Уже 83! Прибавим?

 
Рекомендованные медициной  нормы потребления мяса на человека в  год 73кг.
 Советские люди, меняя в рационе местами картофель жареный с отварным, а по праздникам позволяя себе   картофельное пюре, о таких стандартах благополучия лишь мечтали.
Сейчас «дорогие россияне» съедают уже   не 73, а 83кг мяса в год, но останавливаться на достигнутом даже под окриками врачей-диетологов не спешат. К слогану «что б такое съесть, чтобы похудеть» добавился и «лучше сдохнуть от ожирения, чем от голода».
Немцы презрительно называют французов «лягушатниками» за употребление мяса этих земноводных. Не оставаясь в долгу, французы оскорбляют соседей словом «колбасники» за любовь к мясопродуктам глубокой переработки.
Русские, перебиваясь с картофельной шелухи на крапиву и сныть, всегда мечтали насытиться мясом, а особо колбасой в мироощущении «вот понастроим консерваторий, не мы, так  дети консервов наедятся». Сегодня потребление мяса в Европе 64кг на человека в год, а в Германии так и вообще 53кг.  Не то, чтобы немцы совсем уж обнищали, до этого дело пока не дошло, хотя туда и движется, но на зелёной «повесточке» большинство там «ЗОЖнутые на всю голову». И на «колбасников» не вытягивает от слова «совсем».


Оставим Германию  с её проблемами по принципу «отряд не заметил потери бойца» и уточним: а кто у нас рекордсмен мира? США: 128кг.
Стоит ли, следуя заветам «дорогого Никиты Сергеевича»(да  не Михалкова — Хрущева!), выполнять задачу «ДиП»: догнать и перегнать. Ясное дело Америку. Прошу не путать «ДиП» с «MAGA»: Make America great again (Сделаем Америку великой снова). Это так теперь уже они догоняют.
Я не уверен, что употреблять мяса больше американцев — это хорошая идея. Но, учитывая, сколько мы не доели за весь двадцатый век, данная цель, как временная и промежуточная, вполне имеет право на существование.
 Пусть не в прописанных показателях госпрограмм в стиле барабанного боя «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», а в возможностях семейных бюджетов «моё бабло, куда хочу, туда и трачу».
Ну, и конечно же, в желании бизнеса заработать. Ведь по крупному счёту «буржуям» в действительности «глубоко равнобедренно» что производить: спортивное оборудование, низкокачественный алкоголь или племенных бычков для оптимизации поголовья молочных коров!
Будем исходить из того, что  идеями Греты Тунберг наш народ не обольстится. Иммунитет, заработанный на советской действительности, пока ещё работает и на мясо мы в состоянии посмотреть без «высокого экологического чувства», а даже со словами молитвы «брат, нет твоей вины передо мной, но  Творец наделил меня потребностью есть мясо и я зарежу тебя».
В общем, пройдя через горнило идеологической обработки, мы можем задать вопрос: а эти 83кг, как там внутри?!

  В России, даже без учёта добываемой охотниками дичи, для производства мяса  в небольших количествах выращивается немало видов млекопитающих — козы, кролики, нутрии, олени, лошади, верблюды, яки, буйволы — и птиц: индюки, гуси, утки, цесарки, страусы, перепела, рябчики. Список далеко не полный! Однако основную часть продукции, съедаемой индивидом в  год,  даёт Большая Четвёрка: куры – 32кг, свиньи – 33кг, коровы – 13кг, овцы – 1кг.
Напомним, полвека назад россиянин съедал и курятины, и баранины по 6кг в год. И вот пропорция 1:1 изменилась на 32:1. Потребление говядины тоже рухнуло с 25кг до 13кг. Как известно, просто так даже кошки не… То есть такая выраженная трансформация требует объяснения. Этим и займёмся.


