устроена человеческая память
Суть и идеи проекта
Проект Ergo Mentis начался в 2014 году с небольшого исследования – я пытался понять, как с точки зрения современной науки . Однако, предлагаемое научным официозом показалось мне неубедительным, не согласуясь с известными экспериментальными наблюдениями. В «проблеме памяти» выявились два аспекта, объяснений которым не было: нелокальность и устойчивость – подробнее о них здесь. А попутно обнаружилась еще одна загадка, на которую у официальной науки нет отгадки: человеческий мозг расходует гораздо больше энергии, чем ожидалось. В разы больше, чем ему казалось бы нужно для обеспечения своих мозговых функций – подробнее об этом здесь. При этом, энергия тратится в неокортексе – участке головного мозга, которого (почти) нет у животных (точнее, он значительно менее развит) и благодаря которому происходит количественный скачок структурной сложности мозга. В нем же осуществляется высшая нервная деятельность – приводящая к возникновению принципиально нового феномена, человеческого сознания…
Конечно, такая логическая картина не могла не заинтересовать. Я расширил поиск и в какой-то момент наткнулся на альтернативный подход к объяснению мозговой деятельности, основанный на центральном явлении квантовой теории поля (не путать с квантовой механикой!) – спонтанном нарушении симметрии. Это дало толчок новому интересу и новым исследованиям – и, главное, позволило сформулировать гипотезы, связывающие воедино многие компоненты паззла «мозг-мышление-осознание себя». В результате проект растянулся на десять лет, а проблема памяти переросла в глобальнейшие вопросы: что такое человеческое сознание, откуда оно берется, как связано с пространством-временем? Может ли наше уникальное «я» сохраняться после физической смерти тела? Реальны ли предвидения, можно ли получать и интерпретировать сигналы из будущего? Почему порой у нас возникает ощущение миссии, предназначения – или, скажем, необъяснимой связанности судеб? Ну и, наконец, как в наших жизнях соотносятся предопределенное и случайное? Есть ли вообще свобода воли, или это иллюзия, от которой нам не дает отказаться наше эго?
В двух своих последних книгах я пытаюсь затронуть эти вопросы – не претендуя, конечно же, на истину в последней инстанции и не утверждая, что нашел все ответы. Мой проект – это лишь попытка взглянуть чуть шире и предложить логически-непротиворечивые гипотезы, оттолкнувшись при этом от реальной науки. Однако – и это очень важно! – я не просто выдвигаю предположения о том, как все может происходить на самом деле, а предлагаю механизмы реализации этих предположений. В этом, как я вижу, состоит отличие моих усилий от научно-фантастической и эзотерической литературы.
Научная составляющая проекта включает в себя две части: квантовую модель мозга и космологическую теорию парных вселенных. Они базируются на работах известных физиков-теоретиков – Джузеппе Витиелло, Уолтера Фримена, Хируми Умезавы, Жана-Пьера Пети, Андрея Сахарова и многих других. Подробное описание обеих моделей со ссылками на оригинальные статьи представлено здесь и здесь. Подчеркну: все теории находятся в научном поле и опубликованы в рецензируемых научных журналах. Мои же собственные книги являются художественными произведениями и не претендуют на научную легитимность. При этом я сделал все возможное, чтобы приблизить изложенное в них к реальным, математически обоснованным теориям, и старался избежать гипотез, принципиально невозможных с точки зрения современной физики.
Первая из книг проекта, «Место Карантина», основана на квантовой модели мозга, дополненной нейрофизическими исследованиями, а также некоторыми концепциями из космологии, в частности из теории суперструн и бран. Ее главная идея состоит в том, что одна из компонент нашего разума формируется и находится вне мозга и даже вне нашего трехмерного мира (четырехмерного, если добавить координату времени) – в метапространстве, в которое «вложена» наша вселенная. Там другая физика со свoими законами, что порой приводит к удивительным последствиям. Одно из них – радикальная, но теоретически правдивая концепция жизни после смерти. Оказывается, что физическая смерть тела и смерть сознания не обязательно совпадают, а наши судьбы – и человеческие отношения, влечения, страсти – действительно могут быть взаимосвязаны, причем не по воле высших сил, а благодаря физико-математическим законам. Гипотезы этой книги подробно описаны здесь.
«Отражения» нашего разума, о которых идет речь в романе «Место Карантина», создаются в результате взаимодействия мозга с гипотетическим внешним полем (в книге оно называется «консионным» от слова consciousness, «сознание»), локализованным в метапространстве и пронизывающим наш локальный мир. Грубой иллюстрацией может служить магнитное поле, проходящее через лист бумаги, помещенный между полюсами постоянного магнита. В результате эти «отражения» могут подвергаться влиянию материи-энергии, эволюция которой не обязательно следует нашей локальной «стреле времени». И это может иметь отношение к явлениям, которые мы так или иначе переживаем – или думаем, что переживаем - или боимся думать, что переживаем, и отвергаем, осмеиваем, но все же едва ли полностью исключаем из нашей картины мира. Я имею в виду эпизоды подсознательного (а иногда и осознанного!) ощущения того, что ожидает нас в будущем.
