О заступничестве Божией Матери
Из Сети
"14 октября в православном календаре – Покров Пресвятой Богородицы. Народный календарь напомнил, что
наши предки в это время отмечали Покров. Люди готовились к зиме и старались всё успеть сделать. Этот
праздник богат добрыми традициями, которые возрождаются в настоящее время. Вот в этот день участники
клуба «Виктория» собрались в лесу, чтобы проводить осень.
Воспользовались прекрасной погодой октябрьских дней активные и жизнерадостные представительницы этого
коллектива, отложив все дела на потом, отправились в поход. Безусловно, к этому событию готовились заранее и
основательно. Между собой распределили, кто и что захватит из дома, чтобы угощения не повторялись. Так и сделали, и
с рюкзаками полными явств, среди которых была и выпечка, встретились в назначенный час на опушке леса.
Согласно приметам, в этот день хозяйки обязательно пекли пироги и приглашали гостей. Ещё одним важным блюдом на
Покров были блины – ими угощали не только родных и близких, но подавали и нуждающимся. Считалось, что нужно
напечь как можно больше блинов, чтобы счастье в доме не переводилось.
Денёк выдался к радости собравшихся солнечным, безветренным, полный штиль. Согласно примете, это означало, что
если он будет сухим – зима припозднится. И если на деревьях лист опал не весь – тепло долго простоит. А ведь так и
было, не все они сбросили листву, а она радовала отдыхающих яркой расцветкой.
С удовольствием насладились красками осени, пообедали на природе, выпили чай на травах, пели песни, участвовали в
забавных конкурсах. Очень много шутили и веселились.
Особенно рассмешил всех турнир «Угадай животное», который предложила провести В.Г. Мороз. Все старались
выполнить как можно быстрее задание, чтобы получить заветный приз. Победила в конкурсе В.П. Щербина – с
поставленной задачей справилась успешно.
Вот так и отмечали Покров раньше. Добрые традиции в настоящее время возрождаются – хороводы, старинные песни и
весёлые танцы. А ещё с удовольствием поиграли в мини-футбол, бадминтон. Спортивные занятия на свежем воздухе
благоприятно сказываются на самочувствии. Хоть и нелегко было «гонять» мяч по опавшей листве, к тому же он
норовил спрятаться в её ворохе, милые дамы продолжали игру…
«Этот поход на природу, получился замечательным, – отметила Н.А. Соколовская, – столько мы получили
положительных эмоций. И это здорово!».
«Хотелось бы пожелать всем быть активными, – добавила Е.К. Олейник, – и заниматься физической культурой. Я,
например, более 30 лет регулярно посещаю спортивные занятия, и мне это очень помогает».
Прогулкой в осеннем лесу все остались довольны. Участницы дня здоровья отметили, что не только насладились
красивыми видами, зарядились бодростью и хорошим настроением, но и получили пользу для здоровья.
Альбина Гроц".https://gazeta-vz.com/
...Други!
Я тоже стараюсь День Покрова провести в лесу, на реке, в парке. Однажды с утра шёл по берегу протоки Коим на острове Пим.
Снега ещё не было, стояла тёплая солнечная погода.Вода в осенней протоке за ночь остудилась и дышала прохладой. Кругом пустынно - ни птицы, ни зверя, ни человека. Только небо- высокое, голубое, манящее.
Там наша Превятая Богородица! Неслышимая, невидимая, божественная!
И тем не менее родная,любимая, заботящаяся о своих земных чадах! С этой светлой мыслью и шагал я бесстрашно в направлении к недалёкой уже Оби, тысячелетиями текущей со священных Алтайских гор.
Алтай -Гималаи-Шамбала-Рерихи!Всё уместилось в нашей красавице Оби!
В.Н.
*************
1.ПОРАЖЕНИЕ, СТАВШЕЕ ПРАЗДНИКОМ
Пастыри о Покрове Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых и… парадоксальных праздников
для русского народа. Парадокс в том, что, по одной из версий, в этот день более 1000 лет
назад именно наши предки напали на Константинополь и захватили бы его, если бы не
заступничество Божией Матери. О смысле и значении этого «праздника поражения»
рассуждают священники Артемий Владимиров, Димитрий Шишкин, Николай Булгаков и
Валерий Духанин.
***
Священник Димитрий Шишкин, настоятель
храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос.
Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне,
поскольку неисследимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой
Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и
произошли в далеком X веке в благословенной Элладе. Тогда блаженный Андрей и ученик
его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров
над молящимся народом. По некоторым свидетельствам, это событие было связано с осадой
Константинополя нашими предками – славянами (тогда еще язычниками). Примечательно,
что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» –
христианин и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим
народом в таинстве святого крещения.
Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве святой
Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное,
можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом,
принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла
Божия.
Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в
крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была
исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как
это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько
скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь
надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в
которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров
Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и
случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не
оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия,
ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная
благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и
действенного нашего покаяния.
Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш
русский князь – Андрей Боголюбский – изумился, что такое замечательное событие никак не
отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и
ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро
вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников.
***
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший
священник и духовник Алексеевского
ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-
Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза
писателей России:
– Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества
Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая
флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Ромеи тогда
увидели во внезапно разыгравшейся буре заступление Царицы Небесной в ответ на их
мольбу об избавлении от страшной напасти.
Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти
только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!
Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения,
которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом,
соединенное с мольбой о помиловании.
В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство
склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку
Божию в постигшем русов несчастье.
Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки,
«пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное
заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической
интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии.
Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему
откровения свыше.
Наши читатели, конечно же, помнят, что опыт есть «сын ошибок трудных»… Пусть же будет
трижды благословенна стратегическая «ошибка» древних славян, обращенная Промыслом
Божиим к столь благим для нас последствиям! Плод этой «ошибки» – всерадостный осенний
праздник Покрова, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать».
***
«Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории»
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери
в пос. Кратово в Подмосковье:
– Нет ничего удивительного в том, что в самом
Константинополе, где совершилось в Х веке чудо
видимого заступления Царицы Небесной за молящийся народ, праздник этот не
празднуется, а празднуется у нас, в России. Потому что такова реальность, такова наша
история: она вся происходила и происходит до сего дня под Державным Покровом Божией
Матери.
Никому в мире Матерь Божия не оказывала столько благодеяний, никого столько раз не
спасала от неминуемой гибели, ни на чьей земле не явила столько Своих чудотворных икон –
иными словами, никого не покрывала с такой материнской заботой, как покрывала и
покрывает наш народ, нашу страну, издревле именуемую Домом Богородицы.
С самого начала, когда наши предки убедились в том, что Матерь Божия имеет державу
непобедимую, они проявили смирение, не пошли против рожна, Русь крестилась – и дальше
уже многочастне и многобразне Заступница Усердная нас спасала, так что сегодня мы
твердо знаем и исповедуем: если бы не Ее Покров, то нас уже давно бы просто не было. Как
же нам не праздновать этот праздник как один из самых главных, самых любимых наших
праздников?!
Покров Божией Матери – это альфа и омега нашей истории. Это то главное, что нужно знать
нашей молодежи о своей Родине. Нам нужно знать это, чтобы правильно понимать все наши
прошедшие события и чтобы понимать, на что прежде всего уповать в будущем: в чем наша
главная сила, наша главная опора.
Не случайно именно на нашу землю в день Покрова Божией Матери часто выпадает первый
снег – само небо говорит об особой связи этого праздника с нашей северной страной. И еще о
том, что Своим Покровом Пречистая отвечает прежде всего на белоснежную чистоту наших
мыслей и чувств.
Почему Матерь Божия возлюбила наш народ, нашу страну? Почему избрала ее Своим
Уделом? Может, потому, что так же, как снежный покров покрывает всю землю целиком, так
в России, как нигде, со свойственной нам доверчивостью и прямотой жизнь христианская
понималась всегда как жизнь по правде Божией вся, целиком: и в избе, и в поле, и в школе, и
в армии, и даже для заключения сделки нашим предкам достаточно было всего лишь
целования креста?
Одно мы знаем точно: нам нужно с не престающим удивлением и трепетом каждый раз в
этот день благодарить Царицу Небесную за все Ее милости, дарованные всем прошлым
нашим поколениям, – с не меньшим трепетом ожидая от Нее того, что Она не отнимет
Своего Покрова от нас и впредь.
***
«Праздник Покрова переживается и ощущается сердцем как отношения
любящей мамы с родными детьми»
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской
духовной семинарии:
– Праздник Покрова – это очень теплый и близкий
нам праздник. Потому что в нем выражается особая
близость к нам Пресвятой Девы. Она простирает Свой Покров над молящимися независимо
от того, насколько сами мы праведны и благочестивы, лишь бы всем своим сердцем
обращались к Ней.
