17. Пытка тишиной

Помните, я как-то рассказывала, что у меня было много комплексов? Со всеми справилась. Но уже много после того, как они меня измучали. Когда разобралась в их природе и негативном действии на мой психотип. Увы, чересчур деликатный...

Появились они в связи с тем, что в детстве мне не хватало любви. Точнее, её проявлений. Потому что теперь я не сомневаюсь в том, что была дорога своим родителям. А тогда...

Мама у нас с сестрой была не особо ласковая. Если не сказать, вообще суровая. А хотелось, чтобы она поцеловала, потискала, да просто обняла.

Может, в её семье так было не принято? Нежности там всякие? Я её родителей почти не знаю. Дедушка погиб на войне, а бабушку несколько раз всего видела в детстве. Хотя, она меня обнимала и ягодкой называла. В отличие от мамы.

Но это ещё можно было пережить. Она умела долго молчать. Вот обидится на что-нибудь (а это часто бывало) и молчит. Не час- два, а дни напролёт. С детьми поменьше, со взрослыми родственниками - неделями. И выяснить точную причину немого укора было невозможно.

Со временем я много по этому поводу прочитала. Осознала, насколько молчание - страшная пытка для окружающих. И сама, как бы не хотелось "проучить" виновника моих переживаний, не молчу никогда.

Напротив, стараюсь как можно больше проговорить вслух. Иногда помогает выяснить отношения почти без потерь. Но чаще нет.

Когда не помогает, могу использовать частичное молчание. Сухие ответы на вопросы, односложные бытовые сентенции и все прочее...

Но, знаете, что странно? Случись недопонимание, я мечтаю, как мама, замолчать надолго. Гены, наверное, работают. И только память о том, как сама страдала от "тишины", меня останавливает.

Кстати, очень рада, что своего ребёнка от таких проблем избавила. И потому у него нет такого обостренного чувства тревожности, как у меня. А это уже само по себе счастье. И атрибут безмятежной жизни. Если таковая вообще бывает.

Впрочем, психологи уже давным-давно разработали методики поведения жертв "молчаливого" террора. Предлагают, к примеру, перевести себя из категории "потерпевшего" в категорию "наблюдателя".

Может, этот рецепт и эффективен, но не для всех. Скажем, взрослый разумный и уважаемый человек вполне может спокойно обозначить границу: «Я вижу, ты не хочешь сейчас разговаривать. Я готов обсудить проблему, когда будешь готов»...

А ребёнок? А взрослый, но ранимый родственник? А...

В общем, этот рецепт только для здоровых. А здоровым рецепты не нужны. Мне кажется, они и так особо не запечалятся, если визави будет какое-то время не визави.

А что делать тем, кого это мучит?? Я не знаю. Может, подскажете?


Рецензии