Манифест воспитателя. Учителя-патриота
Мы гордимся собственной, очень сильной педагогической школой, новаторскими идеями, уникальными наработками. Ведь именно высокое качество образования, в том числе базовое, школьное, – залог того, что наша страна может решать самые сложные задачи, добиваться научного, технологического лидерства.
Нам важно сохранять преемственность педагогических школ, чтобы учителя могли учиться у своих коллег.
У нас действительно очень много талантливых, прекрасных, искренне увлеченных своим делом учителей. А значит, лучшие традиции отечественной педагогики непременно будут продолжены.
Владимир Владимирович Путин – президент РФ.
Прочитав заглавие статьи, читатель вправе задаться вопросом: неужели в наше время кому-то нужны манифесты? Для чего и для кого они сегодня пишутся? В чём заключается их нужность и важность, если таковая имеется?
А можно, тогда, я, как автор, задам встречные вопросы? У вас есть дети? Они ходят в школу, в детский сад, в колледж? Государство считает эти виды деятельности процессами чрезвычайной важности. Оно регламентирует их актами, законами и различными программами.
Как вы считаете, нам родителям важно знать, что формируют и как у наших детей, воспитатели, наставники и учителя? Несомненно, важно. С этим не поспоришь. Именно поэтому манифесты, выражающие - принципы, цели и намерения государства в работе с нашими детьми, должны выступать, как инструменты для формального оповещения о важных законах или событиях в системе воспитания. Их важно читать. Их важно знать. С ними можно спорить. Соглашаться или не соглашаться. Высказывать свою точку зрения. Но знать обязательно. Ведь они касаются будущего наших детей!
***
Учитель-патриот - это не звание и не должность, это состояние души, заряженной великой целью. Его задача, как воспитателя - не просто «давать уроки», а ковать характер будущей России.
Его настоящая работа - это строительство сильного, сплоченного коллектива-государства в миниатюре, где каждый воспитанник - сознательный гражданин и труженик.
О долге и дисциплине:
1. Учитель - это инженер человеческих душ. Его личный комфорт, настроения и симпатии - ничто перед лицом общей цели: воспитать человека-созидателя, для которого личное счастье неотделимо от процветания его Родины.
2. Воспитатель не имеет права на «объективность», выхолощенную от смыслов. В великой битве за умы молодежи безразличие - это трусость. Каждый урок, каждое слово, каждый поступок должны быть кирпичом в здании нашего национального самосознания, нашей воли и нашей веры.
3. Требовательность - мера вашей любви к Отечеству. Снисхождение к лени, халтуре, разгильдяйству и неуважению к общему делу есть прямое вредительство. Твердая дисциплина - не тирания, а основа свободы творчества и силы коллектива.
О коллективе и авторитете:
4. Учитель видит в воспитаннике не сосуд для знаний, а будущего бойца и строителя. Он изучает характер каждого, чтобы выковать из него крепкое звено общего коллектива. Одному нужно закалить волю, другому - дать веру в себя, третьего - направить бурную энергию в русло общего труда.
5. Авторитет воспитателя рождается не из страха, а из уважения к его компетентности, силе воли и безупречной честности. Он - старший товарищ, командир и наставник, чья жизнь - открытый для всех учебник долга.
6. Воспитывает не нотация, а действие, традиция и живой пример. Поход, общее дело, спортивное соревнование, общественный труд - вот где куется характер. Ваша жизнь - это самый убедительный учебник.
7. Коллектив - лучший союзник воспитателя. Проявления цинизма, презрения к истории и пораженческие настроения должны встречать не нотации учителя, а здоровое, мощное сопротивление всего коллектива. Задача учителя - организовать это сопротивление, направить его в русло принципиальной и аргументированной критики.
О связи с жизнью страны:
8. Школа - не убежище от жизни, а ее штаб. Учитель обязан быть активным организатором не только школьной, но и всей общественной жизни вокруг молодежи: кружков, спортивных секций, родительских собраний, походов, краеведческой работы.
9. Учитель создает вокруг себя крепкий, деятельный актив - учителей, родителей, производственников, всех, кто горит желанием работать для будущего. Он сплачивает их в единый коллектив с ясными целями и четким планом действий.
10. Семья - первичный коллектив. Если же семья становится рассадником настроений, разлагающих волю и дух ребенка, воспитатель обязан вступить в открытую и принципиальную борьбу, мобилизовав для этого и школьный коллектив, и общественность, и закон.
О методах и стойкости:
11. Главный предмет учителя - сама Жизнь России. Будь то физика, литература или история, суть одна: показать мощь человеческой мысли и воли, направленной на познание, преобразование и защиту своего Отечества.
12. История - не хроника, а учебник тактики и стратегии для сегодняшнего дня. Мы изучаем ее, чтобы понять логику побед и ошибок, чтобы закалить свой дух примерами мужества предков и извлечь практические уроки для сегодняшних битв - трудовых и интеллектуальных.
13. Все технические средства - лишь инструменты. Никакой самый современный медианоситель не заменит силы живого слова, убежденности и личного примера воспитателя. Наставника.
14. Наставнику не позволены уныние и сомнения. Его дух должен быть крепче стали. Оптимизм - не чувство, а сознательная, волевая позиция руководителя. Ваша уверенность - это кислород, которым дышит ваш коллектив.
N.B. Учитель-патриот - это не «интеллигент» в ветхом смысле слова, вечно рефлексирующий и сомневающийся. Это - организатор, боец и строитель. Его миссия - создать поколение, которое не будет ждать милостей от истории, а будет их завоевывать. Поколение, которое умеет не только мечтать о великом будущем, но и ежедневным трудом его строить.
P.S. Воспитатель - кузнец. Его молот - дисциплина и труд, творчество и развитие, прорыв в будущее. Его наковальня – детский и юношеский коллектив. Его сталь - воля и мечта молодых граждан страны. Его продукция - новая, сильная Россия!
Илья Александрович Игин - член Российского союза писателей.
Свидетельство о публикации №225101401067