Когда он врёт
— У меня был сложный день, — говорит он, помешивая кофе. — Совещания до вечера.
А глаза при этом смотрят влево-вниз. Верный признак. Когда человек вспоминает реальные события — смотрит вправо. Когда придумывает — влево. Элементарно, Ватсон.
— И как совещания? — спрашиваю невинно.
— Долгие. Нудные. Обсуждали новый проект.
— С кем именно?
— С... э... с командой. Как всегда.
Пауза перед ответом. Неопределенные формулировки. Классика. Раньше я бы поверила. Раньше я верила всем мужчинам подряд.
Максиму верила, что он работает допоздна, а не встречается с коллегой Леной. Сергею — что у него больная мать, которой нужна постоянная помощь. Оказалось, мать здорова как конь, живет за городом и знать не знает о том, что уже трижды за последний год попадала в больницу.
— А что за проект? — продолжаю я аккуратно.
— Скучный. Технический. Тебе неинтересно.
Еще один маркер. Когда мужчина говорит «тебе неинтересно» — значит, за этой темой скрывается то, что он отчаянно не хочет обсуждать.
Олег достает телефон, кладет экраном вниз.
— Слушай, а помнишь, ты говорил, что у вас в офисе нет кондиционера? — спрашиваю.
— Да, жара страшная. Сегодня особенно.
— А футболка у тебя сухая совсем.
Он смотрит на нее, как будто видит ее впервые.
— А... да. Переоделся.
— Где переоделся?
— В машине.
В машине. Конечно. Все мужчины возят с собой запасные футболки и переодеваются в салонах автомобилей. Обычное дело.
Раньше я бы не заметила этих нестыковок. Или заметила, но объяснила себе как-нибудь. Мол, устал человек, путается в словах. Или я придираюсь по мелочам. Сейчас понимаю — мелочей не бывает. Дьявол кроется в деталях, как и ложь.
— Олег, — говорю мягко, — может, хватит, а? Где ты сегодня был?
Он замирает. Секундная пауза — и понимаю, что попала в точку.
— О чем ты? Я же говорю, на работе.
— Нет, ты говоришь про работу, а думаешь о другом.
Он ставит чашку с кофе и смотрит на меня внимательно.
Опыт — жестокий учитель. Учит от обратного: cначала ты сдаешь экзамен на прочность, а только потом извлекаешь урок. Максим научил меня распознавать запахи чужих духов. Сергей — замечать изменения в поведении. Игорь объяснил, что мужчины врут не только словами, но и молчанием.
— Лена, — говорит Олег тихо, — я не хотел, я не думал...
— Я тоже не думала, но вот результат.
Он вздыхает:
— У меня действительно были дела. Только не рабочие.
— Какие?
— Встречался с бывшей женой. Обсуждали алименты.
Интересно. Бывшая жена. О которой он как-то «забыл» упомянуть за три месяца нашего общения.
— А почему не сказал сразу?
— Думал, ты не поймешь. Подумаешь, что между нами что-то есть.
— А есть?
— Нет. Но объяснять это сложно.
Смотрю на него и понимаю — он говорит правду. Сейчас - правду. Тон другой, взгляд прямой, жесты открытые.
— Олег, я не против твоей бывшей жены. Я против того, что ты врешь.
— Я не врал. Я просто не все рассказывал. Но наверное, ты права.
Интересно, сколько у меня еще будет таких разговоров? Сколько раз я буду включать внутренний детектор лжи и ловить мужчин на несоответствиях?
Мы допиваем кофе в тишине. Я думаю о том, как изменилась за последние годы. Раньше была наивной и доверчивой. Верила в любовь с первого взгляда и честность по умолчанию. Теперь я проверяю каждый шаг. Утомительно, но безопасно.
Устала ли я от собственной подозрительности? Иногда думаю, что да, устала. Хочется просто жить с человеком, а не анализировать каждое его слово или действие. Но не могу по-другому. Как человек, который научился водить машину, не может не замечать нарушения правил дорожного движения.
Мы вышли из кафе. Идем по улице, и он рассказывает про бывшую жену. Как они расстались, почему не общались два года, зачем встретились сегодня. Говорит подробно, честно, иногда неприятно для себя.
С одной стороны, приятно чувствовать себя детективом, который раскрывает обман. С другой — грустно, что этот навык вообще понадобился.
Умение распознавать ложь — это не моя суперсила. Скорее, это защитный механизм, который появился после сильных ушибов. Как мозоль на руке после тяжелой работы. Но есть и хорошая новость. Если я научилась распознавать ложь, значит, смогу различить и правду.
Правда, оказывается, звучит совершенно по-особенному. Она не нуждается в украшениях и не боится подробностей. Правда не спешит убеждать и не старается понравиться. Она просто есть.
Сейчас, когда мы с Олегом живем почти пятнадцать лет, точно могу сказать, что мужчина, который может признать ложь и исправиться, дороже того, который не врет только потому, что не умеет.
А самая важная правда — это правда о себе. И тут никакие детекторы не помогут. Только честность и готовность принять то, что видишь. Потому что пока ты врешь себе, стараясь приукрасить свою реальность, все остальные тоже будут врать. Ложь может притянуть только еще большую ложь.
Единственный способ построить отношения, в которых не нужно постоянно что-то проверять и в чем-то сомневаться, в которых можно просто жить и любить без детективных расследований и психологических экспертиз, - это не стараться поймать человека на лжи, постоянно контролируя его действия и слова. А создать такие условия, где ему не захочется лгать.
И если получилось — таким отношения ничего не страшно. Потому что свой главный экзамен на прочность они уже прошли.
Свидетельство о публикации №225101300201