С. -Пб. глазами изголодавшегося москвича. Часть 2

           Ресторан русской кухни «Гоголь» на Малой морской, 8

     Меня, в первую очередь, купил язык меню. Это давно-давно забытый старорусский бытовой язык. Им писали Достоевский, Гиляровский, Паустовский... Кто ещё не на «кий»? Ну, пусть Гоголь. «Многотрудный холодец на свиных голяшках с телятиной и домашней птицей» Ай да прелесть, что за язык. Тут и чертовщинка, и лукавство, и «наше почтение», и «пошел вон, дурак!» Все сливается в певучий, нерасторопный практически сказ. Так и, кажется, что вот подойдет половой в белой рубахе, скрипучих блестящих сапогах, шелковой белоснежной рубахе с алым кушаком. Вынет из-за уха карандаш и, тряхнув смоляным чубом, чуть нагнувшись, пропоет «Что-с изволите, Ваше сиятельство? Только карасиков завезли, трепыхаются ещё. А есть рябчики...» «А рябчики ещё поют?» «Соловьями-с заливаются! Слышите? Это повара с жалости рыдают! Прикажете в сметане или а-ля гратен-с?»

Взяли:
-  В меру кислые щи прилежной выдержки, с разварной говядиной, брусникой и трюфельным маслом;
- Куриная котлета на киевский манер, начиненная сливочным маслом с белыми грибами и пряной зеленью, к коей подают легкий летний салат, сбрызнув маслом белого трюфеля;
- Дегустационный сет из 4 настоек (хреновуха ядреная, настойка на калгане целебного свойства, настойка кедровая на цельных орешках, Ерофеич с кардамоном, корицей и дюжиной прочих пряностей);
- Разливное пиво «Вайзенфилд Пилс».

Для дам-с
- Ладожский судак вольного отлова, поданный польским способом с яйцом-пашот и соусом холландез;
- Превкусная наливка из свежей лесной малины;
- Кофе американо.

За благолепие сего - 3 300 руб. против 5 500 в «Литературном кафе»

НО! Как уже говорилось, щи «в меру кислые» из одной каструли с «литкафе». Котлета «на киевский манер» неплоха, но масло остротой не балует. А нужен оттенок. Ну и лежит глупо на тарелке, а должна на поджаренной гренке. Из сета резко и по-хорошему выделяется «Ерофеич». Остальное - проходное. Наливка (со слов дам-с) превкусна, да и судак хорош. Пожалуй, лучшая кухня, пробованная нами в Питере. Рекомендую. И очень удивила, да и порадовала гардеробщица. Милая девчушка, с отсутствием заклепок и скрепок на лице, на вопрос «А кто ваш клиент?» не пробурчала «Многие тут ходют... топчут...», а просто рассыпалась: «До 20 года были в основном иностранцы. Процентов 90. Потом года два спад, работали в ноль. А сейчас видите - запись. Клиент - питерец, лет 45-50. Клиент постоянный. Зал почти всегда полон. Ну и кухню мы держим на уровне» Не многие наши «Новиковы» и «Братья Березуцкие» имеют такой персонал. Гоголю респект! Отночевав и позавтракав ещё московскими бутербродами с купленным на ресепшн кофе в бумажках (Дикая отрава. Как они это научились делать?) поехали в

          Музей Императорского фарфорового завода (бывший ЛФЗ)

