Во власти неведомой силы. Глава 9. Александр

Начало книги и оглавление книги находится в этой публикации:
http://proza.ru/2025/10/03/262

***************

     На нижней полке вагонного отсека прямо под Юрой спал молодой человек немного старше своих попутчиков. Звали его Александр, и было ему 34 года. Сразу было видно, что молодой человек уже достаточно окрепший и даже в какой-то мере степенный, привыкший и к путешествиям, и к поездкам на поезде. Он спал на спине, широко развалившись на полке  и заняв на ней всё место, даже нависая немного над проходом.

     Сон также перенёс его в детство и юность, но это были более строгие и менее эмоциональные воспоминания, как у серьёзного и уже состоявшегося как личность человека.

     Александр родился в 1934 году в городе Свердловске в семье служащего. Александр был пятым ребёнком в семье, и его родители были уже солидного возраста, захватившие дореволюционный период жизни страны.

     Отец Александра - Сергей Павлович - родился в 1896 году в Нижнем Тагиле, в семье мещанина. До революции работал по найму, в 1917 году окончил курсы бухгалтеров и женился.

     Мать Александра - Антонина Дмитриевна - родилась в 1875 году в городе Сысерть в семье лесничего. В 14 лет была отправлена в Екатеринбург для учёбы у модистки-шляпницы, освоила профессии портнихи, белошвейки, шляпницы и скорняка, работала в мастерской шляпного магазина.

     Во время Гражданской войны отец Александра был мобилизован в армию Колчака, где служил фельдшером. Был ранен, вернулся в Екатеринбург. После революции работал в медицинских учреждениях и на преподавательской работе.

     В 1919 году в семье родилась дочь Нина, в 1921 году - дочь Ангелина, в 1923 году - дочь Вера, в 1929 году - дочь Римма, и в 1934 году - сын Александр. 

     В 1933 году отец перешёл на бухгалтерскую работу на предприятиях лесной промышленности.

     В 1940 году был переведён из Свердловска в город Тавду, где работал главным бухгалтером Гидролизного завода города Тавда. Завод был введён в эксплуатацию 30 июля 1943 года с проектной мощностью 500 тысяч декалитров этилового спирта в год. Завод располагался на территории лесокомбината рабочего посёлка Верхняя Тавда, в 1937 году переименованного в город Тавда, и был связан путями  с железнодорожной станцией Тавда. Сырьём для завода служили древесная технологическая щепа и опилки. Завод производил этиловый ректификованный спирт, кормовые дрожжи, фурфурол, пищевую углекислоту, тетрагидрофуриловый спирт, ксилитан, премиксы, лечебный легнин, обжигал известь, чугунное и цветное литьё.

     В 1940 году семья переехала в Тавду. Александру было 6 лет, и он прекрасно помнит Тавду. Город был крупным центром переработки древесины. Здесь работал лесокомбинат, велось строительство фанерного комбината, создавалась судоверфь и рыбозавод. Кроме того, жители занимались натуральным хозяйством - имели огороды, заготавливали на зиму грибы, ягоды, кедровые орехи. 

     Александр был младшим в семье, мать со старшими сёстрами с хозяйством справлялись, помощи не требовалось, и Александр целыми днями был предоставлен сам себе. С ребятами бегали на реку Тавду, на железнодорожную станцию, на стройки, ходили за грибами, орехами, ягодами. 

     1 сентября 1941 года Александр пошёл в первый класс семилетней школы N 3. Школа называлась по-старому - Верхне-Тавдинская.

     Война школу не коснулась. Как обычно, проходили уроки, учителя задавали домашние задания, ученики собирали металлолом и макулатуру. Работали пионерская организация и октябрятские звёздочки. Добавились сводки с фронта, письма бойцам Красной Армии, помощь тимуровцев семьям ушедших на фронт. 

     Семью Александра война тоже практически не коснулась, если не считать, что отцу приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. С 23 июня 1941 года в армию призывали военнообязанных от 1905 до 1918 года рождения включительно. Сергей Павлович был старше, его на фронт не призвали.

     Однако в 1944 году произошло трагическое событие, которое коренным образом изменило жизнь семьи и наложило свой отпечаток на судьбу Александра. На железной дороге трагически погиб отец Александра. В Тавде остались Антонина Дмитриевна с дочерью Риммой и сыном Александром. Дочь Ангелина ранее уехала в город Грозный, вышла замуж за машиниста железной дороги и проживала там. Дочь Вера проживала в Свердловске и была студенткой химического факультета УПИ. Дочь Нина выучилась на врача-педиатра и работала также в Свердловске. 

     Оставаться далее в Тавде смысла не было, и в 1944 году семья переезжает обратно в Свердловск.

     Семья жила трудно и бедно. Римма и Александр продолжили обучение в школе-семилетке. А ведь надо было ещё доучивать дочь Веру - студентку УПИ, на это требовалось 300 рублей в год. Мечту о высшем образовании Александру и Римме пришлось временно отложить. Римма окончила семилетнюю школу и поступила в Свердловское педагогическое училище, успешно его закончила и в 1949 году начала работать учителем младших классов в школе. В период учёбы на каникулах подрабатывала грузчиком на хлебозаводе, чтобы как-то помочь семье. Высшее педагогическое образование получила в 1954 году в Свердловском педагогическом институте заочно. 