Мой духовник, архимандрит Илия (Рейзмир), рассказывал случай, как окормлявшаяся у него
девушка Лидия заболела раком груди. Операции не помогли, она пришла уже в полное
отчаяние и, находясь в палате одна, стала молиться: «Господи, я же верующая, почему я так
страдаю?» В этот момент ей явилась Сама Божия Матерь, как Ее изображают на Казанской
иконе, Она сказала: «Лидия, почему ты отчаиваешься? Ты не оставлена». Хотя врачи
выписали Лидию домой как безнадежную, буквально через несколько дней после исповеди,
Причащения Святых Таин и соборования она совершенно исцелилась. Вот так Божия Матерь
не оставляет нас, Она знает человеческое горе и всегда ходатайствует за тех, кто от сердца,
искренне просит.
Вообще смысл праздника Покрова нельзя объяснить рационально, рассудочно, он
переживается и ощущается сердцем – вот как отношения заботливой, любящей мамы с
родными детьми. Мама поднимется ночью, чтобы проверить свое дитя, и если ребенок
болеет, то мама не пожалеет себя и не успокоится, пока не примет все меры, чтобы ребенок
выздоровел. И вот как дети открывают маме свои детские горести, переживания и желания,
так и мы можем открыть Пресвятой Деве все свои беды, и только к Ней мы можем
обратиться тогда, когда обращаться больше не к кому. И Она нас покроет, Ее Покров – это
молитвенная забота о нас, это благодать Божия, данная Святой Деве как самому близкому к
Богу человеку, и этой благодатью Она готова защитить нас всегда.
Русь всегда чтила святых, особенно близких простому народу: Николая Угодника, Сергия
Радонежского, Серафима Саровского, Матрону Московскую. Но ближе всех – Божия Матерь.
На Руси это всегда было неформализованное, сердечное почитание, как отношение к родной
маме, к которой можно обратиться в любой беде. Да и сама Россия всегда была под Покровом
Божией Матери. Вот почему в каждом православном доме в России среди икон особое место
уделяется образу Богоматери.
Да, есть разные предания о бывшем событии в Константинополе, когда во Влахернском
храме явилась Пресвятая Дева и простерла покров над молящимися. Имеются
предположения, что византийская столица была осаждена нашими предками, так что
византийцы избавились от них только заступничеством Божией Матери. Но Русь в то время
еще не просветилась верой Христовой, и если бы нашим предкам было попущено захватить
Константинополь, город был бы разорен, а многие люди убиты. Пресвятая Дева не дозволила
пролить кровь невинных людей. Язычникам не дали разорить христиан, зато впоследствии
их самих привели к славе веры Христовой, наверное, тоже по молитвам Божией Матери. В
Крещении мы обрели близость Деве Марии и потому воспринимаем праздник Покрова как
свидетельство Ее любви к молящимся, невзирая ни на какие военно-политические
обстоятельства прошлого.
http://donate.pravoslavie.ru/
************
2.ПРАЗДНИК ПОКРОВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане
вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию Богородица
явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси
этот праздник называли Покров день.
Согласно базы данных «Храмы России», на территории России Покрову
Пресвятой Богородицы посвящено 1384 храма. Статистика включает
действующие, сохранившиеся и не сохранившиеся храмы (также домовые),
часовни, молельные дома и прочее.
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке.
Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой
князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и
распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Проявившись однажды в Константинополе, чудо Покрова Пресвятой
Богородицы начинает непостижимым образом разнообразно повторяться в
различные времена и эпохи как ответ на молитвы христиан, что
естественным образом закрепляется как в иконографии, так и в русской
словесности. Наши соотечественники поклонение Покрову Богородицы
отражают не только в летописях и сказаниях, но осмысливают духовную
суть данного события в пастырских проповедях, в сказаниях о чудотворных
иконах Покрова Богородицы, а также в устном народном творчестве и
самых разнообразных волнах словесных преданий, которые исходят от
многочисленных икон и храмов, посвященных данному событию. Следует
отметить, что на Руси предания о данном празднике носят характер
государство и народообразующих.
В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не
указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение
было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском
храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла
царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова,
которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с
Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых
одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись
вблизи амвона, перед алтарём. Богоматерь сняла с себя омофор, который
был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом
омофор сиял как илектор (др.-греч. ;;;;;; — лучезарное светило, солнце,
огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица
удалилась, оставив благодать.
