбия, Гамбия!
Паренек этот вместе со всеми другими торговцами работать начал. Вечер наступил. Затем ночь. Уснули все друзья африканские на причале. А ночью тихо-тихо. Небо в Африке высокое. Поэтому звезды мерцают тоже очень высоко. Много пространства, много тишины.
Только вдруг слышит в полночь вахтенный матрос, будто россыпь колокольчиков посыпалась с небес. Нежный перезвон долго вибрирует в воздухе. Кажется, что каждый колокольчик играет свою мелодию. И все мелодии не смешиваются, а переплетаются друг с другом. Звук колокольчиков теплый и нежный. Убаюкивающий, будто мамина колыбельная.
Это тот паренек из Гамбии играет на каком-то необыкновенном инструменте. Все, кто на палубу вышел в этот момент, обратно не уходят, слушают завороженно музыку, которая обволакивает приятно и мысли, и тело. Почти час играл на своем инструменте гамбиец.
Утром на судне разговоры только про гамбийца и его музыку. На следующий вечер моряков побольше на палубу вышло. И даже сам первый помощник капитана. И снова гамбиец какой-то маленький инструмент в руки взял и снова полилась волшебная музыка. Очарованные мужчины, суровые рыбаки, между прочим, ни слова проронить не могут. Замерли, кто где был, и волшебными звуками наслаждаются.
На следующий вечер едва не весь пароход на палубу вышел. Капитан только, иллюминатор из каюты открыл и, голову ладонями подперев, слушал. Все мелодии необыкновенные, одна на другую не похожи. Будто много колокольчиков, и каждый на свой лад, мелодично, с необычным тембром, звучат и прямо в душу проникают.
А утром рабочие из цеха электродвигатель привезли, на траловую лебедку установили. Электромеханик с тралмейстером лебедку провернули. Все в порядке. И пошли на промысел. Несколько тралов забросили, трюма доверху рыбой заполнили и пошли на Лас-Пальмас. Для снабжения скоропортящимися продуктами, а также для отдыха и отоваривания экипажа.
Первый помощник капитана где-то по своим каналам про тот музыкальный инструмент разузнал, и на очередном собрании экипажа с деловым видом рассказал, что инструмент музыкальный, на котором играл гамбиец, называется калимба. Это один из самых мелодичных, самых загадочных музыкальных инструментов мира. Калимба - древнейший африканский музыкальный инструмент.
Иногда калимбу называют «африканское фортепьяно» или «пальчиковое пианино». Но на самом деле калимба инструмент уникальный и таинственный, при всей его кажущейся простоте. Звуки калимбы, напоминающие перезвон колокольчиков, человека завораживают, убаюкивают, погружают в мир счастья. Вот послушайте! Вам тоже понравится!
Свидетельство о публикации №225101200506