Монастырь св. Марии Магдалины - 011
В келейном корпусе знакомлюсь с проживающими там монахом из Франции Пьером, сербом Ратибором, греческим священником о. Теодоросом, иду прогуляться по территории монастырского кладбища. Подхожу к туристической палатке рядом с могилами, возле которой стоят двое людей. Знакомлюсь с ними. Это супружеская пара. Они бывшие москвичи, окончившие академию живописи и проживающие в Израиле в г. Хайфа, занимаются росписью и реставрацией храмов на Святой земле.
Мужчина средних лет рассказывает мне, что он с супругой приехал сюда в основном не ради денег, а для того, чтобы их труд прославлял Господа на Святой земле. В настоящее время они реставрируют фески в этой обители. Он сказал, что остановиться в монастыре на ночлег да еще в такие праздники здесь почти нереально, поэтому им выделили место на кладбище. Вообще до этого года игумения монастыря, родом из Австралии, являясь представителем русской зарубежной церкви, не принимала здесь даже священников из России.
Я рассказал им как с о. Александром во время нашего паломничества по Греции, довелось заночевать на монастырском кладбище одного из островов Эгейского моря. Незабываемые впечатления, звездная ночь, запах субтропических растений, и все это в трепетном состоянии соприкосновения с другой реальностью. Мраморная плита, на которой мы лежали в своих спальных мешках, нам показалась лучшей из постелей, и мы совершенно не жалели, что отказались спать в предложенной нам общей келье. Пожелав супружеской паре хороших сновидений, я отправился в братский корпус.
Утром в своей келье меня приняла игумения, матушка Елизавета. Немного рассказав о истории своей обители она попросила меня посетить подворье русской духовной миссии в Иерихоне, руководителем которого является ее друг о. Иннокентий. «Там необходимо построить храм и мы будем вам признательны, если вы возьметесь выполнить эскизный проект храма», - сказала матушка. Она поблагодарила за то, что я посетил их подворье в Вифании, где они также надеются на то, что я возьмусь выполнить проект реконструкции школы для девочек.
Матушка сообщила, что через два дня состоится их храмовый праздник в честь св. Марии Магдалины, на котором будет служить приехавший из Европы викарий владыки Берлинского Марка, епископ Штутгартский. Она пригласила меня побывать на этом празднике. «Сегодня после трапезы я приглашаю вас поехать в Иерихон на подворье к о. Иннокентию, который сейчас здесь в нашем монастыре», - сообщила она, провожая меня.
После обеда я подхожу к монастырским воротам, матушки еще нет. Аскетичный на вид монах с правильными чертами лица, видимо, также ожидает матушку. Я беру благословение и знакомлюсь. Это иеромонах Иннокентий.
Подошла матушка в сопровождении священника и мужчины в элегантном костюме. Она представила меня новому руководителю Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Юасафу и Генеральному консулу РФ в Израиле, которые только что беседовали с ней в ее резиденции. Распрощавшись, посадив их в консульскую машину, мы сели в микроавтобус, управлять которым предстояло матушке.
Она оказалась прекрасным водителем, ведущим тяжелую машину по сложным и крутым дорогам. Мы едем в Вифанию где матушка дает некоторые указания инокиням. В трапезной нас угощают чаем с клубникой, сливками и печеньем. Лишь только вечером мы оказываемся в Палестине в Иерихонском подворье св. Иоанна Предтечи. Иеромонах Иннокентий ведет меня по территории и рассказывает о истории подворья.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне с садом из финиковых пальм, винограда и цитрусовых было приобретено начальником Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в 1874 г. с целью приема паломников, направлявшихся к горе Искушения и месту Крещения на реке Иордан. К участку, где располагается русское подворье, христианское предание относит место дома Закхея, на котором преп. Савва Освященный в VI в. возвел приют для паломников, шедших на Иордан. В результате проведенных архимандритом Антонином раскопок здесь были найдены колонны византийского храма VI в., камни с изображениями святых, плита из розового камня и мозаика VI в. с греческой надписью: «Гробница блаженного Кириака, пресвитера и игумена». Для сохранения мозаики и гробницы на месте византийского храма была возведена часовня в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, где и сегодня совершаются богослужения.
На участке располагаются двухэтажный дом для проживания священника, сестер и паломников, а также несколько хозяйственных построек.
Мы заходим в часовню расположенную в западной части существующего двухэтажного здания. Батюшка показывает хорошо сохранившуюся великолепную византийскую мозаику. Стены красиво расписаны современными художниками.
Отец Иннокентий начинает богослужение. Все находящиеся на подворье заходят в часовню. Почти одновременно с началом службы из мощных динамиков, стоящего напротив подворья, высокого минарета, раздается громкий голос муллы, призывающий правоверных мусульман к совершению намаза. Резкие звуки, почти заглушающие тихую благодатную молитву, врываются в православную часовню. Ничего не поделаешь, восток, граница соприкосновения многих культур и религий.
После службы мы выходим из храма. Отец Иннокентий ведет меня в дальний угол густого сада по аллее из плетущегося по стальному каркасу виноградника.
Остановившись, он показывает то место где нужно будет построить храм в честь святителя Закхея (Мытаря), дом которого находился на этом месте. Частично сохранился фундамент здания.
Я крайне рад предложению выполнить проект этого храма и тут же взяв рулетку, приступил к обмеру территории. В таком значимом для верующего христианина месте должен стоять храм не меньший чем стоящая через дорогу от подворья мечеть. Отец Иннокентий сообщил мне, что государство Израиль в 2010 году будет отмечать десятитысячелетний юбилей города Иерихон.
Поздним вечером, отведав местных фруктов и испив зеленого чаю, мы с матушкой Елизаветой отъехали в ее монастырь. С большим интересом всю дорогу она расспрашивает о Святой горе Афон, на которой мне посчастливилось неоднократно бывать, о старцах и о чудесах произошедших со мной.
Утром в храме Марии Магдалины состоялось праздничное богослужение с литургией, которое вел епископ Штудгартский Агапит. Монахини в белых апостольниках, задушевно поющие на клиросе, на фоне беломраморного храма были подобны ангельским птицам. Мне посчастливилось в этот день исповедаться и причаститься.
После службы нас всех приглашают на праздничный обед. Трапезная полностью наполнена приглашенными игуменами монастырей, монахинями и священниками. Мирян немного. По великой милости Господа я оказался в престольный праздник этого почти недоступного для простых паломников монастыре да еще на трапезе.
Справа от меня сидит смиренный и строгий на вид монах лет шестидесяти. Я обратил внимание на то, что рука его не притрагивалась к пище, прежде чем все возьмут свою порцию или кусок. Когда все разбирали свою порцию, три раза я оказывался перед выбором что делать с одним оставшимся куском пирога либо сыра. Я предлагал эту порцию монаху, он отказывается, тогда разделив пополам предлагаю ее и только в этом случае батюшка берет ее.
У меня возникла большая симпатия к этому аскетичному, волевому человеку. Само, казалось бы, самое незначительное событие, как я чувствовал, было неким ключом или испытанием свыше. После трапезы мы познакомились с батюшкой. Это был игумен лавры св. Харитона, что в Палестине, архимандрит Харитон. Он предложил посетить его лавру, на что я с радостью согласился.
Свидетельство о публикации №225101200762