Информация, известная нам о самом чуде, совершившемся в
Константинополе в 910 году во Влахернском храме Богородицы, восходит к
житию блаженного Андрея Юродивого. Как повествуют русские предания,
блаженный подвижник, сподобившийся созерцать само чудо, был
славянином, родом из новгородских «словен». Служба празднику Покрова
Пресвятой Богородицы известна нам по спискам XIV века, которые носят
черты новгородского происхождения.
Знание об особенной сути праздника Покрова для русского православного
мира сохраняется и в новое время. Оно хранится прежде всего в
чинопоследованиях и проповедях на праздник Покрова Пресвятой
Богородицы, в сказаниях о чудотворных иконах, отображающих данный
праздник.
Начиная с XIX века память о празднике Покрова запечатлевается в устном
народном творчестве и передается в фольклорных сборниках. Именно на
данный период мы предлагаем обратить более пристальное внимание.
Возьмем, к примеру, размышления о празднике Покрова, присутствующие у
известного русского философа и богослова отца Сергия Булгакова: «…Не
только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и
здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над
присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом
человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и
спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это
увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть
любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление.
Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но
материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит
праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце
вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами.
Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не
одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с
молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее?
Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да,
слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не
оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания».
Отец Сергий Булгаков подчеркивал еще одну очень важную роль праздника
Покрова для русского народа: «Богоматерь радеет не только за отдельные
сердца, но и общее, народное сердце, за его выбор, за его верность Свету,
высокому духу, Господу».
Что касается творчества новых светских писателей, то наиболее ярко
картина праздника Покрова Пресвятой Богородицы отображается в
произведении Ивана Шмелева «Лето Господне». Для иллюстрации
представления писателя о празднике Покрова, приведем цитату мальчика,
героя повести Ивана Шмелева «Лето Господне»:
«Так вот что это – Покров! Это – там, высоко, за звездами: там – Покров,
всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает,
говорит: “сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем
Господним и твоим Ангелом – Иван-Богословом, и со ангельскими
воинствами, и держит над всей землей великий Покров-омофор, и
освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся”.
А я – увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видал, дадено
ему было видеть и нам возвестить, – в старинном то граде было, – -чтобы
не устрашались люди, а жили-радовались.
– Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом».
В творчестве Достоевского описываемый нами праздник также нашел свое
отражение. Неслучайно модель мира Верховенского Петра в романе
«Бесы», являющаяся антиподом христианской модели, отражает мнение
данного героя, которое сводится к тому, что разрушение старого мира «к
началу будущего мая начнется, а к Покрову все кончится», ведь Россия
считалась уделом Пресвятой Богородицы и от Византии, вместе с верой,
Русь переняла веру в заступничество Пресвятой Богородицы.
В другом романе Достоевского — «Братья Карамазовы» судьба Дмитрия
Карамазова тесно связана с темой нашей статьи. Дело в том, что движение
Мити во время «приключения» с Лизаветой Смердящей и в ночь убийства
его отца и происходит по идентичному маршруту: начиная с Соборной
площади к западной части города через мост. Но здесь резонно возникает
вопрос: почему в одном преступления не происходит, а в другом герой
приходит к падению? Все дело в том, что Воскресенский собор,
называвшийся до 1403 года храмом Покрова Пресвятой Богородицы,
находится на соборной площади Старой Руссы, которая в свою очередь
является прототипом аналогичного места в данном романе. Именно здесь,
в данном соборе, хранилась главная святыня города – чудотворный образ
Пресвятой Богородицы «Старорусская». И далее в романе Дмитрий
Карамазов объясняет произошедшее с ним в ночь преступления как чудо:
«…Слезы ли чьи, мать ли моя умолила Бога, дух ли светлый облобызал меня
в то мгновение – не знаю, но черт был побежден».
Следует отметить, что данному празднику и храмам, построенным в честь
него, и по сей день посвящают свои произведения самые разнообразные
поэты. Здесь можно упомянуть такие произведения, как «Покров» И.
Рутенина, «Зодчие» Д. Кедрина, «Покров Пресвятой Богородицы» Н. Кельша,
«Храм Покрова» Б. Чичибабина и многие другие.
https://vk.com/pravoslavie_in_art
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 октября 2025 года
Свидетельство о публикации №225101400116