26-5-1 Ветви Акима Харитоновича рода Ардашина

        Предыдущая глава:  http://proza.ru/2025/06/28/511

        На графике «Дерево» выделены ветви Акима Харитоновича.

        В деревне Курьяново в семье Акима Харитоновича появилась дочка, которую назвали Аннушка. Аннушка окончила 4-класса начальной школы в своей деревне, а затем с 5-ого по 7-ой класс училась в селе Песковатское. По примеру своих родственников Анна продолжила образование на преподавательских курсах, по окончанию которых получила специальность преподавателя начальных классов. По распределению Анна была направлена на работу в школу одного из колхозов Белёвского района Тульской области. Там она вышла замуж и проживала уже семьёй по месту жительства её мужа. Подробности узнать не удалось.

        Михаил Акимович (сын Акима Харитоновича и  Марии) тоже родился в деревне Курьяново. Так же, как и его старшая сестра Аня, Михаил окончил семь классов. После этого переехал в город Советск Тульской области, где окончил среднюю  школу и энергетический техникум. Все учебные заведения Михаил посещал в вечернее время, поскольку днём работал  на строительстве Щёкинской ГРЭС. В городе Советске Михаил Акимович провёл всю свою жизнь. Женился и вырастил трёх мальчишек: Павла, Григория и Бориса. Вот к ним сейчас мы и перейдём.
       
     Самым старшим из двоюродных братьев моего дедушки Иосифа  Харитоновича был Павел Михайлович. Освоенная им профессия каменщика постепенно передалась не только к  младшим братьям, но и к самому Акиму Харитоновичу. Каждый из них мог свободно владеть мастерком, освоили кладку не только стены, но и деревенских печей.

У Павла Михайловича не было сыновей, и нашу фамилию он не продлил в своих потомках. Но две  дочери - Наташа и Полина  передали дальше родовые гены нашего рода последующим поколениям.

        Работать в колхозе Павлу Михайловичу не пришлось. Он практически всю свою трудовую жизнь работал каменщиком на Тульских строительных объектах. Так, например, он участвовал в строительстве Тульского железнодорожного вокзала. До сих пор, приезжая в Тулу по железной дороге, я всегда с теплотой вспоминаю рассказы о Павле Михайловиче.

        Вторым двоюродным братом Иосифа Харитоновича был Григорий Михайлович. Его дом был рядом с домом Иосифа Харитоновича. Эти дома разъединял маленький проулочек шириной метров пяти.  Жена Григория Михайловича  Марфа была из Ермиловского рода нашей же деревни. Был у них сын Сергей - участник Великой Отечественной Войны. Там Сергей  получил серьёзное ранение, долго болел и умер.

Григорий Михайлович, по сравнению с Павлом, был немного другого склада характера. Он не отличался многословием, редко когда можно было видеть на его лице улыбку. Если его попросят, то он мог оказать какую-то помощь. но сам помощь никогда не предлагал. Марфа была куда добрее и  порой приносила огородами в нашу семью в голодное время под своим фартуком кусочек хлеба или пару картошек. Мои старшие братья Коля и Шурик всегда ждали её с нетерпением. Она уходила быстро также огородами, боясь быть замеченной Григорием.

        Самым молодым из братьёв был Борис Михайлович. У Бориса Михайловича была справка об инвалидности и поэтому он не работал ни в колхозе, ни на каком другом производстве. Какая у него была болезнь - я не знаю, поскольку в то время я этими вопросами не интересовался.

        В доме Бориса Михайловича, благодаря разумному ведения хозяйства и бережливости, всегда был достаток. Его сыновья - Иван и Павел получили высшее образование. Павел стал хирургом и параллельно освоил специальность медицинского гипноза. Иван пошёл по военной части, участвовал в боевых сражениях и дослужился до звания полковника.

        Сам по себе Борис Михайлович был трудолюбивым человеком. Каждая минута  у него использовалась рационально, с пользой для дела. В построенном сарае над верстаком с тисками на стенке висели всевозможные инструменты, как плотницкие, столярные, так и по каменному делу. К нему приходили люди с различными бытовыми деревенскими заказами - то сделать бочку любой ёмкости, то поточить и направить инструмент, то отрегулировать косу… Работу Борис Михайлович всегда исполнял безупречно.

        Понимал Борис Михайлович толк и в огородном, и в садовом деле. Когда наступала жара, и от безводья начинали погибать деревья, то Борис Михайлович, несмотря на свою инвалидность и на то, что колодец был под горой, носил воду для полива сада и огорода. Поэтому его приусадебный участок всегда был с урожаем, в отличие от участков других наших сельчан. Хотя, честно сказать, тем сельчанам и некогда было заниматься своим участком в связи с постоянной занятостью работой в колхозе.

Собранный урожай Борис Михайлович ездил продавать в ближний город Чекалин (иногда - и в город Суворов). Бывало - наберёт корзиночку фруктов и овощей и продаст. В итоге у него не пропадало ни одно яблочко, груша, или слива. Вырученные от продажи урожая деньги он отправлял своим сыновьям, когда те были студентами.

        В следующей главе я расскажу о детях и внуках Бориса Михайловича Ардашина

        Продолжение:  http://proza.ru/2025/10/27/1326


Рецензии
Очень интересно!
Хотелось бы хотя бы примерных дат в годах рождения предков.
Я тоже, однако совершенно случайно, начал формирование моего родового Древа, обнаружив своего предка по имени "Супрун" в личном полку Богдана Хмельницкого (реестр 1649 года).

С уважением,

Сергей Рикардо   17.10.2025 12:08     Заявить о нарушении
Благодарю за тёплый отзыв, уважаемый Сергей!
Это очень хорошо, что россияне начали интересоваться своими "корнями". Ведь было такое время, когда своё происхождение старались скрыть.
Много, очень много людей, выходцев из лучших пластов нашего общества, поплатились за это кто свободой, кто каторгой, а кто и жизнью.
Относительно дат рождения я действительно не всегда их обозначаю. Дело в том, что такие летописи в нашем роду никто, естественно, не вёл. Я начал было указывать примерные даты, но попал впросак в том плане, что хронологии отдельных родственников как-то "не вязались" между собой. Через какую-то цепь моих воспоминаний старшие родственники одной ветви оказывались моложе, вроде бы, более молодых представителей другой ветви. Разобраться в этом, сидя за письменным столом, у меня не было возможности. А пообщаться оказывалось уже не с кем. Поэтому я даты сознательно порой опускаю, хотя в сути изложенного материала я абсолютно уверен.

Виктор Ардашин   18.10.2025 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.