     Первый раз я понял, что такое ИФЗ-ЛФЗ в Вене (Австрия). Там в центре города, в антикварной лавке древностей, стоял неполный чайный сервиз ЛФЗ с кобальтовой сеткой за абсолютно неподъемные деньги не то что, для «руссо туристо - облико морале» (с), а и для средне обеспеченного австрийца. С того момента я начал более серьезно относиться к фарфоровым изделиям. Дома я вытащил из бабушкиного сундука какие-то фигурки, чашки, блюдца и разбросал их по квартире в живописном беспорядке. Удивительно, но появился какой-то покой, тихий ритм и осознание собственного бытия. Ага! Сказали мы с Петром Ивановичем... И вот музей при заводе. Что я бы сразу запретил - это магазин! Будете смеяться, но есть экономика музейного дела. Там (по азбуке): ларек при входе и огромный магазин на выходе. И только так! Это и в Лувре, и в Британском, и в Дрезденском... Простая логика: «О! Тут можно что-то купить на память. Пойдем, посмотрим музейщину, а потом решим» Идете. Смотрите. Что-то вас восхищает и «лавка», засевшая в мозгу, не упустит вам это напомнить на выходе. А там и реплики, и новые поступления, и рекомендации от Леонардо да Винчи, Рафаэля, Сальваторе Дали и самого Усумбая Тугурка оглы оглы бек заде. Знаете такого? Нет?!!! Всенепременно, батенька, надо купить! Всенепременно! В ИФЗ в магазин вы попадаете сразу, переступив порог. Видимо менеджмент просчитал логику посетителя на арифмометре Зингер. С ручкой такой крутить. Ты ехал за тысячу верст в музей фарфора, вошел, увидел магазин, купил, деньги кончились, уехал. А? Что? Там был музей? Не заметил... Но задача менеджеров не сама продажа, а максимальная прибыль с неё! Поэтому музее зритель, после (!) посещения купит не блестюльку, а реплику того, что он видел. А себестоимость её копейки. А сам музей просто хорош. Сначала ты знакомишься с работами Мейсенской фарфоровой мануфактуры (это та, где на изделиях синие скрещенные мечи). Ну не будем лукавить. Фарфор из немецкого города Мейсен - это эталон. Пока это эталон. Да простят меня дома  Де Ламери, Херенд, Лимож и Севр. Затем переходишь в зал Императорского завода. Работы восхищают! А как иначе? Тогда делалось всё вручную, в одном экземпляре. В подарок государыне Императрице или барону-герцогу зарубежному какому. А мож от твоей фитюльки НДС снизят, а может и саму ставку Центрального Банка!!! Затем идет зал советского периода. Я бы не стал сравнивать эти изделия. Они просто разные. Ну, есть, например лето, а есть дождь. Вот так и тут сложилось. Мне по душе смелость соцреализма, противопоставленного реализму царских времен. Рубленые формы, работа на движение, наивный пафос, неожиданный цвет. И тут же спокойные пастельные тона в классических вазах, простых статуэтках и тарелках. Мне понравился замечательный сервиз «Белые ночи». Абсолютная без изысканность и вставки перламутрового тумана, который бывает только в Питере, и только в период «белых ночей». Идеально пойманный свет. Безусловно, статуэтки завода близко не лежали с Херендом, а уж тем более с Мейсеном. Но зато есть свой чуть аляповатый стиль росписи и простые линии. Главное - стиль. Это вам любой стилист скажет. А потом мы вернулись в магазин и купили что-то всякое, плюс статуэтку «Фокусник», удивительным образом вписавшуюся в изысканные линии статуэток Херенда. Короче - рекомендую очень. Но хватит о прекрасном, надо подумать и о вкусной и здоровой пище в ресторане

          Мама Рома

     Всё ещё есть на Земле рестораны, где сами готовят. Эта сеть из этих. Не думаю, что они готовят всё, но многое точно. Во всяком случае, на праздновании Дня Рождения в какой-то компании, вышел повар в конкретном поварском прикиде (сюртук, колпак) и на ломаном русском поздравил юбиляра и пообещал грушевый десерт всем, бесплатно, от себя. По образу и подобию лица он явно смахивал на итальянца. Будете в Питере, а так же  в Абакане, Красноярске, Мурманске или Чите, «Мама» всегда к Вашим услугам! Москвы нет. Обидно, слюшай, да? Крем-суп с белыми грибами неплох. Реально. Особенно им удались гренки. Паста Карбонара - это паста Карбонара. Конечно не такая, как в Словенском Бледе, но тоже неплохая. А вот «Сочная говядина Mama Roma» и «Бистекка из мраморной говядины» - блеск! Правильная заказанная прожарка, сочность, подача, вкус.  Не помню, что брала жена, но три удара пальцем по щеке! Да... Ещё я взял на себя материально-затратную наглость и попробовал у них водку. Не просто водку, а ФРАНЦУЗСКУЮ ВОДКУ Grey Goose (355 рэ за 40 млэ). Как алкоголик со стажем не менее 50 лет, пивший медицинский и технический спирты, водки кашинского и рязанского розлива, чачу от никому не известной грузинской бабушки, коньяки ХО, арманьяки персонального розлива, скажу просто: водка хорошая. Да и разливное Крушовице вполне себе разливное Крушовице. Самым большим плюсом было то, что вход в наш отель был следующей дверью. 
Завтрак следующего дня в этом же заведении поразил ледяной яичницей-глазуньей. Это фирменное питерское блюдо что ли? Поставьте ему мишленовскую звезду на лоб! Сосисками из неизвестного британским ученым животного и ложкой баночной фасоли, с отвращением брошенной поваром в тарелку. Плюсом был холодный кофе. Вы его специально для нас охлаждали? Короче если у вас в Питере есть возможность завтракать дома, не упускайте ее, пожалуйста! Да! В поисках доступного завтрака зашел за угол в итальянский пафосный отель. «Девушки, яичница-глазунья у вас есть?» «Си, товарисч! Конечно. Мы сейчас посмотрим в меню и скажем есть, или не есть. О! Есть!» «А сколько стоит?» «1 700 рублей» «А сколько там яиц?» «Дуо» Это по-итальянски «два», а в переводе на русский «пошел отсюда нищеброд!» Ушел тихо, печально, молча...

