Вселенная современных электрогитар

Шестая история


Вселенная современных электрогитар: за границами стандартов

(ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ:
http://proza.ru/2025/10/11/1572
ВТОРАЯ ИСТОРИЯ:
http://proza.ru/2025/10/11/1864
ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ:
http://proza.ru/2025/10/11/1875
ЧЕТВЕРТАЯ ИСТОРИЯ
http://proza.ru/2025/10/14/44
ПЯТАЯ ИСТОРИЯ
http://proza.ru/2025/10/13/1279
)

Мир современных электрогитар давно вышел за рамки классических Stratocaster и Les Paul. Хотя эти модели остаются эталонами, на просторах гитарной вселенной кипит своя, не менее захватывающая жизнь. Это целая вселенная звуков и форм, где инженерная мысль и художественное безумие рождают подчас причудливые инструменты, бросающие вызов самой природе звука.

Это царство экспериментов и инноваций, где каждая необычная гитара открывает новую дверь в мир музыки. Эти инструменты созданы не для всех, но именно они раздвигают границы того, что мы считаем возможным. Давайте же совершим путешествие по удивительному миру гитарного разнообразия.

ЛЭП-СТИЛ (Lap Steel Guitar) - горизонтальная магия

Что это: электрогитара, которую не держат традиционным способом. Её кладут на колени (lap - колени) горизонтально и играют с помощью слайда (стальной пластины), прижимая его к струнам, а не зажимая лады.

Особенности:

· Отсутствие ладов (или наличие чисто условных)
· Высоко поднятые струны (чтобы слайд не задирал гриф)
· Нестандартные строи (настройки), например, C6 или E7, для получения характерного "гавайского" или кантри-звучания

Звук: плачущий, певучий, бесконечно длящийся. Основа кантри, слайд-блюза и гавайской музыки. Этот звук - голос бескрайних прерий и тихоокеанских закатов.

Для кого: для тех, кто ищет в гитаре не ритм и аккорды, а вокальную, мелодичную линию.

СИГАР-БОКС (Cigar Box Guitar) - блюз из мусорной корзины

Что это: самодельный или фабричный инструмент, корпусом которого служит... коробка от сигар (или любой другой резонатор). Истоки - в афроамериканской фолк-культуре, где гитары мастерили из подручных средств.

Особенности:

· Чаще всего 3 или 4 струны (вместо 6)
· Невероятно простое устройство - часто без ладов или с их минимальным количеством
· Примитивный, "сырой" и очень душевный звук

Звук: грязный, дребезжащий, аутентичный блюз и фолк. Звук улиц, подвалов и задних дворов. Это голос самой истории, доносящийся из глубин Великой депрессии.

Для кого: для любителей DIY, ценителей грубого и аутентичного звучания, ищущих связь с корнями музыки.

МНОГОГРИФОВЫЕ ГИТАРЫ - власть над мирами

Что это: гитара с двумя и более грифами, объединенными в одном корпусе. Это не просто инструмент, а целый арсенал в одних руках.

Классика:

· Двойной гриф (Double-Neck): чаще всего комбинация 6-струнной и 12-струнной гитар или 6-струнной и бас-гитары. Легенда: Джимми Пейдж и "Stairway to Heaven", где он мгновенно переключался с звенящего 12-струнного вступления на мощный 6-струнный рифф
· Четырехгрифовая гитара Майкла Анджело Батио: апофеоз виртуозности и экстрима! Его знаменитая гитара в форме бумеранга с четырьмя грифами - два 6-струнных, 7-струнный и 12-струнный - создавалась как орудие для невероятного шоу, где он демонстрировал свою технику "вентилятора" и игры двумя руками на разных грифах одновременно. Это был не просто инструмент, а театральный реквизит, подчеркивающий его статус "самого быстрого гитариста в мире"
· За гранью четырех: существуют и настоящие монстры с еще большим количеством грифов - пять, шесть и даже семь! Чаще всего это штучные, сделанные на заказ инструменты-инсталляции, призванные шокировать публику и доказать техническую возможность. Они редко используются в серьезной студийной работе, но являются живым свидетельством того, что гитарный энтузиазм не знает границ

Зачем: мгновенное переключение между разными строями и типами звука в рамках одного произведения, не сменяя инструмент.

Для кого: для виртуозов-солистов и студийных музыкантов, которым нужен максимальный арсенал под рукой.

