Сказка о лопухах и своём месте

     В дальнем углу старого сада, за сараем лежали в куче вырванные сорняки и разный мусор, вроде отслуживших свой век железных вёдер, скомканной проволоки и кусков чёрного рубероида.
     Место было по своему привлекательным и оживлённым. Каждый день туда слетались окрестные птицы и  рылись в слежавшихся листьях в поисках пропитания. При этом они оживлённо ругали свалку и воровато поглядывая друг на друга рассказывали, что во-о-он там, в других краях, есть такие помойки, что мама не горюй. Не чета этой.

Некоторые попадались на эту уловку и улетали в поисках более привлекательных и сытых мест, а оставшиеся с ещё большим энтузиазмом клевали жирных червей, не забывая поругивать свалку вообще, и жизнь в частности

Местная живность, которая по праву рождения обитала в этой куче, где было сытно и тепло, старалась зарыться поглубже, испытывая при этом  зависть к обитателям других свалок, которые живут и таких трудностей, как здесь, не знают.

     Особенно старалась серая птица с белыми боками, которая сначала деловито рылась в куче хлама, а потом усаживалась на соседнюю ветку и стрекотала о другой жизни, о других местах и о свободе для энергичных и предприимчивых.
- Неужели предел мечтаний для каждой уважающей себя особи, это провести  жизнь на одном месте, не увидев ничего другого? - начинала она. - Вот, например, я. Где только не побывала, чего только не повидала!

     Всем, особенно молодым обитателям свалки, хотелось послушать  что-нибудь интересное, поэтому некоторые из них не прятались, а слушали вещунью.
- Знаете, как в других местах всё устроено? - спрашивала она и, не дождавшись ответа, объясняла: - Там ничего не валяется, как здесь. Там цивилизация!  Порядок железный. Культура! Все отходы складываются в  железные или пластмассовые ящики, а потом вывозятся на другие свалки, которым  ваша  и в подмётки не годится. Вот там масштаб!  Там чего только не найдёшь! И хлеб и крупу. Клюй, что хочешь. Любое желание можно реализовать. Вот, что значит свобода и простор для предприимчивых.  А у вас здесь... Сплошная архаика. Отсталость.
Она презрительно кривила клюв.

Все вокруг молчали, совершенно раздавленные эпичной картиной, нарисованной Птицей.
- Здорово тебе живётся! - восхитилась Жаба. - Полетела туда наелась и никаких тебе забот - живи и радуйся.
- Да, да, - подала свои голоса мелкая живность, вынужденная испуганно прятаться от железного птичьего клюва. - Славно тебе живётся!  И совершенно непонятно, зачем ты сюда прилетаешь. Охотишься за нами...

- Хммм, - ещё больше скривилась Птица. - Там ведь полно других птиц. Бороться за каждый кусок приходится. Если зазеваешься или ослабеешь, то и заклевать могут.
- Ничего себе! - возмутились  слушатели. - Заклевать! А  спрятаться нельзя?
- Где?! Я же не могу в землю зарыться...
- Ну вот мы, которые в землю не могут зарыться, прячемся под листьями лопуха. Попробуй. Неужели он не защитит?
- Там лопухов нет. И всяк только о себе  думает. Свобода же... 

- А в этих, как их... В ящиках, что? Нельзя ли там наесться? - изнемогали от любопытства червяки, которым хотелось любой ценой отвадить Птицу от посещений их родной свалки и пожить спокойно.
- Аааа, там люди. Крышками закрывают, гонят. Иногда даже  камни бросают.
Обитатели свалки, которые были поумней, догадались, что не всё так просто и постарались спрятаться поглубже. От греха подальше.

И только совсем юные червячки застыли как очарованные. Уж очень им хотелось ещё послушать пламенные речи. А может даже предпринять что-то эдакое, чтобы зажить другой, более интересной, жизнью. Птица, немного удивившись, как легко оказалось добывать здесь пропитание, быстро клевала зазевавшихся.

     Когда птиц было особенно много, всё местное население бросалось под защиту Репья.
Он был высоким и могучим. Под его широкими листами пряталась от  ненастья вся мелкая садовая живность, начиная от мошек и комаров,  заканчивая лягушками и ёжиками. Поэтому Репей у всех пользовался если не любовью, то уважением.
У всех, кроме своих собственных семян. Они вспучивались над засохшими лепестками семенной Коробочки и обозрев окрестности недовольно шуршали.