     Александр в 1949 году закончил семилетнюю школу N 27 и тоже решил поступать в техникум. Выбор в 1949 году был невелик - в городе были горно-металлургический, педагогический, музыкальный, химико-технологический техникумы и техникум советской торговли. Конечно, горная металлургия казалась Александру более мужской профессией и более востребованной в народном хозяйстве, ведь на Урале многие промышленные предприятия относились к профилю металлургии. Выбирая направление специальности, Александр отдал предпочтение металлургии цветных металлов перед металлургией чёрных металлов. И хотя производство стали, чугуна и сплавов на основе железа было в области преобладающим, более интересным Александру показалось  производство цветных металлов и сплавов. Ещё со школы ему было известно, что цветные металлы бывают лёгкие, это алюминий, магний, и тяжёлые, это медь, никель, кобальт, свинец, олово, цинк. К цветной металлургии относилась и работа с золотом - производство сплавов с никелем, медью, цинком, серебром, платиной,  палладием, хромом.

     Выбор будущей профессии был сделан.Александр поступил в Свердловский горно-металлургический техникум им. И.И.Ползунова Министерства металлургической промышленности СССР и в 1953 году закончил его по специальности "металлургия тяжёлых цветных металлов" с присвоением квалификации техник-металлург по тяжёлым цветным металлам, успешно защитив дипломный проект на тему "Цех шахтных печей медно-серной плавки". В 1952 году вступил в ВЛКСМ.

     Александр был готов работать техником-металлургом на одном из многочисленных металлургических комбинатов Урала, но судьба распорядилась иначе.

     Молодой специалист был направлен в Москву, в НИИ Главгорстроя п/я 3394. Сначала такое распределение удивило Александра, ведь Москва не являлась горнодобывающим регионом. Но потом он подумал, что научные исследования цветных металлов и сплавов вполне можно проводить и в Москве. Конечно, об истинном профиле секретного НИИ Александр не догадывался.

     В НИИ Александр был направлен на должность старшего лаборанта. Это была крайне необходимая должность для работы НИИ. Каким бы грамотным и талантливым ни был учёный, добиться важных научных открытий в одиночку ему невозможно. В НИИ у каждого учёного имеется своя лаборатория, где лаборанты проводят все технические исследования по данной научной теме. Иногда количество персонала лабораторий достигает 10 - 12 человек. На работу лаборантами берут преимущественно способных молодых людей, не отягощённых производственным опытом и имеющих базовую профессиональную подготовку. Одним из таких молодых специалистов и являлся в 1953 году Александр.

     Александр ехал в Москву, ехал в первый раз в жизни самостоятельно, как взрослый человек. И ехал не в путешествие, не на экскурсию, ехал на теперь уже своё место работы. Это было романтично и загадочно. Он не знал, что его ожидает в Москве, но был уверен, что это будет необычно и интересно. Александр смотрел в окно, как меняется уральский пейзаж на пейзаж русской равнины и ехал покорять Москву.НИИ располагался в районе Октябрьского поля. В техникуме после распределения Александра вызвали в кабинет директора, где "представитель заказчика" рассказал ему, как добраться до института от Ярославского вокзала Москвы.

     Александр последовал этому совету и довольно быстро оказался у высокого красивого здания. В вестибюле предъявил в окошко паспорт и предписание, женщина в окошке сказала зайти через два часа и получить разовый пропуск. Александр посидел на скамейке в парке и через два часа был пропущен в отдел кадров. Здесь он получил назначение в конкретную лабораторию, и только потом смог попасть на собеседование со своим научным руководителем.

     После собеседования руководитель велел Александру надеть белый халат и шапочку, оделся сам и провёл молодого лаборанта в лабораторию.

     Там были лабораторные установки, множество измерительных приборов, сейфы, стенды, стеллажи с контрольными образцами, вахтенные журналы. Александра поразила исключительная чистота в лаборатории, весь персонал был в белых халатах и в белых шапочках на голове.

     Александра познакомили с коллегами по лаборатории. В основном это были молодые парни, общительные и спортивные, было и несколько девушек. Коллектив понравился. Александр подумал, что с товарищами по работе можно не только трудиться, но и проводить свободное время в парках, театрах, музеях, на стадионах, катках и в походах.

     Несколько позже Александр узнал, чем занимается лаборатория и институт в целом.

     Институт был создан во исполнение постановления Государственного комитета обороны от 8 декабря 1944 года, которым предписывалось организовать в системе НКВД СССР научно-исследовательский институт по урану, институту присвоили название "Институт специальных металлов НКВД". Официальной датой начала его деятельности было принято считать 27 декабря 1945 года, когда было завершено строительство первых корпусов института. В дальнейшем институт менял названия на НИИ-9, Базу N 1 Первого главного управления при Совете министров СССР, НИИ Главстроя, п/я 3394. НИИ был крупной научной организацией, имел 13 лабораторий и филиал в Ленинграде. Институт имел широкую тематику исследований в области производства радиоактивных элементов и их сплавов. В частности, была разработана и проверена технология получения металлического плутония из его азотнокислых растворов для промышленного производства.

