Комбат

КОМБАТ.
Семён Яковлевич Лутовинов был призван в Красную Армию в 1939 году и зачислен курсантом Новгород-волынского пехотного училища.
Вскоре, в 1940 году оно было в полном составе переведено в Ярославль. В этом древнерусском городе и встретил молодой курсант 22 июня 1941 года. Началась Отечественная война…
Семёну яковлевичу под 90 лет, но для своего возраста он бодр, подвижен, многое помнит и наша беседа с ним течёт плавно, непринуждённо.
Рассказывает о тех далёких суровых годах вдумчиво, неспешно, каждую мелочь вспоминает…
- Учились  мы основательно...Знали, понимали, по многим признакам чувствовали-быть войне. Да от нс, несмотря на все там пакты. Договоры командиры. Политрабоники и не скрывали, прямо говорили:»С Германией будем воевать!»…
Но как в летнюю грозу- видищь, туча астёт. Набухает, приближается, а всё таки первый раскат грома пугает неожиданностью...Так было и на всю жизнь памятного 22 июня…
В июле 1941 года 200 лейтенантов- выпускников училища- прибыли в Москву. Здесь  формировались из ополченцев дивизии, это были добровольцы, пожившие, степенные.
Лейтенанта Лутовинова, как отличника учёбы, назначают командиром роты.
Сутками шли напряжённые учения. Вскоре сформированную дивизию перебрасывают под Смоленск…
Семён Яковлевич вспоминает: тяжёлое, трагическое было врея. Фашисты были вооружены до зубов, откормленные, самоуверенные, опытные, побывавшие в боях…
Всё было6 и трусость, паника, героизм, неразбериха, потеря управления войсками, боязнь окружения и горечь гибели товарищей, друзей…
В августе 1941 года немцы под городом Ельня (недалеко от Смоленска) нескоько продвинудись в строну Москвы. Образовался известный теперь в истории Ельннский выступ. Фашисты здесь сосредоточили огромные силы перед последни броском, как онисчитали, на Москву.
Советское командование объединило два фронта в один-Резервный — под командованием генерала ГК Жукова.
В войскх сразу почувствовали твёрдую руку и стальную волю нового комндующего: водворялся порядок, люди преображались, росла вера в победу…
4 сентября наши войска перешли в наступление, глубоко охватили противника, окружили 8 немецких дивизий.
6 сентября освободили Ельню, продвинулись на 25 километров на запад…
Семён Яковлевич впоминает ожесточённые бои, героизм наших солдат, огромные потери  радость, просто ликование — после многомесячных отступлений и поражений советские, русские впервые перешли в наступление, гнали немцев, брали их в плен с поднятыми руками, видели бегущими в панике…
-Это трудно понять тем, кто не отступал голодный, раненый, измученный, потерявший веру, через леса и болота, кто не хоронил под лесным кустом своего близкого друга и товарища…
Грустит мой собеседник-ветеран…
       Радость победы была недолгой. Огромный перевес был всё ещё на стороне фашистов. Уже в начале октября наши отступающие войска были окружены в районе Вязьмы. В окружении оказались войска Западного и Резервного фронтов. Жукова уже не было , он был отозван под ленинград. Там сложилась катастрофическая обстановка. Командующие фронтами Конев и Будённый потеряли управление войскми. 2 октября немцы перешли в наступление, нам  не удалось вовремя отвести войса. Это были трагические дни…
«Приходилось встречать уваровцев, оказавшихся в том «котле»-вспоминает Семён Яковлевич.
Наши войска упорно сражались в окружении под командованием генерал-лейтенанта Лукина. Этой группе удалось сковать 28 немецких дивизий, они не смогли участвовать в наступлении на Москву.
    -Много, очень много наших погибло в лесах. Болотах, взято в плен. Тяжело раненый , без сознания попал в плен и генерал Лукин. Потом ногочисленные комиссии, проверки установили: генерал вел в плену себя достойно, с немцами не сотрудничал. Поддерживал падших духом. Из плена освобождён в 1945 году, щедро награждён Сталиным. Умер в 1970 году.
       Остатки роты Лутовинова, похоронив убитых , вынеся раненых, вышли с боями из окружения в районе г.Богородицка.
В течении 3-х суток бойцов откармливали , обогрели , сводили в баню.
После перефолрмирования пополненная рота участвует в наступлении под Москвой и под  сталиногорском (теперь Новомосковск) в напрвлении Орла.
