Цыбенко Димид Иванович-валторнист, педагог, настав
(Он верил, что у меня будет всё хорошо)
Учитель и человек
Бывают в жизни встречи, которые определяют судьбу. Для меня такой встречей стало знакомство с замечательным музыкантом, педагогом и человеком — Димидом Ивановичем Цыбенко. Добрый, интеллигентный, необыкновенно душевный человек, он всегда обращался к ученикам на Вы. Для юноши, каким я тогда был, это вызывало смущение, но теперь понимаю — в этом проявлялось его глубокое уважение к личности каждого, кто только начинал свой путь в искусстве.
Димид Иванович преподавал мне в училище дирижирование. Он знал бесконечно много музыки, умел передавать её суть, объяснять тончайшие нюансы звука и жеста. В молодости играл в оркестре оперной студии Киевской консерватории, в оркестре Киевской оперетты и в Киевском городском духовом оркестре. Его опыт охватывал и сцену, и оркестровую яму, и концертную эстраду.
Он часто рассказывал о своей жизни. Во время войны был в партизанском отряде Героя Советского Союза полковника В. Карасёва. Я и теперь размышляю, почему история чаще говорит о тех, кто сражался в рядах армии, а не в партизанских отрядах, ведь подвиг их был не меньший.
Музыка и человечность
Иногда я присутствовал на его занятиях с валторнистами. Для меня это было особенно близко — ведь мой отец был валторнистом. Димид Иванович прекрасно знал валторновый репертуар, и отец нередко одалживал у него ноты.
Среди учеников Цыбенко — целая плеяда выдающихся музыкантов: военные дирижёры, профессора, заслуженные артисты. Среди них — Василий Матвейчук, начальник военно-оркестровой службы Тихоокеанского военного флота, профессор, кандидат искусствоведения; засл. работник культуры России; Анатолий Кузьменко, начальник оркестра штаба Киевского военного округа, профессор, заслуженный артист Украины; Пётр Гаркуша, преподаватель Житомирского музыкального училища.
Уговаривал он и меня поступать в институт военных дирижёров.
Но я мечтал о консерватории — и остался верен этой мечте.
Экзамен, который запомнился навсегда
На государственном экзамене по дирижированию я получил твёрдую пятёрку. Экзамен принимала уважаемая комиссия, председателем которой был профессор Киевской консерватории, известный украинский дирижёр М. М. Канерштейн.
После моего выступления он подошёл ко мне, пожал руку и сказал:
«Хорошая школа, видно, что вас учил настоящий педагог».
Эти слова я запомнил на всю жизнь. Ведь это была не только высокая оценка моего исполнения, но и признание труда моего учителя — Димида Ивановича Цыбенко.
В то время я уже твёрдо решил: буду поступать в консерваторию. Эту цель я осуществил — и в 1978 году окончил Одесскую консерваторию в классе выдающегося кларнетиста, профессора Калио Эвальдовича Мюльберга.
Но дирижирование я, конечно, не забыл — и уроки Димида Ивановича навсегда остались со мной.
Когда я руководил Житомирским городским оркестром, Димид Иванович не раз приходил на наши концерты. Подарил мне несколько редких партитур для духового оркестра, которые сам оркестровал.
Марш «Киев» мы исполняли часто. На одной из партитур — надпись его рукой:
«Моему лучшему выпускнику 1971 года. Рад твоим успехам. Дальнейших творческих достижений!»
Эти слова для меня — бесценны.
;
Биография Мастера
(1919-2010)
Валторнист, педагог, наставник.
В 1937 году окончил Житомирское музыкальное училище.
С 1941 года — участник боевых действий, воевал в партизанском отряде Героя Советского Союза полковника В. Карасёва.
В 1949 году окончил Киевскую государственную консерваторию.
Преподавал в Житомирском музыкальном училище (1954–1972).
За годы работы подготовил множество прекрасных дирижеров, валторнистов и педагогов, среди которых — А. Кузьменко, В. Цурман, П. Гаркуша, П. Матяш, В. Матвейчук, Н. Юрченко и другие.
;
Судьбоносные встречи
Владимир Шиш — выдающийся валторнист, профессор Московской консерватории, заслуженный артист России:
«Мы познакомились в поезде. Я ехал в Киев поступать в музыкальное училище, а он — в Житомир. Димид Иванович рассказал мне о валторне, о Житомирском училище, о музыке… Его рассказы были настолько увлекательны и искренни, что я не доехал до Киева — вышел вместе с ним в Житомире. Так началась моя судьба музыканта.
И хотя впоследствии я занимался на валторне у другого педагога — Михаила Семёновича Лукашенко, за ту судьбоносную встречу в поезде и за тот поворот, который она внесла в мою жизнь, я бесконечно благодарен Димиду Ивановичу».
Анатолий Кузьменко, военный дирижёр, начальник оркестра штаба Киевского военного округа, профессор, заслуженный артист Украины, вспоминал:
«Учился я у него четыре года — и он был мне как отец. Всегда интересовался: есть ли у меня деньги на обед, как я живу, с кем дружу.
Устроил меня на полставки в оркестр местного театра — это стало большим подспорьем.
На выпускном экзамене спросил: “Анатолий, ты хорошо подумал, куда поступать?”
Я уже мечтал стать военным дирижёром. Он улыбнулся, пожал руку. Оба были довольны».
;
Последние годы
После выхода на пенсию Димид Иванович переехал в Киев и… стал пасечником.
Он купил пасеку и с удивительным энтузиазмом освоил новое дело. Читал специальную литературу, обсуждал технические тонкости, говорил с улыбкой:
«Теперь и сам могу книгу написать».
Приглашал в гости, угощал мёдом, рассказывал о пчёлах так же вдохновенно, как когда-то о музыке.
Я видел его в последний раз в 1990 году на Крещатике. Он был с женой — тот же тёплый взгляд, та же доброта. Мы долго разговаривали, вспоминали прошлое.
На прощание он обнял меня и сказал:
«Борис, ты молодчина. Я всегда верил, что у тебя всё получится. Удачи тебе, ученик и коллега!»
Это были последние слова, которые я услышал от него.
;
Светлая память
Прошли годы, но память о нём жива — в сердцах учеников, в звуках оркестров, где звучит его музыка, в людях, которых он вдохновил.
Светлая память Димиду Ивановичу Цыбенко — Мастеру, Учителю, Человеку, который верил.
Спасибо за всё.
;
; Борис Турчинский
Музыкальный публицист
Октябрь 2025
Свидетельство о публикации №225101301815