 Возьмём самые дорогие, получаемые при разделке животных продукты: филе куриной грудки, свиную и говяжью вырезку и окорок ягнёнка. Мы увидим, что цены на них определены пропорцией 1:1,5:3,0:5,0.  То есть свинина в полтора, говядина втрое, а баранина в  пять раз дороже   курятины.
 Сразу подвергнем процедуре разочарования тех, кто ни на миг не сомневается, что  конечная цена на любой товар ограничена только жадностью продавцов.
 То, что в капиталистической экономике каждый норовит «кинуть ближнего своего», впрочем, не гнушаясь и дальним, практически закон природы. Но есть нюансы. Вспомним три совсем недавних поучительных истории, когда возник временный дефицит на яйца, картофель и сливочное масло. В годы «развитого социализма» спрятали бы всё под прилавок и гнали оттуда по двойной-тройной цене. Но «в буржуинстве» в этом нет нужды.
И «открытым текстом»   картошка взлетела до соточки, яйца до 250, а сливочное масло до 5.000рублей за один килограмм. Но очень быстро «рыночек всё порешал»: масло откатилось к старой цене, а яйца и картошка даже ниже стартовой.
 В общем, цена – явление в большей степени объективное, чем субъективное. И то, что баранина стоит в пять раз дороже курятины, и то, что есть её стали в шесть раз меньше, не из пальца высосано. Развернём тезис, в смысле с баранов и начнём. Не надо искать во фразе аллегорий и уж тем более аллюзий, у меня всё строго по делу.


Колхозное сельское хозяйство, неэффективное по сути своей, не могло накормить «строителей коммунизма» и советское государство прилагало титанические усилия, чтобы решить вопрос хоть как-то.
 Была реализована громадная программа производства микробиологического белка из углеводородов для оптимизации состава комбикормов.
 Для повышения   плодородия    вывозился торф на миллионы гектаров полей фактически в геологических масштабах.
Проводилось орошение огромных площадей в засушливых зонах.
Был создан громадный рыболовецкий флот, чтобы острую нехватку мяса заменить рыбой и морепродуктами.
Всё это напоминало борьбу с последствиями курения при том, что и в голову не приходило просто бросить курить.
 А ведь уже в «лихие девяностые», когда государство на сельское хозяйство «забило по полной», начался определённый рост. Надо было всего лишь «в этом дурдоме» распахнуть калитку.


Овцы, как известно, способны усваивать самую неприхотливую пищу. Если не опилки и газетную бумагу, то уж точно камыш, рогоз, полынь, типчак и даже лишайник ягель. Поэтому в СССР на всех землях, которые совсем уж не годились под пашню, пасли овец.
 Данная отрасль животноводства  была крайне экстенсивной, продукция выходила самого низкого качества и весьма дорогой. Но в  категориях «всё для фронта(неважно какого!) – всё для победы» и «мы за ценой не постоим» такое положение дел считалось вполне приемлемым.
Когда в начале девяностых отменили дотации, овцы остались практически  только в личных подсобных хозяйствах: отрасль самоликвидировалась.
В последнее время идёт небольшой рост. И один  кг баранины съеденный россиянином за год, это весомое достижение по сравнению с тем, что творилось четверть века назад.
 Единственный вариант для наращивания производства баранины – бройлерный откорм сбалансированными комбикормами, как кур, свиней,   крупного  рогатого скота мясных пород. Сразу и качество возрастёт, и себестоимость упадёт, и спрос поднимется!


С говядиной в СССР вообще вышло «и смех, и грех». Государство - опять же, любой ценой – наращивало производство самого полезного  продукта питания молока. Но удойность коров была ужасно низкой, поэтому коров требовалось громадное количество.
Как мы не успели забыть, корова молоко производит для телёнка и поэтому каждый год должна  давать  новый приплод, иначе просто не будет молока.
Чисто экономически эти бесконечные миллионы едва родившихся телят было выгодно тут же пустить на сосиски, или пельмени, как допустим из ценного продукта питания рапсового масла делают биодизель. Но в постоянно голодавшей стране, где еда имела сакральное значение, это было бы воспринято как кощунство.
Но об этом в следующей главе…


Рецензии
Да, было! Ни пива, ни мяса!

Юрий Игнатюгин   14.10.2025 11:52     Заявить о нарушении