Квалифицированные потребители - разрушители страны

Современное российское общество за два десятилетия нового века превратилось в некое потребительское сообщество людей с атрофированным мыслительным аппаратом, способных как в опытах с обезьянами только нажимать на различные кнопки, обозначающие ту или иную потребительскую услугу. К чему в реалии приводит системная нивелировка креативности человеческих существ и принудительная стимуляция на государственном уровне превращения населения в безликую массу квалифицированных потребителей можно понять по результатам трудовых достижений одиозного российского государственного деятеля  Фурсенко Андрея Александровича, выпускника математико-механического факультета Ленинградского госуниверситета, доктора физико-математических наук, в 1994–2001 годах возглавлявшего Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга, с 2001 года подвязавшегося на должности первого замминистра промышленности, науки и технологий РФ, в 2003–2004 годах исполнявшего обязанности министра промышленности, науки и технологий РФ, в 2004–2012 годах занимавшего пост министра образования и науки РФ, что позволило ему внедрить  в практику общеобразовательной школы ЕГЭ и новые стандарты школьного образования, а также осуществить присоединение РФ к Болонской декларации, что потребовало привести стандарты отечественного высшего образования в соответствие с европейскими, в 2012 году назначенного в ранге действительного государственного советника РФ 1 класса помощником президента РФ Владимира Путина, с параллельным исполнением функций  члена попечительского совета Российского совета по международным делам, главы попечительского совета Российского научного фонда, а также члена  наблюдательного совета Российского общества «Знание».

И вот такой многоопытный и высокообразованный член президентской команды со слов заместителя председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года заявил, что «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Совершенно ясно, что подобные заявления вряд ли возможны в инициативном порядке на уровне высших эшелонах власти. Обозначив потребительскую парадигму системы российского образования Фурсенко всего лишь озвучил соответствующий указующий посыл антироссийских сил разрушения страны. Концепция Фурсенко, истинный смысл которой он выразил всего лишь одной вышеприведённой фразой, моментально ставшей широкораспространённой повсеместно на территории страны. При этом, хотя фурсенковская концепция образования формально нигде никогда не закреплялась, её вплоть да сегодняшних дней активно внедряют в отечественную образовательную практику. В итоге концепция, озвученная Фурсенко, ныне уже практически целиком и полностью воплощена в реальность российской образовательной системы.

Понятно, что образовательный процесс – это прямое отражение экономики, которая в России структурно не меняется с 90-х годов, когда ельциноиды решили встраивать страну в иностранные технологические цепочки, отведя её роль всего лишь непосредственного поставщика энергоресурсов. Поэтому нет никакой уверенности в том, свершится ли переход к другой образовательной парадигме и вообще существует ли реальная, а не лозунговая устремлённость госчиновников к такому кардинальному действу.

Кремлёвские чиновники ныне много говорят о необходимости системно  изменить существующую концепцию образования. Так, в большом интервью РБК помощник президента РФ Владимир Мединский утверждал: «Нам – современному российскому обществу – не нужны оловянные солдатики. Мы не Урфины Джюсы, и мы не воспитываем деревянных солдат. Мы хотим, чтобы был всесторонне развитый, образованный, интересующийся, умеющий спорить и, самое главное, умеющий думать ребенок. Умеющий думать школьник, который хочет докопаться до истины! Вот наш идеал! Самая же основная проблема – как сделать так, чтобы было интересно читать, а не сидеть в смартфоне. Мы же понимаем, что те, кто читает книги, всегда управляют теми, кто смотрит телевизор. Мы хотим, чтобы дети были умными, чтобы не ими управляли, чтобы из них росли управленцы, талантливые люди, предприниматели, те, кто двигает страну вперед. Для этого надо читать».

Однако одних слов чиновников уже явно не достаточно для запуска подобных качественных преобразований в образовании – требуется  практическая конкретика. Следует также прислушаться к словам историка Андрея Фурсова, который предостерегает, что  «квалифицированные потребители» в конечном итоге стали могильщиками любого политического режима, поскольку им всегда кажется, что где-то можно потреблять больше и лучше. К слову, в старославянском языке слово «потреблять» означает «разрушать», «уничтожать». То есть потребители – это разрушители окружающего мира во имя своих собственных предпочтений. И хотя каждый человек в рамках своей жизнедеятельности в любом случае выступает как потребитель чего-либо, всё же основывать на этом принципе системы образования просто самоубийственно для любой страны современного мира.


5.05.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии