Соборование - 06

Подъехав к Новым вратам, мы идем через арабский квартал Старого города, являющийся сплошным базаром, где продаются сувениры, благовонья, иконы, хоругви, восточные сладости и прочее.
Наша цель - храм Воскресения Господня.
И вот мы подходим к святая святых всего христианского мира. Храмовая площадь заполнена паломниками и туристами. За прошедшие семнадцать лет со дня моего посещения этих мест ничего не изменилось, и слава Богу. Москва за эти годы изменилась до неузнаваемости, облекшись в фальшивую рекламу и бездуховные заведения типа ресторанов и гламурных магазинов. Иерусалим остался прежним. Не зря его называют, впрочем, как и Рим, вечным городом.
Над левой стеной квадратной в плане площади разместилась колокольня, где служит звонарем мой знакомый, с которым я познакомился в монастыре св. Герасима на Иордане. Справа от главных ворот находится каменная высокая лестница, ведущая к центральному западному входу, ныне закрытому навсегда. Этот вход - святыня, напоминающая о том, как некогда грешная молодая женщина, блудница, пожелавшая войти в храм, была остановлена силами небесными в этих вратах.
Впоследствии, своей святой жизнью она удостоится войти во врата Царствия Небесного. Имя этой святой – Мария Египетская.
Мы заходим в южный предел, наполненный ароматом благовоний, исходивших от белой мраморной плиты «камня помазания», вокруг которого собрались паломники, прикладывающие для их освящения крестики и иконы.
Над камнем помазания и за ним подвешены большие и малые серебряные лампады, те самые, которые по молитвам и ходатайству матушки Магдалины были выполнены украинскими мастерами и оплачены благодетелями. На стене у «камня помазания» разместилось огромное, во всю стену мозаичное панно с изображением помазания Господа.
Заходим в Армянский придел храма, в центре которого находится кувуклия.
Высокий араб, охраняющий вход, пропускает нас в кувуклию. Тогда, в прошлый раз, я входил сюда, будучи туристом. Сейчас я христианин, пусть и некудышний, но все же православный.
С трепетом захожу в небольшое помещение. С правой стороны мраморная плита Гроба Господня. После целования возжигаю свечу. Именно здесь в Великую Пасху нисходит благодатный огонь.
Прошу и молю Господа жить по Его, а не по моей воле. Да, в те годы список моих желаний был куда длиннее. Тогда я еще не понимал, что выше и благодатней Воли Божией не может быть ничья воля.
Паломники, бывавшие в Иерусалиме, знают, что наши намерения легко материализуются, если они высказаны или задуманы на Святой Земле.
Многие из моих желаний, задуманных в то, первое, посещение этих святых мест, свершились, но счастлив ли я от их реализации? Не уверен. Моим нынешним счастьем является труд во Славу Божию, для спасения души моей. Эта возможность есть истинное мое сокровище. С этими мыслями я вышел из кувуклии.
Матушка Магдалина, собрав группу, повела нас в западный греческий предел храма. Здесь должно состоятся таинство Елеосвящения, то есть соборование. Она объяснила, что после службы желательно семь раз подойти к разным священникам для помазания.
В центральной части зала, временно огороженной для этой цели, группа православных священников из разных стран мира начали проводить службу – чин елеосвящения.
Люди, участвующие в соборовании, стояли с зажженными в руках свечами, образовав собой плотное кольцо. Прежде чем принять участие в этом молитвенном собрании, мы еще вчера исповедались и причастились в этом храме. А в этот день состоялось первое в моей жизни соборование, да еще где?
Держа в руках зажженную свечу, я созерцаю таинство. В центре молитвенного круга поставлен стол, на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни – выздоровления, и жизни по смерти тела – воскрешения. Вверху пшеницы ставится сосуд, в которой вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления и вино в знамение крови Христовой. Соединение елея с вином делается в подражание тому лекарству, которое употребил самарянин для исцеления болящего. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою, к помазанию. Сюда же вставляют семь зажженных свечей. Священники со свечами в руках становятся около стола.
Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш». Моя душа ликует.
После молебного пения и освящения елея совершается помазание. Возле каждого из священников, предварительно отошедших в разные стороны зала, образовались людские очереди.
Священник со словами «Отче Святый, Врачуй» помазует каждому подходящему чело и руки.
Мы все, семикратно отстояв очереди, были помазаны елеем.
Так мне по Божией милости посчастливилось сделать еще один шаг на пути к воцерковлению.
В тот же день нам довелось стать участниками ночной Божественной литургии у Гроба Господня.
Поздно ночью, возвращаясь по опустевшим улочкам старого города в отель, я, да и, пожалуй, все идущие с литургии, чувствовали необыкновенный подъем сил и полное отсутствие усталости.
Утром, находясь в автобусе, идущем в Вифлеем, мы, пребывая в состоянии умиротворения, слушаем рассказ матушки Магдалины о истории этого святого города.
Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О Происхождении названия Вифлеем существует несколько версий. В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам – дом богини Лахам. На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» - город хлеба. Название это не случайно: во дни царя Ирода, когда Римской Империей правил кесарь Август, в хлеву родился Младенец, который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни. Вифлеем был и остается небольшим городком и располагается в 10 километрах от Иерусалима. В  XII веке арабы почти совершенно разрушили город, восстановлением которого занялись крестоносцы.
Вифлеем разрушался еще дважды, в 1244 году и в 1489 году. Окрестности Вифлеема могут рассказать о многих Ветхозаветных событиях и людях той эпохи, могила прекрасной Рахили напоминает нам пророчество Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться  своих, ибо их нет» (Иер. 31.15). Это пророчество исполнилось в Вифлееме, когда были убиты по приказу царя Ирода четырнадцать тысяч младенцев.
Самой главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится храм Рождества Христова – самый древний храм Палестины. Храм на месте Рождества Христова был возведен по приказу Императора Константина Великого.
И вот мы в Вифлееме.
Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью.
В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В Народе эти двери называются «вратами смирения».
Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол Константиновской базилики частично сохранился по сей день. Перед церковью находился атриум – широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично - мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.
Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: «Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь». На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.
Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров.
Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.
По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол «Поклонения волхвов».
За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний предел, где до сих пор служится Литургия. Основные прихожане – православные арабы. К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.


Рецензии