9 января в районе Мценск во время атаки Семён Лутовинов ранен осколком мины. В течении 2-х месяцев находился на излечении в госпитале в Тамбове…
Окончив высшие офицерские курсы «Выстрел». В возрасте 25 лет старший лейтенант СЯ Лутовинов принимает под своё командование батальон. Северо-Западный фронт 1-я ударная армия, тяжелейшие бои в районе городов Псков и Дно.
Поисковые отряды до сих пор в здешних лесах находят останки незахороненных воинов…
Знаю, фронтовики, вдоволь отведовавшие окопной жизни, не раз смотевшие смерти в глаза, не любят вспоминать  рассказывать. Мой  покойный дядя на мои просьбы отзывался молчанием или говорил: «Что ты всё о войне? Не кормят там мёдом!»
Вот и Семён Яковлевич скупо говорит о тех суровых днях
Комбат-должность особая, он должен обладать силой воли, стальным характером, уважаемым быть у солдат. Ему приходится вести их на смерть, поднимать из спасительного окопа под стальную вражескую метель. Комбат как бы зажат между молотом и наковальней: с одной стороны- солдаты, дисциплина, выучка,порядок, а с другой- ответственность перед командованием, ответственность за исполнение приказа. Да и быт солдатский лежит на комбате- и на фронте надо людей обогревать, кормить,лечить, поддерживать боевой дух…
     Задаю Семёну Яковлевичу вопро:» Во скольких боях участвовал, много ли раз довелось ходить в атаку?»
Комбат вспоминает книгу К. Симонова «Живые и мёртвые»
      «Лейтенантская жизнь в дни наступлений недолгая — в среднем, от ввода в бой и до ранения или смерти- девять суток на брата!»
Вот и рассуди-много или мало!
В мае 1944 года комбат Лутовинов снова ранен. В госпитале в г.Горьком ампутировали ногу. 6 месяцев на излечеии. 2Ограниченно годен в военное время»-вывод военно врачебной комиссара... Присвоили звание майора. Направлен на должность военного комиссара Новоусманского района Воронежской области.
У военного комиссара много работы-выше головы. И всё срочное, важное. Никто скидок на тяжёле ранение не делал. «Не ты один инвалид!»
А рана не давала спать, время от времени открывалась.
В начале 1946 года майора СЯ Лутовинова увольняют из армии в отставку, ему не было и 30 лет.
       О возвращению в Уварово бывший комбат много лет заведует районным отделом социального обеспечения.
Ежедневно десятки  обращений вдов, инвалидов, покалеченных войной.. Требовалось лечить, учить, трудоустраивать, обеспечивать жильём, транспортом, дровами…
С подполковником в отставке Семёном Яковливичем сидим за стоом в просторной комнате. Дом его9построенный им самим!) стоит на полугоре, за окном чудесный вид на реку Ворону, на заснеженный сосновый лес. Рассматриваю награды, их много6 три ордена Великой Отечественной войны, медали. Среди них одна с гордой надписью «Мы победили!»
     Семён Яковлевич на все годы остался фронтовиком. Он не приспосабливался, не гнулся под политическим ветром, не лизоблюдничал.
Берёг и превыше всего ценил своё человеческое достоинство. Был скромен, не мельтешил в президиумах, не выпячивал свои заслуги, имея на это неоспоримое право.
Таковы они, истинные фронтовики. Может быть, потому, потому, что всоко ценили подарок судьбы- жизнь! Подобные люди безмерно любили Россию, а не себя в России…
На гранитных скрижалях великие слова:»Никто не забыт, ничего не забыто!» Если бы так!
Иногда в библиотеке беру «Книгу памяти», открываю её на страницах, куда занесены мои однофамильцы — мало о ком что-то знаю. И теперь уже не у кого спросить.
Фронтовиков остались считанные единицы, казалось бы, нужно окружить их сердечной заботой и вниманием. Но в реальной жизни встречаешь не мало такого, от чего становится горько и больно.
Известный журналист в уважаемой газете сообщает о неудаче коммунистов на выборах В Государственную Думу, со злорадством пишет:»...Стремительно вымирающий электорат!»
Это о тех, кто поднимался в атаку под Ельней, кто входил из «котла» под Вязьмой…
       Ухожу от ветерана и надеюсь в весенний майский день 60-летия Победы встретить его у Вечного огня счастливого, жизнерадостного, гордого!
Таким людям, как комбат Лутовинов, есть чем гордится:»...Перед их глазами пронеслись великие события, которые решали судьбы народов и в которых они сами участвовали...» (Ключевский).
Нет Семёна Яковлевича под нашем небом, но я его часто вспоминаю и горжусь, чт был знаком с истинным Человеком.
 Январь 2005 года. 14 октября 2025 года.


Рецензии