Поэт Маяковский как немножко Остап Бендер

  Есть основания подозревать, что на пике своего успеха, то есть
в году этак 1927-м, Маяковский, под влиянием восторгов публики на
своих выступлениях, оценил несколько завышенно манипулятивные
возможности поэзии и собственную поэтическую и ораторскую мощь и
стал воображать себя кем-то вроде вождя поэтического типа, влас-
тителя массовых думок, а не вспомогательной фигуркой на подхвате
у руководителей партии и правительства. Максимум такого самоощу-
щения, наверное, пришёлся на время написания [дурацкого] стиха, в
котором он как бы поставил себя на одну досочку с главным небес-
ным светилом ("Вот лозунг мой и солнца"): "Остапа понесло". Если
Остап Бендер как бы разглядел -- ну, когда подвизался в Больших
Васюках -- неимоверную преобразующую силу в шахматах, то Маяковс-
кий -- в стихотворном тра-та-та. По сути он с этим был более-ме-
нее мошенником: приписывал поэзии (подразумевая в первую очередь
собственную) отсутствующий у неё уровень мобилизующих и сокрушаю-
щих свойств и требовал себе под это обстоятельство статус повыше
("я хочу, чтоб к штыку приравняли перо" -- именно такое требова-
ние, претензия на заслуги, примерно как у Будённого, а вы про это
думали что-то другое? что он лишь оправдывал своё отсутствие на
фронтах Гражданской войны, да?).
  Маяковский пыжился так, как будто на его стихах половина Совет-
ской власти держалась и как будто своими творческими поделками
времён Гражданской войны он в этой войне обеспечил процентов 25
победы.
  Ну, культурная общественность этот момент заметила, не растеря-
лась, сорганизовалась -- и многовато вообразившего о себе "глава-
ря" потихоньку свергла, тем более что он так или иначе уже испи-
сался. Ему бы следовало своевременно перейти на административную
работу в солидном советском учреждении, но он забоялся выйти из
своего сценического образа непревзойдённого поэтического лидера,
и этот образ его, можно сказать, и убил.
  Почему я допускаю, что добытчик радия преувеличивал роль поэзии
(собственной в первую очередь) осознанно, а не вследствие своей
огромной увлечённости ею? Да потому что он не дал оснований от-
вергнуть это предположение: Маяковский и скромность -- это сущно-
сти несовместные.
  Местами он как бы демонстрировал способность к сдержанным само-
оценкам. Скажем, однажды заявил, что не пишет пьес в стихах, по-
тому что не берётся тягаться в этом с Грибоедовым. Но это были
именно что демонстрации: как ни странно на первый взгляд, но
хвастаться можно и скромностью (уточняю: у Ежи Станислава Леца я
этого наблюдения не крал).
  Кстати, допускаю, что Маяковский был немножко прототипом Остапа
Бендера. А если и не был, то сходства всё равно хватает. Одинако-
вое у них:
    - возраст (в диапазоне 27-35 лет);
    - места и время активничания;
    - южное происхождение;
    - нехлипкое телосложение (один "крупный", другой "атлет");
    - гимназическое образование;
    - тяготение к буржуйской загранице;
    - непричастность к военной службе в РККА;
    - гиперактивность;
    - общительность;
    - острословие;
    - манипуляторство;
    - наклоность к лидерству;
    - незлобность, недушение несчастных по темницам, способность к
      великодушным поступкам;
    - бессемейность;
    - кочевая жизнь;
    - креативность;
    - артистичность;
    - написание сценариев к фильмам (у Остапа -- сценарий к фильму
      "Шея").

  Бендер психически нормальнее Маяковского -- и симпатичнее (если
присмотреться и если не быть заскокнутым на большевизме).


Рецензии
Интересная параллель: поэт и плут.
Это с перспективы падения советского режима кажется, что "отцы-основатели" были непробиваемо идейные люди. На самом деле все ровным счётом наоборот: революционеры руководствовались цинизмом и ложью. Многие из них были перебежчиками -Троцкий, уголовниками - Сталин, оппортунистами - Зиновьев и Каменев, псевдоинтеллигентами, трусливыми и подлыми натурами, руководимые рессентиментом. Таково наследие тех, кто совершил прыжок из грязи в князи. А чего ожидать от их политики - беспринципной и основанной на терроре. Плутовство и двойная жизнь были выписаны в кодекс жизни 1920-х гг. Так что яблоко Маяковский от яблони партии недалеко упало.
Кстати, один из прототипов Остапа Бендера - Валентин Катаев, брат Евгения Петрова, всю жизнь скрывал, что поучаствовал в Добровольческой армии и даже в антибольшевистском подполье. Это многом говорит в контексте темы.

Аполлон Григорьев   28.10.2025 11:37     Заявить о нарушении
Кто сам совсем без греха, пусть первым метнет в них камень. Абсолютная честность не совместима с жизнью, по-моему. Да и замаешься вычислять всякий раз, в чем она должна состоять в том или ином случае. Поэтому, может, надо так: кое-какие отмазки у тебя есть - и ладненько.

Александр Бурьяк   28.10.2025 18:53   Заявить о нарушении
Это вы к кому?

Аполлон Григорьев   28.10.2025 20:18   Заявить о нарушении
Это в частичное оправдание перечисленных персонажей, включая Маяковского.

Александр Бурьяк   29.10.2025 12:31   Заявить о нарушении
Мне чего-то не по себе от такого раздвоения автора. Рецензент Александр Бурьяк явно находится в неадекватном состоянии и говорит в разрез с тем, что написал как автор. Выяснять, кто должен оправдываться и почему, явно желания не имею и общение прекращаю.

Аполлон Григорьев   29.10.2025 15:26   Заявить о нарушении
Какая жалость!!! Попался мне, наконец, на жизненном пути абсолютный безгрешник, но вдруг сбежал.

Александр Бурьяк   29.10.2025 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.