МНОГОСТРУННЫЕ ГИТАРЫ: расширяя горизонты

· Семиструнная гитара (7-string): добавлена одна басовая струна (чаще всего B). Не путать с русской классической семиструнной гитарой, там другой строй! Основа современного метала, джента и прогрессив-рока. Позволяет играть более тяжелые и низкие риффы. Пионером массового распространения стал Стивен Карпентер из Deftones
· Восьмиструнная гитара (8-string): добавлены еще две басовые струны (F# и B). Звучит невероятно тяжело и глубоко. Используется в дэткоре, мат-метале и экстремальных жанрах. Такие гитаристы, как Тосин Абаси (Animals as Leaders), превратили их в инструменты для исполнения не только брутальных риффов, но и сложнейших джаз-фьюжн партий
· Двенадцатиструнная гитара: не путать с 12-струнной акустикой. Электрогитара, где каждая из 6 струн дублируется струной, настроенной в октаву или унисон. Дает мощное, хор-like, "звенящее" звучание (The Byrds, R.E.M.).
· Гитары с 9 и более струнами: экспериментальные инструменты, стирающие грань между гитарой и басом. Ярчайший пример - белорусский виртуоз Дидюля, в арсенале которого есть уникальная 18-струнная гитара-оркестр. Этот инструмент позволяет ему создавать на сцене плотное, многослойное звуковое полотно, совмещая функции ритм- и соло-гитары, баса и даже перкуссии, оставаясь при этом одним музыкантом

MIDI-ГИТАРА: гитара-оркестр

Что это: электрогитара, оснащенная специальным звукоснимателем (гекса-фоник), который преобразует вибрацию каждой струны в отдельный MIDI-сигнал.

Возможности: этот сигнал можно направить на любой синтезатор или сэмплер. Ваша гитара может звучать как:

· Фортепиано, скрипка, орган, саксофон
· Ударные инструменты
· Звуки космоса или инопланетных существ

Для кого: для композиторов, аранжировщиков, авторов электронной музыки и экспериментаторов, которые хотят использовать гитарную технику для управления целым миром цифровых звуков. Пионером этого направления стал легендарный гитарист группы King Crimson Роберт Фрипп.

РЕЗОНАТОРНЫЕ ГИТАРЫ: Гром с Дикого Запада

Представьте,что внутрь гитары встроили граммофон. Именно так и работают резонаторные гитары (или "д'обро"). Их металлический корпус скрывает один или несколько алюминиевых конусов-резонаторов, которые механически усиливают звук с мощью, несвойственной обычной акустике. В джазовую эпоху 20-х годов они решали проблему "быть громче", но сегодня их грубоватый, металлический, слегка "гнусавый" звук - это душа блюза, слайд-гитары и блюграсса. Это звук поездов, открытых дорог и одиноких голосов.

АРКТОП-ГИТАРЫ: Аристократы джаза

Если резонатор- это ковбой, то арктоп - это герцог в смокинге. Эти полуакустические гитары с элегантно выгнутой верхней и нижней декой, эф-образными резонаторными отверстиями и массивным корпусом были созданы для того, чтобы парить над биг-бэндом. Их звук - тёплый, бархатный, невероятно чёткий и "округлый" - навсегда изменил джаз, став визитной карточкой таких гигантов, как Чарли Кристиан и Уэс Монтгомери. А когда в их резонаторные полости сунули дисторшн, они зазвучали по-новому - пронзительно и дерзко, став сердцем раннего рок-н-ролла и рокабилли.

КОНТРАБАС-ГИТАРЫ: Глубокое дно в гитарном обличье

Специально не буду рассказывать о бас-гитаре. Это гитара, четыре струны которой звучат ниже на октаву, чем четыре более толстые струны обычной. Но что будет, если скрестить бас-гитару с контрабасом? Получится этакий монстр с чрезвычайно толстыми струнами и пониженным строем. Его задача - воспроизвести массивное, "акустическое" звучание контрабаса, но с удобством гитарного грифа. Звук - густой, фундаментальный, дышащий - идеален для джаза, фолка и любой музыки, где нужна органичная, а не электронная низкочастотная основа.

