Никогда больше

НИКОГДА БОЛЬШЕ

Одними из самых теплых воспоминаний моего детства стали добрые, теплые посиделки с бабушкой и дедушкой. Мы смеялись, читая забавные истории о животных в детских журналах, шили с дедушкой цветастые мешочки для орехов на старой-старой швейной машинке, в ржавой педали которой вечно застревала моя маленькая на тот момент нога, готовили с бабушкой квас, за брожением которого я с любопытством наблюдала, смотря через желтое витражное стекло пластиковой бутылки на палящие лучи летнего солнца. Мы играли в лото и в шашки, и я не понимала, почему я всегда выигрываю, не зная, собственно, даже правил игры.

А еще я не понимала, почему постоянно, когда я прошу рассказать о единственной войне, о которой я на тот момент знала, дедушка отворачивается к стене и задумчиво обводит пальцем узоры на ковре, а бабушка убегает на кухню с целью проверить, как подходит тесто на пирожки.

Они не участвовали в той Великой Войне, нет. Но и на них она оставила свои метки. Дедушку поцеловала в ухо – он часто, грустно смеясь и щурясь, рассказывал о том, как отморозил его, идя в соседнюю деревню за продовольствием для матери и брата, и оно стало «костяным». Бабушку погладила по коленям – она еле-еле сдерживала слезы на тот момент неизвестного мне происхождения, когда рассказывала, как счесала кожу на них, когда играла с сестрой на горе из отходов ближайшего завода по изготовлению оружия для фронта.

Мне было шесть. Я не понимала непрекращающихся попыток деда найти своего отца, потому что знала – он пропал без вести в той далекой битве за Родину. Точка. Что даст знание о том, где находится могила? Его ведь не вернешь... Не вернешь же?
Когда я увидела тоскливо-счастливого деда и лежащий на комоде листок с пляшущими буквами:

«Василий Петрович Кузнецов. Родился в 1907-ом году в Смоленской области, Екимовичском районе, деревне Кошелево. Работал в местном колхозе. Был женат на Варваре Ивановне Кузнецовой. В сентябре 1941-ого года был призван на службу в Красную Армию рядовым. Пропал без вести в ноябре 1943-его года. Место захоронения неизвестно»

Что-то во мне проснулось. Память? Благодарность? Гордость?

Оказалось, мой прадед никогда не уходил, не пропадал без вести, не стал жертвой бессмысленных споров о величии наций.. Память о нем была жива, а значит – и он тоже.

Помнить каждого, кто боролся за тёплое лазурное будущее без боли и слез.

Не воевать, помня поля, забрызганные росой крови и пота.

Не наряжать детей в гимнастерки, не знающих, какие страшные раны натирает их жесткая ткань.

Не осквернять священную память наклейками на машинах, выходя на парады ради цветастого зрелища.

Не играть в войну, показывая малышам "железные машинки" и говоря об их красоте.

Радоваться каждому облаку и лучу света, которых не видел боец под Сталинградом, умирающий от голода и холода заключённый блокады Ленинграда и узник задымленного Освенцима.

Быть благодарными всем: погибшим и живым, военным, гражданским, детям войны, труженикам тыла, животным-помощникам и их ежедневному подвигу во имя Победы.
Быть Достойными той Великой жертвы, которую принесли за наше счастье наши предки.

Каждую секунду.
Каждую минуту.
Каждый день.
Всегда.

Из неопубликованного
2020


Рецензии