Чудо благодатного огня - 08
А вот один крепкий молодой человек, профессионально расталкивая людей, прорывается в центр храма. Паломник из Сербии, ставший преградой на его пути, пытается вежливо объяснить, что там впереди такие же люди, которые спрессованы толпой, и места там не найдется. Молодой человек, видимо из «блатных», начинает свой «базар», который вскоре может перерасти в драку.
Я вступаюсь за серба и предлагаю молодому человеку смириться, ведь мы в храме. Он мне объясняет, что этот мужик не пускает его к Богу. Я в шоке, для него Бог, видимо, находится в самой Кувуклии и чтобы пообщаться с ним лично и попросить о чем-то, он приехал сюда, а до двери в приемную Господа Бога осталось всего около пятидесяти метров.
Ровно в 12 часов начинается пасхальное богослужение. Я постараюсь вкратце описать богослужебную церемонию и мистическое нисхождение Благодатного огня в праздник Пасхи.
Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения, по свидетельствам св. Отцов, стал апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.
Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад.
Иеромонах Мелентий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Михаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне, - сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кадила и свечи возжигаются».
Все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе храма и о голубоватых всполохах – молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время.
После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении – и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится как бы за пределами нашего мира.
Около двух часов дня экстатическая игра барабанщиков - арабов возвестила о приближении кульминационного события - входа в Кувуклию патриарха Иерусалимского. Нам, находящимся вне поля зрения этого события, приходится только догадываться о происходящем. Ровно в 2 часа дня, распространяясь от Кувуклии, раздаются восторженные голоса «Христос Воскресе», возвещающие о том, что благодатный огонь снизошел к патриарху, который передал его в храм. По стенам на наших глазах то здесь, то там пробегают голубые всполохи в виде маленьких световых всполохов. Почти все находящиеся в нашем пределе в ожидании какого-то неведомого мной чуда вытянули вперед правые руки, держащие пучки незажженных свечей.
Грузины, в числе которых я находился, на своем языке скандировали «Христос Воскресе».
Внезапно из левой части предела, где стояли братья славяне, мы услышали мистические восторженные крики людей, у которых на их глазах начали самопроизвольно возгораться пучки вытянутых вперед свечей. Я со своей позиции насчитал около семи - восьми таких счастливчиков и очень пожалел, что вместо свечей я держал в руках видеокамеру.
Наталья, бывавшая не один раз на нисхождении Благодатного огня, рассказала, что у человека, держащего в вытянутой руке пучок свечей, фитили вначале начинают тлеть, а лишь потом самовозгораются. Голоса этих людей я до сих пор не могу забыть: в них была какая-то первобытная сила мистического трепета перед непознанным, сила, свойственная человеку из далекого прошлого, а не нашему современнику.
В грузинской группе, в числе которой по воле случая находился и я, такого чуда не произошло. Нам пришлось принимать огонь, возжигая свечи от русских, украинцев и сербов, возжегших огонь от тех, кому Господь ниспослал получить его первыми.
Вдруг в толпе раздаются возгласы удивления и восторга. Устремив глаза вверх, мы видим еще одно чудо. Под куполом сферического свода, украшенного мозаичными фресками, на кольцеобразной полочке, по всему периметру которой расставлены незажженные свечи, начали происходить самовозгорания. Вначале одна свеча, затем другая. В непредсказуемой последовательности зажглись и все остальные, числом около тридцати.
Опережая события, хочется отметить, что некоторые умные люди пытались объяснить мне это как некий трюк, проделанный при помощи лазеров.
Оставим это на их совести, ведь им неведомо, что это чудо повторяется из года в год многие сотни лет.
Огонь, передаваемый в храме, достиг и нас. Мы зажгли свои свечи. Многие, проводя пламя свечи над руками или под лицом, испытывали себя на стойкость к тепловому воздействию.
Первые секунды огонь действительно не обжигает при условии произнесения сорока раз «Господи Помилуй». Тогда я еще не знал о необходимости произнесения молитвы. Видимо, по этой причине волосы мои загорелись от братьев по вере - грузин, возжигавших свои свечи над моей головой. Самого процесса горения я не заметил. Лишь только после того, как мои волосы окружающие меня люди начали тушить, я понял, что горю.
Видимо, Господь показал мне, что в моей жизни необходимо «гореть яко свеча», трудясь во славу Божию, отдавая себя без остатка людям. Многие из присутствующих в храме, получив благодатный огонь, стали возжигать и тут же тушить пучки свечей, принесенных в сумках и рюкзаках, для их последующей раздачи своим родственникам и знакомым у себя на родине. Говорят, эти свечи обладают большой целительной силой и защищают их обладателя, если их поджечь в трудные времена, от бед и напастей. Я помогаю Наталье зажечь и потушить принесенные свечи, а затем и зажечь фитиль масляной стеклянной лампы, которую она намеревается перевезти на самолете в родную Одессу. Этим благодатным огнем предполагалось зажечь лампады в алтарях Одесских храмов.
Храм наполнился дымом, который вскоре затушил и свечи, расставленные на кольце полки под круглым куполом, те самые, которые самовозгорелись.
Выйдя из храма, я еще долго хожу по улочкам старого города, наполненный внутренним светом радости и сопричастности к величайшему событию для всех христиан, празднику Пасхи.
Вечером, вернувшись в отель, подсчитал количество часов, проведенных на ногах. Оказалось ровно пятнадцать. А где усталость? В ином городе и одного часа хватит, чтобы сильно устать в подобных условиях.
Мне из монастыря Марии Магдалины, что в Гефсимании, позвонила сестра Макрина, являющаяся секретарем игумении Елизаветы. Она сообщила мне, что по просьбе игумении, с которой я ранее встречался, она предлагает посетить подворье монастыря в Вифании, где имеется потребность в архитекторе.
Подъехав на машине к отелю, она забирает меня с собой, и мы отправляемся в Палестинскую Вифанию.
Сестра Макрина до прихода в монастырь была иконописцем-реставратором, окончившим Строгановское училище. Мне приятно общаться с профессионалом. По приезду на место она показывает мне корпуса и территорию подворья.
В настоящее время площади зданий стали недостаточными для жизнедеятельности подворья и миссионерской школы для девочек. Сестра Макрина от лица игуменнии просит разработать проект реконструкции подворья, которое было построено еще в 19 веке архимандритом Антонином Капустиным. Я с радостью принимаю это предложение.
Она предлагает посетить иконописную мастерскую, где показывает свои работы. Да, подумалось мне: «Как близко находятся истинное искусство и молитвенное служение».
Ночью прибыл в отель. Удивительно, что после суточного бодрствования и голодания усталости не было, меня ждал кратковременный сон. Ранним утром я был приятно удивлен тем, что вся наша паломническая группа получила от руководителя и проводника матушки Магдалины пасхальные куличи. Позже в ресторане нас ожидало пасхальное чаепитие с освященными куличами, конфетами и крашенными яйцами. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть всех поправ…», непрестанной радостной молитвой льются торжествующие слова в моем, очищенном благодатным огнем, сознании.
Свидетельство о публикации №225101200753