     В лаборатории Александр впервые узнал, что к тяжёлым цветным металлам относятся также радиоактивные уран, радий, полоний, торий, плутоний, америций и другие, в техникуме об этом не говорили. Узнал и то, что производство этих металлов тоже относится к металлургии тяжёлых цветных металлов. Оказалось, в ядерной энергетике и для создания ядерного оружия применяются эти металлы и их сплавы. Оказалось, существуют сплавы урана с алюминием, бериллием,  железом, кремнием, танталом, хромом, молибденом, ванадием, ниобием, титаном и другими элементами. Технологию производства этих сплавов и их свойства и изучал НИИ п/я 3394.

     Во время работы в институте к 1955 году Александр освоил ещё одну смежную специальность - стеклодува. Профессия стеклодува важна для научных институтов, работающих в атомной отрасли. Стеклодувы изготавливают из расплавленного стекла лабораторную посуду, специальные приборы и даже стеклянные лабораторные холодильники, а также сложные заказы, например, вакуумные краны из жаропрочного стекла.

     За период работы в НИИ Александр зарекомендовал себя хорошим и добросовестным работником, проявлял в работе инициативу и техническую подготовленность, за успешную производственную деятельность неоднократно поощрялся и премировался.

     В институте был большой коллектив молодёжи, который жил активной общественной жизнью. Александр возглавлял стрелковую секцию института, избирался членом бюро комсомольской организации института.

     Серьёзно увлекался Александр и туризмом. За время работы в Москве он совершил два дальних категорийных похода в составе московских туристических групп.

     Летом 1955 года - горно-пешеходный поход  I категории трудности по Кавказу, маршрут N 44А.

     Летом 1956 года - водный поход III категории трудности по Приполярному Уралу. 

     Несмотря на то, что исследователем радиоактивных цветных металлов Александр оказался по воле судьбы, как бы случайно, новая профессия ему нравилась, и он мечтал в будущем стать научным сотрудником института. Для этого было нужно получить профильное высшее образование.

     В 1954 году он поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности "металлургия цветных металлов", успешно закончил два курса института. Научный руководитель поддерживал стремление Александра к научно-исследовательской деятельности и видел в нём в перспективе младшего научного сотрудника института. Формально для работы младшим научным сотрудником диплома заочного политехнического института было достаточно. Но для эффективной научной работы Александру необходимо было быть специалистом в области ядерной промышленности. Для этого он порекомендовал Александру получить профильное образование на спецфакультете - физико-техническом факультете УПИ. Александр написал заявление с просьбой перевода, руководство НИИ его поддержало, выдав отличную характеристику и оформив ходатайство. Ходатайство было удовлетворено, и к началу учебного 1956 года Александр был переведён в Свердловск и зачислен на второй курс физико-технического факультета УПИ.

     Долгий  путь в профильному высшему образованию завершился успешно. 

     Мать Александра Антонина Дмитриевна к тому времени проживала уже в Перми по месту жительства дочери Веры. Возвращению Александра были рады его сёстры - Римма, которая в то время работала в школе учителем русского языка и литературы, и Нина, работавшая кардиологом в поликлинике УПИ.

     Плату за обучение в институте в 1956 году отменили, но сёстры всё равно помогали Александру материально и финансово.

     День за днём, месяц за месяцем, год за годом приближал Александр свою мечту. Успешно учился, защищал курсовые работы, участвовал в общественной жизни, познакомился с новыми верными друзьями, был старостой учебной группы.

     Осенью 1958 года проходил практику на Березниковском азотно-туковом комбинате. Сразу же по прибытию в Свердловск продолжил свою туристическую деятельность, в составе турклуба УПИ. С первых каникул - в новых категорийных походах.

     Зима 1956 - 1957 годов - лыжный поход по Среднему Уралу  

     Лето 1957 года - пешеходно-водный поход II категории трудности по Южному Уралу - озеро Зюраткуль, гора Ямантау.

     Зима 1957 - 1958 годов - лыжный поход Свердловск -  Нижний Тагил.

     1958 год - зима - лыжный поход II категории трудности по Среднему Уралу - в качестве руководителя 

     1958 год - весна - участие в пешеходном походе по Среднему Уралу.

     Летом 1958 года Александр руководит пешеходно-водным походом I категории трудности по Восточному Саяну.

     Зима 1959 года - Новый Год - поход выходного дня на реку Чусовую.

     И вот новый поход, новые ожидания, новые приключения. Жизнь идёт, поезд мчится сквозь уральскую тайгу, мерно стуча колёсами и слегка притормаживая на поворотах. На нижней полке вагонного отсека спит Александр под впечатлением увиденных во сне картин детства и юности  И предвкушения грядущего счастья.

     За окном светает. Проводница выключила надоевший за ночь тусклый потолочный фонарь. Пассажиры спят, до конечной станции ещё есть немного времени.


***************
Продолжение повести в главе 10.:


Рецензии