А погоды стояли солнечные, осенние, разливающие золото  Александровского сада. И ведь ни одной воздуходувки и гор черных мешков с собранными для переработки листьев! Вообще до Санкт-Петербурга ещё не докатилась московская политика развития экономики страны путем закапывания денег в землю. Представьте! Они не сносят исторические здания для строительства 40 этажных урбан-блоков. Не верите? Я тоже сначала не верил, а потом обнаружил, что именно так. А ведь всякие Невские, Петропавловские, Мойки... Идеальные места! Идеальные! Нет. Они уродуют окраины, где прибыль смешная до не могу. А ведь замена Эрмитажа на ЖК «Эрмитаж Life» принесла бы властям города не только дворцы Долины Луары, но и что-нибудь более серьезное в Дубаях. Надеюсь, что все впереди. Просто сейчас не самый подходящий период. А мы, не оставаясь в долгу у современности, отправились в

         Музей современного искусства Эрартра.

     Каюсь. Я заранее забронировал столик в ресторане музея. На сайте ресторана было все так загадочно, интриговано и укутано туманом, что я дрожащими руками поставил в анкете нужные галочки и выдал всю свою родословную. Знал бы я тогда, что в огромном зале ресторана заказанным столиком был только наш. Остальные были свободны в течение, ну лет 10 уж точно. Хотя на входе, испугавшаяся внезапных посетителей, девочка, спрятавшая лицо под слоем наколок, булавок и канцелярских скрепок, спросила «А столик вы заказывали?» Только так и пустили... посмотреть. Из доступного по ценам для нас была бесплатная бронь столика и стакан воды на двоих. Поэтому сначала решили рассмотреть экспозицию. Их (экспозиций) собственно две. Одна - постоянная, вторая - непостоянная. И находятся они в разных крыльях огромного здания в стиле русский классицизм. Перейти из одной экспозиции в другую можно либо через ресторан на четвертом этаже, либо через кафе, на третьем. С современным искусством современной России я стал знакомиться в 70-е, в Москве в выставочном зале на Малой Грузинской улице. В доме, где жил В. Высоцкий. Тогда работы Линицких, Шарова, вызывали шок и ты выходил в сторону Зоопарка настолько окультуренный, что немедленно шел в рюмочную. В данном случае рюмочную найти не удалось, Залы отличались только тем, что в «основном» работы не продавались, а во «вторичном» их можно было купить. Зритель был. Не сказать, что за телами нельзя было посмотреть шедевры, но к некоторым ваяниям подходили даже по двое. Стоимость работ не многим превышала страховую стоимость Сикстинской мадонны, Джоконды и Тайной вечери. Это указывало на мировой уровень и заставляло стараться размышлять что же говорил миру данный эскиз. А если отбросить московский снобизм, то смело, необычно, профессионально, узнаваемо. Единственно что... Неужели ВСЕ художники, представившие свои работы, прошли ужасы ГУЛАГа, застенков КГБ, и были репрессированы в младенчестве? Депрессуха страшная. Этажей пять, а удавиться хочется уже на первом. Причем, так как это реально талантливо, то на втором этаже перестаешь верить, что вне музея есть небо, солнце, туалеты и свободно ходящие граждане. Второе, что тоже удивило: это же современное искусство. А современность - это ИИ, медиа, видео, супер эффекты, новые формы, краски и т.п. Да Олег Куваев (Масяня) одной своей «Германландией» кроет весь этот стационар обиженных жизнью. Надо идти? Надо! Чем шире кругозор, тем чётче воспринимаешь окружившую тебя действительность. Не помню в этот ли раз, или в следующий, но направились мы в

