Свердловские монстры. Страна Чекистия

03 февраля 1940 года

Свердловск, СССР

Свердловск был единственным городом СССР, в котором вполне официально существовал Городок чекистов. Официально именовавшийся Жилищный комбинат НКВД, он представлял собой комплекс зданий в стиле конструктивизма, построенный в 1929-1936 годах в квартале улиц Ленина — Луначарского — Первомайская — Кузнечная.

Городок (построенный, что характерно, на территории заброшенного кладбища) состоял из 14 зданий (корпусов). В пятиэтажных жилых корпусах № 2-8 и 13, 5-8-этажном № 14 были расположены 444 квартиры. В первом подъезде корпуса № 2 располагались квартиры элитные, большой площади (трёхкомнатные — 97 м; и четырёхкомнатные - 114 м;).

Корпус № 1 — одиннадцатиэтажная гостиница «Исеть» (97 номеров, большинство площадью 18 м;). Корпус № 10 — здание Дворца культуры имени, понятное дело, Феликса Дзержинского. Корпус № 12 — административный (в нём располагались также медицинские, образовательные и иные учреждения).

Некоторые корпуса комплекса были объединены подземными переходами через подвалы, которые имели несколько уровней под землёй. Например, в подвале поликлиники были устроены баня и прачечная.

Сверху корпуса «Исети» и ДК напоминали форму серпа и молота, а пилообразная конфигурация внешних зданий — образ развевающихся знамён, но официального подтверждения заложенного в проект такого смысла никогда не было.

Клуб охватывал почти все сферы жизни чекистов за стенами НКВД. Здесь было два зала — один большой актовый, и малый под крышей ДК, столовая, два пионерских клуба, военторг и окружной универмаг, базировались две хоккейные команды, музыкальный детский коллектив и авиамодельные кружки.

В ДК была мебельная мастерская, которая на заказ делала мебель для горожан. Имелся единственный в городе конструктивистский интерьер — мраморная винтовая лестница, закрученная против часовой стрелки, перекрытие над которой украшено пентаграммой. В подвале располагался тир около 100 метров длиной.

Начиная с января 1937 года, в актовом зале клуба проходили процессы над «врагами народа», которых привозили со стороны улицы Кузнечной на «чёрных воронках» ГАЗ-М-1.

Очень скоро в числе пассажиров «воронков» стали появляться и сами обитатели городка. Ходят легенды о существовавших между зданиями подземных помещениях и ходах, где якобы допрашивали и расстреливали людей.

Вход и выход на территорию городка был (очевидно) возможен лишь по пропускам, которые бдительно проверяли посты охраны. Тем не менее, в силу особой секретности Операции Призрак, зондеркоманду Колокольцева поселили не в Городке чекистов, а в конспиративном особняке НКВД, расположенном на территории одной из воинских частей комиссариата. В особняк вела отдельная проходная (для людей и автомашин), так что секретность была максимальной.

Лейтенант госбезопасности Иван Петрович Анциферов, которого по приказу Колокольцева поселили в том же особняке (благо спален хватало) оказался 35-летним высоким худощавым блондином, который был «по жизни опером».

Оперуполномоченным (детективом по европейской терминологии) убойного отдела Свердловского городского УгРо. Совсем недавно – в декабре 1938 года – его перевели в ГУГБ, в котором в результате «чистки последствий Большой чистки» ситуация с кадрами была просто катастрофической.

Собрав зондеркоманду в просторной гостиной, Колокольцев отдал боевой приказ:

«Сейчас всем отдыхать – а завтра ровно в девять утра Иван Петрович проведёт для нас экскурсию по местам инфернальной славы Володи Винничевского. Для наилучшего понимания и анализа уголовного дела о четырёх томах…»

Сделал гейдриховскую паузу – и объявил: «Дело наиважнейшее, на официоз времени нет – так что между собой по именам и на Ты…»

Присутствующие кивнули. Колокольцев продолжил:

«После экскурсии все изучаем дело - важна каждая мелочь и каждое мнение…»

Все снова кивнули. Колокольцев продолжил: «После этого каждый выполняет свой задание. Елена Михайловна своё знает…». Оккультистка кивнула.

«… доктор Вальтер отправится беседовать по душам с душегубом…»

Официально Винничевского этапировали в Москву в  институт Сербского – однако на самом деле поместили в одиночку в специзолятор НКВД – на территории той же воинской части. Психиатр кивнул. Колокольцев продолжил:

«Николай в ранге спецпредставителя наркома поставит на уши всех – и НКВД, и гражданских – но узнает всё важное о деле, что не попало в четыре тома…»

И жёстко объявил партнёру: «Методы какие угодно – хоть официально запрещённые. Чтобы вычислить Призрака, нам нужно знать всё…»

Сделал паузу и продолжил: «Иван Петрович выполняет роль консультанта по всем местным вопросам… и по делу тоже». Лейтенант кивнул.

После чего вздохнул: «Свободны». Все разошлись по своим комнатам – а оккультистка предсказуемо заселилась в комнату Колокольцева.


Рецензии