ТАЧ-ГИТАРЫ: Гитара из мира "Бегущего по лезвию"

Здесь заканчивается дерево и начинается чистая магия.Тач-гитары, вроде футуристичной Misa Digital Kitara, - это по сути компьютеры в форме гитары. У них нет струн, а вместо грифа - сенсорная панель, а вместо корпуса - набор кнопок и слайдеров. Музыкант взаимодействует с интерфейсом, словно диджей или программист, рождая звуки, недоступные традиционным инструментам. Это гитара-симбионт, требующая от исполнителя быть еще и композитором, и саунд-дизайнером.

ГИТАРА-АРФА: ДВА В ОДНОМ

Этот экзотический инструмент сочетает в себе стандартный гриф гитары и дополнительную секцию с открытыми басовыми струнами,как у арфы. Это позволяет гитаристу одновременно играть мелодию и басовую линию, превращаясь в целый ансамбль. Звук получается невероятно объемным и сказочным, идеально подходящим для эмбиента, нео-фолка и сложных акустических аранжировок.

ТРАНСАКУСТИЧЕСКИЕ ГИТАРЫ. Встроенная магия.

Зачем таскать с собой чемодан педалей эффектов,если их можно встроить прямо в гитарный корпус? Трансакустические гитары выглядят как обычные акустики, но внутри них спрятана электронная начинка, которая с помощью встроенного процессора и вибрационного датчика добавляет к чистому звуку эффекты вроде хоруса, дилея или реверберации. Это гитара-хамелеон, позволяющая одним нажатием кнопки перенести слушателя с уютной веранды в собор или на берег океана.
И такие гитары сейчас набирают популярность.

ГИБРИДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Гитары необычных форм: Искусство как функция
Иногда гитара-это не только звук, но и манифест.

· Педальная слайд-гитара(Pedal Steel): "старший брат" лэп-стила. Сложный инструмент с педалями и коленными рычагами, меняющими строй на лету, за которым сидят как за станком. Царь кантри- и вестерн-свинга
· Гитары с альтернативной мензурой: от короткой мензуры (для удобства и уникального тембра) до баритонов с длинной мензурой для глубокого, бархатного звука
· Гитары с нетрадиционными материалы: корпуса из акрила, карбона, алюминия, дающие уникальный сустейн и атаку
· Гитары с нестандартной геометрией: от футуристических форм (как у Strandberg) до полного отказа от формы головы грифа (headless) для улучшенного баланса и компактности
· Гитара Bo Diddley, напоминающая прямоугольный ящик, стала символом ритм-н-блюза благодаря своему создателю.
· Frankenstrat Эдди Ван Халена, собранная им самим из деталей разных гитар - это легенда хард-рока, доказавшая, что гений важнее бренда.
· Гитары в форме звезд, топоров, животных или даже огнетушителей - это вызов условностям. Они доказывают, что гитара давно перестала быть просто инструментом, превратившись в объект поп-культуры, скульптуру и часть сценического образа артиста.

Каждая из этих гитар - не аномалия, а смелый шаг вперёд. Они напоминают нам, что гитара - живой, эволюционирующий организм, чьи границы определяются лишь смелостью воображения тех, кто её создаёт и на ней играет.

ГИТАРЫ С ВЕЕРНЫМИ И ЗМЕЕВИДНЫМИ ЛАДАМИ. Магия идеального строя.

Особенно хотелось бы отметить такой тип инструментов, одной из самых революционных и неочевидных технологий в мире гитар.

Что, если вам сказать, что почти все гитары, на которых играет человечество, - фундаментально "фальшивят"? Не из-за плохого мастерства, а из-за физики. Традиционные прямые лады - это компромисс, вызов, брошенный законам акустики. Но есть инструменты, где этот вызов приняли и победили. Это гитары с веерной расстановкой ладов и другими системами микроподстройки.

В чём проблема? Проклятие темперированного строя.

Короткий урок теории: строй гитары - ровный (темперированный). Это значит, что октава поделена на 12 абсолютно равных частей-полутонов. Так мы можем свободно модулировать из тональности в тональность. Но у чистых, природных интервалов (квинты, кварты) - свои, слегка отличные математические пропорции. В результате, когда вы идеально настроите гитару по тюнеру, некоторые аккорды на первых ладах будут звучать идеально, а те же аккорды выше на грифе - с едва уловимой, но раздражающей опытное ухо расстроенностью. Особенно это заметно в чистом звуке акустической гитары и в музыке, требующей акустической чистоты (фолк, барокко, фингерстайл).