- Аккуратней, дети. Не высовывайтесь. Вы ещё незрелые и  плохо разбираетесь в том, как нужно правильно поступать, чтобы не пропасть  - увещевала их Коробочка.
Но семена такие увещевания принимали довольно недоверчиво. Ведь внутри было темно и тесно, а вокруг было столько нового и неизведанного, что всякие наставления и родительские наставления, как надлежит себя вести юным семенам, чтобы не пропасть, воспринимались как старческое занудство.

Поэтому они торопились побыстрее покинуть родительское лоно и начать самостоятельную жизнь, постепенно просыпаясь сквозь засохшие лепестки. И вскоре во всех коробочках почти не осталось семян, кроме трёх крошечных зёрнышек, которых Коробочка из последних сил удерживала внутри, не решаясь расстаться с последними зёрнышками.

Они тоже не торопились покидать родительский дом, потому что сами не понимали куда, собственно говоря, их тянет.
- Неужели мы должны всю жизнь прожить здесь и повторить судьбу родителей? - шептались они. -  Это так обыденно...
 Тем более, что все эти птичьи россказни, которые живописали удивительно богатую и интересную жизнь в дальних палестинах, совершенно отвращали семян от того, как жили их родители.

     Через какое-то время, когда самые очарованные червячки были съедены, а напуганные происходящим  жучки и мошки, стали надёжно прятаться  под раскидистыми листьями  Репья, оголодавшая Птица перенесла своё недовольство на него.

- Вот что такое ваш Репей? - спрашивала она, за неимением других слушателей обращаясь к семечкам, и не дождавшись ответа, снисходительно объясняла: - Обыкновенный лопух. А кого умные называют лопухами? Глупых и недалёких. Вы хотите, чтобы вас считали лопухами?
Конечно, никто из семян не хотел быть глупым и недалёким. Лопухом.

Правда,  маленький  Сёма сказал, что не видит ничего плохого в том, чтобы быть лопухом. Потому что  их отец Репей, хоть и лопух, но очень большой, красивый и уважаемый. И что он, семечко по имени  Сёма, хотел бы быть похожим на своего отца.

- Лопух, одно слово, - презрительно прошуршал братик. - Я вот просто мечтаю вырваться отсюда.
- Куда? - удивился Сёма.
- Ты разве не слышал? Есть и другие, более цивилизованные и культурные места.  А здесь...
 Он презрительно качнулся со стороны в сторону.
- Серость и уныние. А меня влечёт всё яркое и красивое.

- Но здесь тоже очень красиво, - лепетал Сёма. - Посмотри сколько сочной зелени, какая красивая Крапива. Какие у неё серёжки...
- Нашел красоту! Она же дикая!
- Так и мы, вроде, тоже, - смутился Сёма.
- Лопух, право слово. Как ты не понимаешь, ЧТО среда обитания делает с нами! Ты дикий потому что живёшь среди дикости. Будешь жить в другой среде, в цивилизованной, и сам станешь другим.
Вот я, когда вырвусь отсюда,  непременно поселюсь в местах культурных и красивых. Увидите тогда каким стану. Не чета вам...

- Конечно, сынок, ты самый крупный и круглый среди всех, - вмешалась Коробочка, которая втайне гордилась этим семечком больше всех, - просто красавчик, но пойми, это место самое лучшее. Здесь такая влажная и жирная земля! Чернозём! И самое главное - здесь произрастали наши предки. И мы с вашим отцом - Репьем хотим, чтобы вы проросли здесь...

- Опять завела свою пластинку, - сморщился Красавчик. - Вот вы  и оставайтесь здесь. А я хочу жизни яркой и красочной. В другом месте. Я верю, что могу украсить собой этот мир.
- Тьфу, тошнотик! - перебило его третье семечко. - Украшатель нашёлся. Все прямо так тебя и ждут. Слышал, что Птица рассказывала? Никто тебе ничего за так не даст. Даже не надейся.
- Так что же, мы обречены всю свою жизнь провести здесь? - расстроился Красавчик.
- Почему же обречены? Просто надо бороться против такого устройства мира.