Размышляя над этим и представляя тот самый лист бумаги между полюсами магнита, я внезапно понял, что на другой его странице как раз может найтись место для подобной материи-энергии. Более того, это может быть связано с глобальными загадками нашей физики – барионной асимметрией вселенной и ее невероятно малой начальной энтропией: мол, то что на другой стороне листа может компенсировать то, что на нашей. Например, думал я, увеличению «нашей» энтропии может соответствовать уменьшение энтропии «другой» материи-энергии, и их сумма может находиться в каких-то вероятностно-разумных пределах. Но это значит, что термодинамическая «стрела времени» того «другого» мира направлена в обратную сторону! А ведь можно еще и замкнуть этот лист в ленту Мебиуса, так что страницы будут переходить друг в друга...
Идея представлялась вполне очевидной, и я был уверен, что она высказывалась – и, наверное, была отброшена – задолго до меня. Я стал искать соответствующие научные работы и почти сразу наткнулся на статью великого советского физика-теоретика Андрея Сахарова, опубликованную еще в 60-х годах прошлого века (ее английский перевод появился лишь двадцать лет спустя). Там описывалась космологическая модель двух вселенных с разнонаправленными стрелами времени. Научный мейнстрим идею не поддержал, но она получила-таки долгую жизнь – в основном в работах французского ученого Жан-Пьера Пети – обретя вполне законченный вид. Именно эта модель Сахарова-Пети легла в основу второй книги проекта, «Человек-Cogito», в которой темы человеческого сознания и переплетения судеб – а также предвидения, предназначения, миссии – развиваются дальше. Книга пытается ответить на вопрос: стоит ли за всем этим что-то серьезное, реальное, от чего не отмахнуться? Гипотезы, сформированные в ней, описаны здесь.
Две противоположные «стрелы времени» и постоянная «борьба» (или «сотрудничество») связанных с ними миров приводят к возникновению информационной структуры, которая названа в книге «лабиринтом событий-опытов-смыслов», строящемся, условно говоря, с двух сторон – в соперничестве прошлого и будущего. Можно представить его как абстрактную конструкцию с неисчислимым количеством входов и выходов, переходов и тупиков, которая возникает из «отражений» всего, что происходит, происходило и будет происходить с нами. И естественно возникает вопрос: может ли наш путь в нем, выбор следующего шага, направления, коридорчика быть хоть частично случайным, флуктуационным – или же он жестко предопределен? Что это – набор траекторий, с которых не соскочить, или, скорее, что-то вроде граничных условий, своего рода «коэффициентов предпочтительности» того, что может произойти в наших жизнях или затеяться в наших головах: куда двинется наша мысль, какое намерение возникнет, какое решение будет принято? Как это соотносится с современным пониманием причинности и случайности, в частности с теоремой Белла и теориями скрытых параметров? Эти темы тоже поднимаются в романе «Человек-Cogito» – детали изложены здесь.
Рассуждая о разуме и космологических теориях, описывающих возникновение и эволюцию вселенной, естественно задаться вопросом – а что такое разум с точки зрения этой эволюции? «Выгодны» ли мирозданию феномен человеческого сознания и его гипотетическое «отражение» в глобальном пространстве? Почему мы так стремимся создать невероятно продвинутый ИИ – то есть что-то еще более разумное, чем человек?.. Эти темы пока не поднимались ни в одной из моих книг, но обсуждаются здесь – причем, с существенно научной точки зрения, опираясь на теории, широко известные в научном сообществе.
Таково примерное содержание проекта на настоящий момент. Повторюсь: многое в моих книгах и в том, что изложено на этом сайте, звучит весьма фантастично, но научные разработки, на которые я ссылаюсь, пусть порой далеки от науки официальной, которая популяризуется в масcах, тем не менее легитимны и опубликованы в солидных журналах. Едва ли их можно просто так, без аргументов, объявить лженаукой и презрительно отвергнуть – при этом я всегда готов к предметным дискуссиям и с благодарностью отнесусь к конструктивной критике любой из концепций проекта.
Сознание и судьбы ;
Ergo Mentis
Проект и книги
Основные идеи
Сознание и судьбы
Сигналы из будущего
Предопределенность и свобода воли
Квантовая модель мозга
Модель двух вселенных
Эволюция и разум
Автор
Eng
© Вадим Бабенко - Все права защищены
Свидетельство о публикации №225101401355