          Ресторан «Крыша»

     Видовых ресторанов, в общем-то много. Париж, Выборг, Инсбрук...Ну много. Один из таких «Крыша» в нашем отеле. Глянув на средний счёт - 4 500 руб/чел. я представил себе этого чел и понял, что это точно не я. А в такие заведения я не вхожу даже посмотреть. Зачем себя расстраивать? А уже если зайдешь с женой, то кошельку будет такое расстройство, что месяца три никакие купюры ему не помогают. А тут что-то задумался, завертелся, замаялся и зашел. Как обычно. В Питере - аншлаг. Питерский аншлаг - это  официант, утомленно трущий второй час одну и ту же тарелку, и кто-то из администрации, подсчитывающий за столиком убытки. Походил по крыше. За мной весь единственный персонал. Ну да...вид. Не то, что бы «Ах! Вид!», Но есть. Исакий удивленно взирающий с высоты на «Крышу». Хотя в сиянье заходящего солнца блеск его купола заставлял повернуться спиной. Игла Газпромовского небоскреба, бьющего из окон отраженным солнечным светом, край Дворцовой площади, немного Адмиралтейского шпиля и Александрийской колонны. Холодно. Ветрено. Зашли внутрь. Внутрь - это укрытый пленкой павильон, в котором расставлены газовые обогреватели, столики и стулики. Персонал живет в более отапливаемом помещении отеля. Через пленку хорошо видна сама пленка, отражение огня обогревателя и немного крыши с вытяжками и антеннами. Умно взяли по кофе и пышке с мороженным. За бюджет в 2 000 руб. на двоих не вышли. Ура! Если в наличии есть белая, теплая ночь, на кармане сумма с 4 знаками (лучше американская), то романтическая ночь с долгим продолжением вам обеспечена. А так «Крыша» работает до 1 октября. Дальше - крышка!
Вечер прошел в валянии на кровати, смотрение каких-то сериалов по ТВ и заказа пиццы. Пицца была лучше сериалов, а валяние лучше пиццы. Наступил день планового посещения

          Музея кофе.

     В этом музее было несколько достопримечательностей. Первая - охранник, продавший нам билеты и посоветовавший до начала представления
пойти в кафе. Кафе, в котором мы взяли какой-то кислый кофе и не взяли «Копи-Лювак» 80 000 руб.кг. Сама экскурсия, предводитель которой в кожаной шляпе и кожаных штанах рассказала нам, что мы все и всегда делаем неправильно. Что кофе в капсулах - отстой, кофе растворимый - химия. И вообще всё на свете химия, кроме того, чем торгует их магазин-музей кофе. А они тестировали все в швейцарских лабораториях и супер доки по этому вопросу. Ну есть в Швейцарии компания Nescafe, придумавшая «кофейный кубик» в банках. Ну есть в Швейцарии компания Nestle Nesspresso S.A., придумавшая запихнуть «кофейный кубик» в капсулу и продавить его в машине собственного производства. Кстати, мне очень нравится. Говорить, что это лохотрон? Обманывают весь мир? Классно обманывают. Мир доволен. В общем толку от музея мало. Информация и так всем известная. Цены на кофе ого-го! Купили там Никарагуанский с запахом шоколада. Привезли, смололи, сварили... Кофе. Неплохой. Шоколадом не пахнет. Лучше бы построили шоу по тому, что варка кофе - это ритуал. Это как молитва. И тогда почувствуешь лювак это или левак. А вот потом мы поехали на «отпад башки», т.е. в


Рецензии