- А как  бороться? - заинтересовался Сёма.
- Как, как... Как Птица. Быть свободным. Драться за своё. Отказаться от всего, что мешает.
- Даже от корней?!
- От них в первую очередь. Наличие корней - самая большая проблема для свободы.
- А нельзя ли жить здесь, как живут наши родители и жили наши предки? - опять не выдержал Сёма. - Мне как-то  родителей жалко... Да и наше место, с его обитателями, не такое ужасное, как Птица говорит. Здесь всё знакомое и родное. 

- Скукотень.  А я хочу быть свободным от лишних оков и связей.  Это для таких лопухов как ты. Слышал, что Птица рассказывала? Что другая жизнь  только для энергичных и предприимчивых. Я ощущаю в себе столько энергии и предприимчивости, что готов преодолевать любые трудности на пути к своей свободе.

- Довольно уже, - остудила Коробочка его пламенную речь. - Разошёлся, тут... Всех братьев растолкал. Хоть иногда о других надо думать, когда бунтарствуешь...
- А что не так?
- Ты же здесь не один. Надо уметь уживаться...
- Уживаться? - Бунтарь снисходительно ухмыльнулся. - С этой покорной, однажды заведённому порядку массовкой? Я терпеть не могу подчиняться и уживаться! СВОБОДА, вот что меня привлекает больше всего.

     - Послушай, - обратилась Коробочка к Репью. - Ты отец или кто? Видишь, что происходит? Детям не по нраву наша жизнь. Они хотят жить по другому.
- Ну, а я то при чём? - удивился Репей. -  Я живу так, как умею, как жили наши предки. А они мне говорили, что хорошо там, где нас нет. Что где родился, там и пригодился. Что не место красит лопуха, а лопух место. Что...

- Всё, хватит, - перебила его Коробочка. - Вижу, что ты не хочешь ничего менять.
- А как можно что-то изменить? Я просто врос здесь всеми корнями, всем телом, всей душой... Я знаю, что это самое лучшее место для моей жизни. Наверное, есть и другие. Но там обитают незнакомые мне соседи и заведены другие, неизвестные мне порядки. Не лучше ли  оставаться на том месте где живешь и делать всё, чтобы оно становилось лучше?

- Но наши дети хотят жить по другому, - в отчаянии простонала Коробочка.
- Раз у них есть такое желание - пусть пробуют, - ответил Репей, бережно укрывая листом маленькую лягушечку. И добавил: - А там жизнь рассудит...

     Коробочка поняла, что Репей не будет ничего предпринимать, чтобы удержать детей в родительском лоне и совсем запечалилась. От грустных мыслей она скукожилась и почти высохла. Но в какой-то момент словно очнулась и стала лихорадочно думать, как спасти оставшихся.  Ей очень хотелось предоставить им возможность попасть в новую жизнь.

В это время на свалку забежал пёс и она, недолго думая, вцепилась  в пушистый хвост.
Пёс побежал навстречу хозяину, радостно помахивая хвостом. Семечки в коробочке мотались от стенки к стенке и думали, что им предназначено погибнуть от такой тряски, так и не увидев другой жизни. Коробочка тоже пожалела о своём опрометчивом поступке и попыталась докричаться до Репья в надежде получить если не совет, то хотя бы утешение.

Она с усилием развернула свои ссохшиеся от долгого молчания лепестки, и семечки  просто замерли от восхищения. Вокруг расстилался ковёр из дивных растений!
- Ах, вот она, моя мечта! Видите, какими должны быть места для хорошей жизни?! Чтобы жить в своё удовольствие не надо цепляться за привычное. Всё-всё исполнилось, как я и хотел, - на одном дыхании выпалил Красавчик и упал в благоухающую бездну.

- Мой сыночек! Мой Красавчик! - зарыдала Коробочка. - Мне так больно с тобой расставаться, но я рада, что ты сможешь воплотить свою мечту в жизнь.
- Красивое место, - сказал Сёма, болтаясь со стороны в сторону. - Достойное нашего Красавчика.
- Красивое, красивое,- пробурчал Бунтарь, упираясь всем телом в стенку коробочки. - Разве красота главное для настоящей жизни?
- А что главное?
- Свобода. Борьба. Экспансия. Битва за своё место.