Решение: Лады, которые "танцуют".

Гениальное решение было найдено не в XXI веке, а корнями уходит в эпоху Ренессанса и лютневых мастеров. Оно называется True Temperament или, в своем самом известном виде, веерная расстановка ладов (fanned frets).

ВЕЕРНЫЕ ЛАДЫ (FANNED FRETS): Гриф, который смотрит в будущее, помня о прошлом.
Взгляните на такой гриф: лады на нем расположены не параллельно, а под углом, словно раскрытый веер.

· Как это работает? Басовые струны (толстые) становятся длиннее, а дискантные (тонкие) - короче. Это не причуда дизайна, а физическая необходимость. Более длинная мензура для басовых струн улучшает их сустейн, атаку и делает интонацию чище. Более короткая мензура для высоких струн делает их ярче и отзывчивее.
· Что это дает музыканту? Не просто "чистый" строй, а невероятную акустическую цельность звука. Аккорды звучат собранно, как отлаженный механизм, по всему грифу. Игра становится физически более комфортной - рука ложится на гриф в более естественной, эргономичной позиции.

 ЗМЕЕВИДНЫЕ ЛАДЫ (TRUE TEMPERAMENT). Квантовая физика в мире гитар.
   Это следующий уровень. Если веерные лады решают проблему мензуры, то система True Temperament (и подобные ей) бьёт в самую суть - в расстроенность самих нот внутри ровного строя. Лады на таком грифе - это не прямые линии, а изогнутые, напоминающие плавные волны или змейку.
   · Как это работает? Каждый лад изогнут особым образом, чтобы каждая нота на каждой струне была идеально подстроена согласно своей чистой, акустической частоте. Это сложнейшие математические расчеты, воплощенные в металле и дереве.
   · Что это дает музыканту? Абсолютно чистый, "хрустальный" строй в любой позиции грифа. Гитара начинает звучать почти как хорошо настроенный рояль. Это священный Грааль для перфекционистов, сессионных музыкантов и всех, чей слух замечает малейшую фальшь.

Кому это нужно?

Эти системы - не для всех. Для перегруженного дисторшном хард-рокера разница может быть не так очевидна. Но они незаменимы для:

· Фингерстайл-гитаристов, чья музыка строится на сложных полифонических аккордах и басовых линиях.
· Джазовых музыкантов, ценящих чистоту сложных гармоний.
· Студийных работников, требующих от инструмента безупречной интонации.
· Любого гитариста, который ищет новые грани звука и хочет, чтобы его инструмент звучал не просто правильно, а - идеально.

Гитары с "кривыми" ладами - это не уродцы, а аристократы. Они напоминают нам, что путь к совершенству лежит не только через руки мастера, но и через бескомпромиссное следование законам мироздания, даже если для этого придется переизобрести самый привычный элемент инструмента - прямой лад.

ОБЩИЙ ВЫВОД: ГИТАРА КАК КОНСТРУКТОР

Современная электрогитара - это уже не просто инструмент. Это платформа для самовыражения. Музыкант может собрать себе гитару, как конструктор, под конкретные задачи:

· Хочешь играть супер-тяжелый металл? Джентовая 8-струнная гитара с активными звукоснимателями
· Ищешь грубый, блюзовый саунд? 3-струнный сигар-бокс
· Нужно сыграть и мощный рифф, и звенящий проигрыш в одной песне? Двойной гриф
· Хочешь чтоб гитара звучала как синтезатор, саксофон или мечтаешь оживить трек скрипичными партиями, не выпуская из рук медиатор? - твой выбор MIDI-гитара
· Стремишься удивить мир виртуозностью? Четырехгрифовый монстр а-ля Майкл Анджело Батио
· Ты музыкальный киберпанк - тебе позарез нужна тач-гитара
· Хочешь быть гитарным оркестром? 18-струнный Левиафан, как у Дидюли
· Ты перфекционизм и хочешь идеального чистого звука - твой выбор "змеевидные" и "веерные лады".

Границы стираются. Сегодня гитарист - это не только тот, кто играет на шести струнах. Это режиссер звука, архитектор тембра и бесстрашный исследователь бесконечного мира музыки, где единственное ограничение - границы его собственной фантазии.


Рецензии