26-5-1 Ветви Акима Харитоновича рода Ардашина
На графике «Дерево» выделены ветви Акима Харитоновича.
В деревне Курьяново в семье Акима Харитоновича появилась дочка, которую назвали Аннушка. Аннушка окончила 4-класса начальной школы в своей деревне, а затем с 5-ого по 7-ой класс училась в селе Песковатское. По примеру своих родственников Анна продолжила образование на преподавательских курсах, по окончанию которых получила специальность преподавателя начальных классов. По распределению Анна была направлена на работу в школу одного из колхозов Белёвского района Тульской области. Там она вышла замуж и проживала уже семьёй по месту жительства её мужа. Подробности узнать не удалось.
Михаил Акимович (сын Акима Харитоновича и Марии) тоже родился в деревне Курьяново. Так же, как и его старшая сестра Аня, Михаил окончил семь классов. После этого переехал в город Советск Тульской области, где окончил среднюю школу и энергетический техникум. Все учебные заведения Михаил посещал в вечернее время, поскольку днём работал на строительстве Щёкинской ГРЭС. В городе Советске Михаил Акимович провёл всю свою жизнь. Женился и вырастил трёх мальчишек: Павла, Григория и Бориса. Вот к ним сейчас мы и перейдём.
Самым старшим из двоюродных братьев моего дедушки Иосифа Харитоновича был Павел Михайлович. Освоенная им профессия каменщика постепенно передалась не только к младшим братьям, но и к самому Акиму Харитоновичу. Каждый из них мог свободно владеть мастерком, освоили кладку не только стены, но и деревенских печей.
У Павла Михайловича не было сыновей, и нашу фамилию он не продлил в своих потомках. Но две дочери - Наташа и Полина передали дальше родовые гены нашего рода последующим поколениям.
Работать в колхозе Павлу Михайловичу не пришлось. Он практически всю свою трудовую жизнь работал каменщиком на Тульских строительных объектах. Так, например, он участвовал в строительстве Тульского железнодорожного вокзала. До сих пор, приезжая в Тулу по железной дороге, я всегда с теплотой вспоминаю рассказы о Павле Михайловиче.
Вторым двоюродным братом Иосифа Харитоновича был Григорий Михайлович. Его дом был рядом с домом Иосифа Харитоновича. Эти дома разъединял маленький проулочек шириной метров пяти. Жена Григория Михайловича Марфа была из Ермиловского рода нашей же деревни. Был у них сын Сергей - участник Великой Отечественной Войны. Там Сергей получил серьёзное ранение, долго болел и умер.
Григорий Михайлович, по сравнению с Павлом, был немного другого склада характера. Он не отличался многословием, редко когда можно было видеть на его лице улыбку. Если его попросят, то он мог оказать какую-то помощь. но сам помощь никогда не предлагал. Марфа была куда добрее и порой приносила огородами в нашу семью в голодное время под своим фартуком кусочек хлеба или пару картошек. Мои старшие братья Коля и Шурик всегда ждали её с нетерпением. Она уходила быстро также огородами, боясь быть замеченной Григорием.
Самым молодым из братьёв был Борис Михайлович. У Бориса Михайловича была справка об инвалидности и поэтому он не работал ни в колхозе, ни на каком другом производстве. Какая у него была болезнь - я не знаю, поскольку в то время я этими вопросами не интересовался.
В доме Бориса Михайловича, благодаря разумному ведения хозяйства и бережливости, всегда был достаток. Его сыновья - Иван и Павел получили высшее образование. Павел стал хирургом и параллельно освоил специальность медицинского гипноза. Иван пошёл по военной части, участвовал в боевых сражениях и дослужился до звания полковника.
Сам по себе Борис Михайлович был трудолюбивым человеком. Каждая минута у него использовалась рационально, с пользой для дела. В построенном сарае над верстаком с тисками на стенке висели всевозможные инструменты, как плотницкие, столярные, так и по каменному делу. К нему приходили люди с различными бытовыми деревенскими заказами - то сделать бочку любой ёмкости, то поточить и направить инструмент, то отрегулировать косу… Работу Борис Михайлович всегда исполнял безупречно.
Понимал Борис Михайлович толк и в огородном, и в садовом деле. Когда наступала жара, и от безводья начинали погибать деревья, то Борис Михайлович, несмотря на свою инвалидность и на то, что колодец был под горой, носил воду для полива сада и огорода. Поэтому его приусадебный участок всегда был с урожаем, в отличие от участков других наших сельчан. Хотя, честно сказать, тем сельчанам и некогда было заниматься своим участком в связи с постоянной занятостью работой в колхозе.
Собранный урожай Борис Михайлович ездил продавать в ближний город Чекалин (иногда - и в город Суворов). Бывало - наберёт корзиночку фруктов и овощей и продаст. В итоге у него не пропадало ни одно яблочко, груша, или слива. Вырученные от продажи урожая деньги он отправлял своим сыновьям, когда те были студентами.
В следующей главе я расскажу о детях и внуках Бориса Михайловича Ардашина
Продолжение:
Свидетельство о публикации №225101200948