- А разве нельзя обрести свободу и своё место без борьбы и битвы?
- Скукотень. Никакого драйва. Я верю, что можно добиться успеха в любом месте. Надо просто иметь смелость и не бояться перемен. Только преодолев все трудности, ты заслужишь уважение.
- Неужели, чтобы заслужить уважение  надо обязательно преодолевать трудности? Вот наш отец  очень уважаемый... - возразил Сёма и неожиданно поморщился от отвратительного запаха: - Какое мерзкое место!

Мимо, по серой, ухабистой дороге ехали тяжело гружёные машины и за ними тянулся шлейф из поднятой пыли и выхлопных газов.
- А по мне - в самый раз! Здесь я, наконец-то смогу всем доказать свою правоту, отвоевать своё место и заслужить уважение! - закричал Бунтарь и пулей вылетел на пыльную дорогу. Мимо проехал огромный грузовик и своими колёсами вдавил семечко в грязную обочину.

- Надеюсь, что ему удастся здесь реализовать свои желания, - с сомнением прошептала Коробочка и спросила:
- Ну а ты, Сёма, что затаился? Какое твоё желание?
- Домой хочу. Я увидел другие места. Даже очень красивые. Но всё же хочу обратно.
- Этого я тебе обещать не могу. Далеко забрались, - опечалилась Коробочка. - Выбери себе любое место. Все дороги перед тобой теперь открыты.
- Но мне нужна только одна. Которая приведёт домой...

В этот момент хозяйская рука выдрала Коробочку из хвоста и отбросила в сторону.
Описав замысловатую траекторию она упала на кучу старых листьев и оглядевшись поняла, что Сёмино желание исполнилось и они вернулись обратно. Туда, откуда началось их путешествие в поисках новой жизни. Она разжала высохшие лепестки и Сёма вывалился на землю.
- Я рад, что ты вернулся, - сказал Репей. - Мне кажется, что здесь самое лучшее место для жизни.

- Конечно, по сравнению с Бунтарём я, наверное, слишком слаб и не смог бы поступить, как он, но где-то в глубине души тоже хотел бы проявить свое упорство и настойчивость, - признался Сёма. - Да и если быть честным до конца - завидую Красавчику, который  воплотил свою мечту о красивой жизни. Место, куда он переселился не идёт ни в какое сравнение с нашим...

- И здесь у тебя будет достаточно поводов, проявить свои лучшие качества. А жить среди чужой красоты...
Репей покачал листьями.
- Не знаю... Придёшься ли ко двору... Это ведь ЧУЖАЯ красота. Надо иметь упорство и настойчивость, чтобы создавать СВОЮ. В том месте, где ты родился и где проведёшь свою жизнь.
- Но это так обыденно, - грустно подумал Сема и провалился куда-то вниз. Там было тепло и сыро. Приятно пахло прелью  и незаметно для себя он заснул.
    
     Очнулся  оттого, что солнечный луч пробился сквозь толщу листьев и пощекотал ему макушку. Сёма почесался и расправил затёкшее тело. Вокруг было полно звуков и неясных шорохов. В воздухе витало ощущение чего-то нового и радостного.
Он потянулся  и, разворошив слежавшиеся листья, выглянул наружу.
А там буяла весна. Светило яркое солнце, свиристели птицы, цвели одуванчики и тяжёлые шмели, приземлившись на их лепестки, пили сладкий нектар.

- Красота, - подумал Сёма и от удовольствия раскинул свои ладони пошире. - Хорошо, что я не остался  ни в  каком другом месте, а вернулся домой. Что может быть лучше родины, даже если некоторые обзывают её свалкой?
Его переполняли чувства, которым он не мог дать даже названия. Всё  тело трепетало и тянулось вверх, поближе к солнцу. И светило солнце, и шли дожди, а земля была тёплой и ласковой.

Рядом роились мошки, а на его ладошки приземлялись божьи коровки и щекотали  лапками. Майские жуки неожиданно разламывали свои спинки и, выпростав прозрачные крылышки, с жужжанием взмывали ввысь, оттолкнувшись от кожистой поверхности листьев.  А поблизости росла юная Крапива, призывно шевеля зелёными серёжками...

