Часть четвертая. Глава восьмая
И вот однажды Маленькая Птичка вбежала в мои дворцовые покои, где я предавалась мечтам, любуясь пышными багряными пионами под окном, важно раскачивающиеся под дуновением нежного ветра.
Роняя слезы, она промолвила:
- Сестрица Лунная Яшма, беда тебя настигла, а ты и не знаешь об этом! Его Величество призывает тебя для дачи показаний по доносу, поданному в дворцовую канцелярию. Кто бы мог подумать, одни из подателей оказалась наша Восьмая Сестра! Она выследила тебя, когда ты встречалась с Зимородком на улице Бойцовых Петухов. Бывший друг твоего возлюбленного тоже предал его. Эти двое ничтожных людей вступили в сговор с человеком, который однажды уже оболгал юношу. Не думаю, что государь смягчит свое решение. Наша заступница, государыня Жемчужинка, давно уже отошла от государственных дел в преддверии скорых родов. Никто не посмеет опечалить ее известием о постигшей тебя беде, даже если это будет смертельный приговор.
В сопровождении Маленькой Птички я явилась на заседание судебной палаты, где ход расследования вел сам Король. Я встала на колени перед Высочайшим судом. Строго сверкая взглядом, государь обратился ко мне:
- Лунная Яшма, возможно ли такое, что ты вступила в преступную связь с разбойником Зимородком? Говорил ли он тебе о своих планах причинении вреда Божественному Трону? Если ты вздумаешь все отрицать, то Нам придется допросить матушку Жасминовый Цвет в твоем присутствии. Как случилось такое, что пользуясь безграничным доверием Ее Величества, которая ждет рождения нефритового наследника, ты пренебрегла обязанностями почтительной подданной и верной служанки Нашей Драгоценной Супруги? Ты отвергла любовь Нашего достойного брата и с вожделением принимала утехи от безродного проходимца! За такое пренебрежение долгом, Мы обязаны тебя примерно наказать, чтобы твои действия не стали примером для подражания другим дамам Нашего Двора. Но прежде Мы ждем твоего смиренного ответа на представленное обвинение.
Я ничего не могла отрицать. Я еще надеялась, что мой возлюбленный избежит наказания и успеет покинуть столицу до визита стражников из управы с бумагами на его арест. Но я не знала, что Зимородок уже давно был схвачен по старому обвинению в разбойном нападении. Это обвинение отягощало его участь гораздо больше, чем любовная связь с придворной особой.
Я призналась, что устраивала свидания с молодым любовником в доме, подаренным мне именитым вельможей. Я уверяла государя, что Зимородок был коварно оболган. Он никогда не промышлял воровством и даже на службе в канцелярии окружного судебного ведомства зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Если низкое происхождение теперь считается основой преступления, то в истории немало примеров тому, когда безродные, но талантливые люди служили при дворе государей удельных княжеств, принося стране неизмеримую пользу. Зимородок приложил немало усилий, чтобы добиться нынешнего служебного положения. Еще два-три года, и он дослужился бы до титула помощника начальника магистрата столицы. Тогда мы сыграли бы свадьбу, и я смогла бы оставить стены дворца, перестав причинять беспокойство приближенным Трона. Я даже готова незамедлительно оставить дворец, сложив с себя полномочия и отказавшись от титула младшей фаворитки, и жить до свадьбы в «Гнезде иволги» под присмотром моего дяди и его младших родственников.
Но государь Небесное Око сурово возвестил:
- Мы уже решили твою судьбу, Лунная Яшма, и не намерены менять Нашего решения, так как Нам лучше знать, что является благом для Наших подданных. Мы считаем, что Зимородок совершил незаконные преступления по двум пунктам: уклонялся от ответа по обвинению в разбойном нападении на торговца в местности Душистых холмов и вступил в тайную связь с девицей по прозвищу Лунная Яшма. На основании приведенных фактов, Нашей Божественной милостью повелеваем: нынче же заклеймить и отправить Зимородка на строительство укрепительных валов в горный район на северо-западной границе, в местность Орлиная застава. Что касается дела Нашей младшей фаворитки, дабы избежать ненужной огласки, Мы даем Свое высочайшее согласие на брак Лунной Яшмы с племянником князя Вороньих сопок, кавалером Меченный Слиток. Свадебный поезд должен быть отправлен в имение мужа Белые Камни не позднее третьего дня от ближайшего полнолуния. Девице разрешается взять с собой все драгоценности и дворцовую утварь, приобретенные ей за долгую службу при Дворе, или обменять ценные вещи на деньги. Также, принадлежащая ей недвижимость будет выставлена на торги. Посему повелеваем: Наше милостивое и справедливое решение незамедлительно внести в протокол рассмотренных дел, скрепить Нашей печатью и исполнить в точности в назначенный срок!
Так, в одночасье, Величайшим повелением была изменена моя судьба. Моего возлюбленного сослали на каторжные работы по строительству укреплений в опасный пограничный район. Меня же выдали замуж за глупого, жадного, безобразного человека, который в своем обхождении был хуже варвара. Этот Меченый Слиток оказался жалким пьяницей и кутилой. В короткий срок он пустил по ветру состояние своих родителей. Все свои сбережения мне пришлось потратить на покрытие его долгов. Я родила двоих детей, но их положение в этом мире, поистине, было ужасным. Они не могли получить должного образования и двери в высшее общество были для них навсегда закрыты.
Я уже не носила дорогих шелковых одеяний, расшитых туфель и украшений с драгоценными камнями. Меченый Слиток считал меня слишком избалованной и, приучая к провинциальной жизни, заставлял ходить в рубище, есть просяную кашу и мотыжить каменистую землю на дальнем участке поля. Мне начинало казаться, что жизнь во дворце была всего лишь пригрезившимся сном теплой весенней ночью.
Через много-много лет, когда муж спился и скончался в горячке, дети выросли и обзавелись своими домами, а я навсегда утратила свежесть и привлекательность, преждевременно состарившись от пережитого горя и тяжкого труда, Небо, наконец, даровало мне освобождение. Я покинула ненавистную глушь, где земля родила соль и горькую полынь.
Я отправилась в долгое путешествие по бескрайним просторам нашего Королевства. В пути я решила встретить свою смерть, но мне хотелось в последний раз взглянуть на места, где цветущая пора моей молодости прошла в окружении благородных и честных людей, где знали цену прекрасном слову и нежным звукам драгоценной лютни. Здесь почитали мудрость и бережно перелистывали рукописные тома исторических записей с безупречными, четкими знаками.
Пышность и богатство древней столицы развеялись в пыль; знатность и тщеславие навеки похоронены с телами тех кто, будучи еще живыми, вызывали в окружающих их людях трепет и восхищение.
Я всего лишь песчинка, которую проносит ветер по поверхности земли. Пройдет немного времени, и я затеряюсь в бесконечной дали, а мои чувства и воспоминания станут подобны моей душе, растекающейся легким туманом над влажным полем...
г. Берёзовский,
20 августа 1990 г. — 4 февраля 2000 г.
Свидетельство о публикации №225101301653