Версия суда

Версия суда
Действующие лица:
Прокурор, Судья, Фрося, Адвокат, Технический специалист (Оператор прослушки), Секретарь суда, Публика (хором), Голос за кадром (раскладывает монтаж).

Место действия: небольшой городской суд; сцены также показывают кабинет прокурора и задний двор Фросиного дома.

Примечание для постановки: текст — абсурдная комедия. Сцены можно ставить лаконично, с элементами монтажных вставок (музыкальные фрагменты, хроника «прослушивания»). Микрофон, наделённый комедийным акцентом (например, большой подслушивающий прибор), — важный реквизит.

Действие I. Кабинет прокурора. Утро.

Прокурор (взволнованно листает бумаги):
- Надо проверить, знает ли Фрося, что Земля круглая. Это важно! Это — общественный интерес!

Секретарь (неподвижно):
- А вы уверены, что это наша юрисдикция? Вроде бы физика...

Прокурор (со священным рвением):
- Уверен. Если люди не знают элементарных вещей, кто вообще гражданами управлять будет? Принесите технику — прицепим к ней микрофон. Пусть Фрося кормит кошек, пусть танцует, пусть знакомится — главное, мы послушаем.

Звонок. Смена плана — коридор суда, за дверью слышны шаги.

Оператор прослушки (подмигивая, словно шопоголик от науки):
- Я готов. У меня есть микрофон. Он почти не отличается от обычного, только выглядит очень подозрительно.

Звук: монтажная музыка. На заднике — таблички «1 месяц», «3 месяца», «6 месяцев», «12 месяцев». Камера/свет мелькают. Сцены: Фрося кормит кошек, танцует на кухне, знакомится в парке; в углу — маленький микрофон, прилипший к её плечу, выдающий легкое жужжание. Оператор сидит в каморке и записывает.

Голос за кадром (монтаж):
- День 1: «Ар-рр… кошки…»
 День 42: «Эй, парень, ну можно хотя бы комплимент?»
 День 168: «Танцы — это жизнь!»
 День 365: «Земля? Ну да, шар этот… или плоский бутерброд?»

Оператор делает пометки. Он устал и начинает фантазировать.

Оператор (записывает, шёпотом, себе):
- Видимо, не знает. Или притворяется.

Действие II. Зал суда. Через год.

Судебная скамья. Люди заняли места. Сидят прокурор, судья на высокой кафедре, Фрося в кресле свидетеля (или ответчика?). Адвокат рядом. Публика возбуждённо шепчет.

Судья (торжественно):
- Суд обязан установить: знает ли Фрося, что Земля круглая.

Прокурор (уверенно):
- Мы слушали её круглосуточно целый год. Записи — на руках. Никаких свидетельств знания нами не обнаружено. Более того — в ряде фраз Фрося отрицает круглый характер Земли.

Фрося (искренне и удивлённо):
- Как это? Я знаю! Я — я помню географию… разве никто не мог просто спросить? Вы ведь могли прийти и спросить: «Фрося, знаешь ли ты, что Земля круглая?» — и я бы ответила: «Знаю!» И всё! Но вы что — исподтишка слушали меня целый год? Почему вы не спросили прямо?

Адвокат (встаёт, с театральной интонацией):
- Ха-ха-ха. Её допрашивали неправильно. Мой подзащитный — простая женщина, и вопросы ей нужно задавать прямо, а не через годовое прослушивание. Методология под вопросом!

Судья (смягчаясь):
- Се ля ви, жизнь есть жизнь.

В зале слышится смешок. Аплодисменты вяло прорываются, как будто люди не уверены, смеяться ли над судебным фарсом или над собой.

Публика (хором):
- Ха-ха!

Фрося (с нарастающей решимостью):
- Что это за правосудие, где людей слушают за спиной, затем обвиняют в незнании? Мне что — давать лекции по географии на каждом углу, чтобы кому-то стало спокойнее? Кто спорил, знаю ли я, что Земля круглая?

Тишина. Камера/свет — пауза. В этот момент из заднего ряда встаёт маленький, нервный юноша — студент-стажёр, один из тех, кто инициировал «проверку» как научный эксперимент или спор.

Молодой стажёр (голос дрожит, но звучит правдиво):
- Я… я спорил с другом. Мы поспорили, может ли человек быть убеждённым и в то же время молчать. Ну, и… я предложил эксперимент. Я не думал, что это перерастёт в суд.

Прокурор (покраснев, пытаясь сохранить лицо):
- Это была научная проверка общественного сознания…

Адвокат (гладит бороду, смотрит на судью):
- Значит, обвинение было поставлено по спору двух частных лиц. Без оснований. Процесс — без предмета.

Где здесь справедливость, Ваше честь?

Судья (медленно, устало, но с тёплой иронией):
- Здесь — человеческая глупость, случайность и бюрократия в одном флаконе. Суд приходит к следующему заключению: если мы должны судить о знании лишь по годовому бубнению — мы судим неверно. Если же кто-то устраивает опыты над гражданами — ему следует заниматься философией, а не прокурорским ремеслом.

Судья стукает молотком. Громкая, добродушная всеобщая смешинка заполняет зал.

Судья (улыбаясь):
- Фрося, Вы не виновны.

Фрося (растерянно, с ноткой сарказма):
- А кто бы спорил? Но — кто бы спорил?.. Разве кто-то действительно спорил, знает ли Фрося, что Земля круглая?

На это внезапно встаёт ещё один человек — друг стажёра, тот самый, с кем велся спор. Он смущён, краснеет.

Друг (простодушно):
- Спорил… и проиграл. Я считал, что можно доказать любым способом. Прости, Фрося.

Фрося (смеётся, вдруг лёгкая, искренняя):
- Ты мог бы просто спросить. И я бы ответила: «Да, Земля круглая. И кошки — дивные создания. И танцевать хорошо. И знакомиться можно культурно».

Публика (аплодирует, смеётся, кто-то машет платком):
- Ура! Возвращение здравого смысла!

Оператор прослушки (приподнимается, задумчиво):
- А записи? Что с записями?

Судья (деловито):
- Записи пойдут в архив «Ошибки века». Пусть послужат в учебных целях: как не надо проводить проверки.

Прокурор (покорно, с огрызком достоинства):
- Я хотел только… справедливости.

Фрося (тепло):
- Справедливость требует прямой речи. А не шпионка.

Адвокат (в шутку, подмигивая залу):
- А ещё — требует хорошей методологии. И кофемашины в прокурорской.

Смех. Аплодисменты. Завеса. Звучит музыка — лёгкая, ироничная, почти марш. В финале — свет на Фросю: она снимает с плеча микрофон, гладит его ладонью и кладёт обратно в сумку. В зале народ расходится, обсуждая абсурд произошедшего.

Голос за кадром (финал):
- Так легко из шутки выходит трагедия, а из трагедии — урок. Люди любят спорить. Люди любят доказательства. Но ничто не заменит простого вопроса: «Ты знаешь?» И простого ответа: «Да» или «Нет». Иногда правда гораздо проще шума.

Конец.

Возможное послесловие для режиссёра: можно добавить эпилог — Фрося даёт интервью: впервые она рассказывает о своей любви к астрономии; её приглашают читать лекции о научной методологии; один из стажёров становится философом, второй — баристой. Фарс переходит в добрую шутку.
(с) Юрий Тубольцев
 


Рецензии