***

     В один из дней к свалке пришёл Дед с внуком. Они прикатили полную тачку, вырванных с корнем сорняков. Дед вывалил тачку  и присел отдохнуть, а Мальчик достал длинный прут и стал хлестать всё вокруг себя.
- Я грозный воин! Я всех врагов изничтожу! - воинственно кричал он.
- Остановись. Не трогай ничего, -сказал ему Дед. - Смотри, какая красота.

- Дедушка, я не понимаю... Ты только что вырвал все сорняки, что росли в твоём цветнике и даже такой красивый и раскидистый лопух... Он был настоящим красавчиком. Не чета этим.
- Понимаешь, этот лопух, по сути, бездельник и хитрован. Пророс на возделанной земле среди моих роз, да ещё  их и ущемляет. Занял самое лучшее место, листы свои лопухастые по сторонам раскинул, а розы затенил. Лишил их питания. Ты видел какие у него корни? Если его не вырвать, то мои розы зачахли бы.

- А эти?
- А эти... Эти молодцы. Мне нравятся. Смотри, почти всю свалку своими листами укрыли.  Поэтому я к ним отношусь с большим уважением.
- Но твои розы во много раз красивее! Но я никогда не слышал, чтобы ты им высказывал своё уважение.
- Конечно, розы красивы и я их просто-напросто люблю. Но их красота капризна и недолговечна. Она всё время требует к себе внимания и заботы. Если я не стану за ними ухаживать, они зачахнут и пропадут. А  лопухи не только ничего для себя не требуют, они ещё и укрывают своими листами свалку. Зачем же их обижать?

- Ты хочешь сказать, что лопухи лучше роз?
- Нет. Они разные. И каждый из них по-своему красив и значителен, когда растёт на своём месте. Конечно, всегда есть места, которые, как нам кажется, красивее, обильнее, комфортнее, но ведь они  созданы кем-то для СЕБЯ. И не факт, что тебе там будут рады, как я не обрадовался лопуху, выросшему среди моих роз.
Никто не любит тех, кто приходит на всё готовое, не затратив ни малейшего усилия, чтобы самому, что-то сделать. Да ещё и старается занять место получше.
- Я понял. Надо найти самое плохое место и там жить. Тогда тебе будут радоваться и уважать.

Дед засмеялся.
- Можно, конечно, и так решить. Только надо понимать для ЧЕГО ты это будешь делать. Если только ради того, чтобы КТО-ТО тебе обрадовался или, возможно, зауважал, то, думаю, не стоит. Ведь в результате ты можешь не выдержать... Да что там... Просто погибнуть. А вот если ты понимаешь для ЧЕГО и готов делом подтвердить правильность СВОЕГО выбор, то... Дерзай. Изменяй этот мир и место, которое выбрал, так, чтобы оно стало лучше.

- Дедушка, ты хочешь сказать, что этот лопух, - внук кивнул в сторону Сёмы, - правильно сделал, что здесь растёт?
- Я не знаю правильно или нет. Я просто вижу, что он вырос на СВОЁМ месте...


Рецензии
О, как мне понравилось! Доходчиво, убедительно, образно про свое место в жизни, про чужую красоту, про корни, от которых нельзя отрываться. Мне бесконечно приятно видеть в вас единомышленника! Сема такой классный, и Репей, и Бунтарь, и Коробочка, да все персы узнаваемы, по-сказочному ярки, выпуклы. Дам прочитать дочери, в спорах с которой мне порой не достает аргументов. Спасибо вам! Замечательная сказка!

Ольга Горбач   20.10.2025 11:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Оля.
И за посещение и за оценку. Правда, я сама думаю, что эта сказка вряд ли кого убедит или переубедит. У каждого свои мечты, стремления и иллюзии. И только Жизнь, ближе к её излёту, подведёт тебя к оценке их. И оценка может быть как с плюсом, так и с минусом. Жизнь ведь непредсказуемая. И непонятно иногда за что она кого-то награждает, а кого-то наказывает.
С признательностью и теплом.

Фаина Вельге   21.10.2025 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.