Памяти Михаила Андреевича Беренс...
На фотографии 2001 года вы видите Анастасию Александровну Манштейн-Ширинскую, Алексея Борисовича Подцероба, Посла России в Тунисе, и других русских, граждан России и Туниса...
Русское карре христианского кладбища Боржель в центре столицы Туниса...
У могилы Михаила Андреевича...
10 сентября 2001 года...
Всего четыре месяца не дожил до освобождения Туниса (в мае 1943 года) от немецких нацистов и итальянских фашистов командующий Русской Эскадрой в Бизерте Михаил Андреевич Беренс. Его участие во Французском сопротивлении остается тайной, как и обстоятельства его смерти…
Михаил Андреевич Беренс испытал много лишений, отказавшись, как и другие русские офицеры, принять французское гражданство, но он прилагал все усилия, чтобы помочь соотечественникам, морякам, покинувшим русские корабли Эскадры, которые забрали французские власти.
Он активно участвовал в работе местного отдела Военно-морского союза, был председателем Кают-компании офицеров Русской Эскадры и председателем Союза взаимопомощи в Тунисе.
Он вместе с отцом Анастасии Александровны, старшим лейтенантом Русского флота Александром Сергеевичем Манштейном, командиром эскадренного миноносца "Жаркий", входил в состав Комитета по строительству в Бизерте в 1938 году русского православного Храма Александра Невского — Храма-Памятника кораблям Русской эскадры.
В тяжелые годы Второй мировой войны Михаил Андреевич Беренс жил в предместье Туниса Мегрин. Он продолжал поддерживать контакты, установленные еще в двадцатые годы, с французскими морскими офицерами, которые поддержали призыв генерала Шарля де Голля сражаться с нацистской Германией и стали участниками Французского Сопротивления. Он помогал им...
В ноябре 1942 года Тунис был оккупирован германскими нацистами и итальянскими фашистами. Начались ожесточенные бои. Русские из семей моряков добровольцами уходили на фронт, пополняя ряды армий союзников Советского Союза (США, Англии и Франции).
Михаил Андреевич скончался 20 января 1943 года…
И долгие годы не могли найти его могилу...
И только 35 лет спустя Анастасия Александровна смогла, благодаря своим французским друзьям, найти захоронение и по предметам, найденным в могиле, опознать...
…В сентябре 2001 года русский ракетный крейсер «Москва», который пришел с дружеским визитом в Тунис благодаря советскому адмиралу И.В.Касатонову, привез из Севастополя памятную плиту русскому контр-адмиралу Михаилу Андреевичу Беренс, выполненную на сбережения советского морского офицера, командира атомной подлодки Аркадия Ашотовича Саркисова, сына советского адмирала Ашота Аракеловича Саркисова.
…10 сентября 2001 года…
Волнующей была торжественная церемония открытия памятного надгробия Михаилу Андреевичу Беренс.
Перед могилой выстроился почетный караул ракетного крейсера «Москва».
Мраморную плиту из русского города Севастополя покрыли Андреевским флагом Русского Флота, которому Михаил Андреевич остался верным всю жизнь.
Отец Димитрий, протоиерей Храма Александра Невского в Бизерте, построенного русскими моряками в 1938 году, и Храма Воскресения Христова в столице Туниса, построенного потомками русских моряков в 1956 году, освятил надгробную плиту.
На ней высечена одна фраза, исполненная глубокого смысла: «Родина помнит вас».
В Москве, на мраморной черной плите на могиле его старшего брата, Евгения Андреевича Беренс, первого командующего Красным Флотом Советской России, скончавшегося 7 апреля 1928 году, выгравирована фраза, которую он часто говорил своим подчиненным: «Надо помнить о России».
Брат сделал свой выбор и перешел на сторону Советской России в первые дни Октябрьской революции. С его активным участием Русский флот был возрожден.
………………………………….
Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская, скончавшаяся в декабре 2009 года и пережившая ужасные бомбежки Бизерты, видевшая своими глазами, как нацисты, оккупировавшие Тунис, расстреливали американских пленных, встретившая Победу 1945 года и дожившая до вручения ей паспорта Гражданки Российской Федерации, не раз читала наизусть тем, кто навещал ее в маленьком, скромном домике в Бизерте, стихи русского офицера Николая Туроверова, вынужденного покинуть Россию в Гражданскую войну, во Вторую мировую воевавшего во Франции с нацистами.
Позвольте напомнить вам, уважаемый читатель, одно из стихотворений Николая Николаевича, написанное в 1944 году:
ТОВАРИЩ
Перегорит костер и перетлеет, —
Земле нужна холодная зола.
Уже никто напомнить не посмеет
О страшных днях бессмысленного зла.
Нет, — не мученьями, страданьями и кровью —
Утратою горчайшей из утрат:
Мы расплатились братскою любовью
С тобой, мой незнакомый брат.
С тобой, мой враг, под кличкою — товарищ,
Встречались мы, наверное, не раз.
Меня Господь спасал среди пожарищ,
Да и тебя Господь не там ли спас?
Обоих нас блюла рука Господня,
Когда почуяв смертную тоску,
Я, весь в крови, ронял свои поводья,
А ты, в крови, склонялся на луку.
Тогда с тобой мы что-то проглядели,
Смотри, чтоб нам опять не проглядеть:
Не для того-ль мы оба уцелели,
Чтоб вместе за отчизну умереть?
Послесловие
В Тунисе между пригородами столицы Радес и Мегрин было мусульманское кладбище. Там был похоронен в 1943 году командующий Русской эскадры в Тунисе, контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс.
Теперь этого кладбища нет.
Михаил Андреевич Беренс скончался – или был расстрелян нацистами - 20 января 1943 года, когда Тунис был оккупирован нацистами. Любое передвижение иностранцев между городами было запрещено.
Какое событие привело к его гибели – неизвестно.
Кто из русских был на похоронах своего командующего - неизвестно.
Факт есть факт: останки контр-адмирала Михаила Андреевича были обнаружены и перезахоронены много лет спустя после освобождения Туниса от нацистской оккупации.
Рассказывает Вячеслав Горелов из Севастополя:
В Тунисе русский эмигрант Николай Кузнецов приобрел для себя еще до войны участок земли площадью пять квадратных метров на кладбище в Мегрин. Однако вскоре после его захоронения памятная доска на его могиле исчезла.
Один из профессоров Тунисского университета, знакомый Анастасии Александровны, сохранил фотографии кладбища и могилы Николая Кузнецова. Фотографии были переданы Анастасии Александровне.
На одной из фотографий могилы Н.Кузнецова была изображена соседняя могила без таблички, обнесенная цепью и засыпанная галькой. Имена христиан на соседних могилах были читаемы. Но на этой – нет. В городском архиве был найден список христианских захоронений, составленный французом по имени Демма. В нём были указано русское имя Михаил Беренс.
Добавлю со слов Анастасии Александровны: могилу без таблички вскрыли в присутствии отца Димитрия и нашли личные вещи Михаила Андреевича Беренс.
Так было установлено место его первого захоронения.
Я помню, как в апреле 2001 года я приехал в Бизерту в дом Анастасии Александровны и как неизвестный мне француз показывал Анастасии Александровне план кладбища, подлежащего сносу.
Сожалею, что я не сделал тогда фотографии этой встречи и того волнения, которое охватило Анастасию Александровну.
30 мая 2001 года, благодаря поддержке Посольства России в Тунисе останки контр-адмирала Михаила Андреевича Беренс были перенесены на русский участок христианского кладбища Боржель в присутствии - я обязан это подчеркнуть - Анастасии Александровны, батюшки Димитрия и дипломатов посольства России.
А в сентябре 2001 года над новой могилой русского контр-адмирала установлена памятная доска с надписью «Родина помнит тебя». Эта доска была доставлена из русского Севастополя моряками русского крейсера «Москва».
Шел 2001 год.
До кровавых событиях на Украине в 2014 году, когда киевские нацисты начали бомбить Донбасс и убивать мирных жителей Рубежного, где родилась Анастасия Александровна в 1912 году, оставалось 13 лет…
Свидетельство о публикации №225101301875