С. -Пб. глазами изголодавшегося москвича. Часть 3

          Особняк-Небылицы

     Скажу сразу: ничего подобного я в жизни ни видел. Это настоящая феерия цвета, форм и сказочных персонажей. Основатели: предприниматель Виталий Боровой и художник Алексей Тихонович. Любой рассказ, любая фотография не передадут и сотой доли того, что здесь наваяли простые Великие Люди. Фактически здесь находятся персонажи мистических рассказов, народных и литературных сказок, связанные одной дорогой, которая идет лабиринтом с чердака на первый этаж. И каждый имеет свое авторское воплощение. Надо иметь неземную фантазию, что бы просто придумать, а уж воплотить... Фигуры в натуральную или приближенную величину. Будь это Снежная Королева или семейка троллей, Змей Горыныч или Джин, Серый волк или Водолей. Сверху свисают воздушные замки и корабли, вокруг сундуки, змеи, фантастические приборы. И все это подсвечивается, вращается, мигает, сверкает, дымится...Самое удивительное и это вероятно один из мощнейших приемов - каждый сантиметр поверхности чем-то занят. Каждый! Пол, потолок, стены всё в трубочках, зеркальцах, персонажах российских, арабских, европейских сказок. И все это обрамляется зеленым, фиолетовым, розовым светом. Невероятная гамма красок. Пряничный домик. Сказка Санта-Клауса. Думаю, что здесь поработали самые лучшие декораторы с киностудий, дизайнеры от Бога, художники уровня Добужинского и Бакста, Билибина и Васнецова. Это праздник! Это мистика! Это сказка! В Москве есть двойник в Озерковском пер. д 1/18. И там уже работа Оксаны Гордишевской. Если Вы не увидите в Русском музее «Девятый вал» или «Последний день Помпеи», а в Эрмитаже «Мадонну Бенуа», то отличная репродукция вам в помощь. Здесь всё надо видеть. Идти? Бежать! Бежали мы оттуда в

          Трактир на Гороховой.

     Это еще одна дверь рядом с дверью нашего отеля, но слева. Все в стилизации под русскую кухню и трактир. Стилизация и реализация слабые. Но уж какие есть! Не обессудь, барская морда... Брал я там разливное Василеостровское пиво, хреновуху, бефстроганов с грибами и мятым картофелем, жена - судака и морковный сок. Уж не знаю, чем пиво Василеостровское отличается от континентального, ну пиво и пиво. 390 руб. За 400 милилитров пива, я считаю просто обдираловкой. Это, к слову, 4 евро. Да. В Европах оно так и стоит. Но там баварское, а тут Василеостровское. Разница есть. Хреновуха ничего. Но самая хреновуха - это та, что делают под Тулой в отеле Just Wood Hotel (хозяйка Ольга Баранова). Лучше нет. Мой бесполезный спор со Сталиком Ханкишиевым о присутствии грибов в бефстроганове привел к тому, что он отправил меня в игнор. А вот Питер мешает грибы в бефстроганов и мешает. И я считаю, что без сушеных белых бефстроганов никакой не строганов и не биф. Хотя, согласно доисторической документации, Сталик прав. Ну, бефстроганов так себе. На 4. Морковный сок не знаю, не пробовал.
Захаживал я ещё в один кабачок - «Сергей Есенин». Практически следующая дверь. Что в этой итальянской транскрипции от Есенина? Алкоголь подается сетами. Типа портвейн+вино сухое крымское+спотыкач+вино белое полусладкое. Неужели Есенин так и пил? Вроде, как в «Романе без вранья» Мариенгофа о таких безумных изысках ничего нет. Водка - да. Взял водку с какой-то закуской типа смалец на бородинском хлебе. А... ерундистика. И это всё под Чилентано. Подходит, наконец, конец повествования и нашего пребывания в Санкт-Петербурге. Поэтому

          Ледокол «Красин».

     Если Вы будете мучаться выбором сувенира из Лондона, то берите корабль. Англичане их умеют замечательно строить. Вот, к примеру, «Красин», которого построила фирма Армстронг Уитуорт в 1916 году за 8 месяцев по российским чертежам. Ничего себе тогда были сроки! По началу «Красин» был «Святогором» и занимался проводкой английских кораблей с оружием в Архангельск. Чтобы прекратить это безобразие команда приняла решение ледокол затопить. Затопили по трубы. Англичане прорвались, расстреляли команду, подняли судно и ушли с ним в Англию. До 1921 года корабль принадлежал Англии. Дело в том, что царское правительство не успело выплатить все деньги за строительство. Погасить долги и вернуть ледокол в Россию решило уже советское правительство. А вот занимался этой дипломатией как раз Леонид Красин в честь которого и назвали затем «Святогора». Слава пришла к «Красину» после того, как он единственный из кораблей пробился к лагерю потерпевшей катастрофу экспедиции Умберто Нобеле (не путать с Альфредом Нобелем, изобретателем динамита и  учредителем Нобелевской премии. Умберто - итальянец, а Альфред - швед) и спас оставшихся в живых. Правда, наградили за это корабль не итальянцы или норвежцы, а советские. Орденом Трудового Красного Знамени. На долю «Красина» выпал кругосветный переход, участие в боевых действиях при проводке конвоя PQ-15, модернизация в ГДР и работа  в Арктике. До 1972 года корабль использовали, как ледокол, а позже ещё раз модернизировав, как электростанцию для разведки нефтегазовых месторождений в Арктике. В 1989 году хотели распилить на булавки, но стараниями Академика Яншина поставили на стоянку на набережную Лейтенанта Шмидта у Горного института. Вход платный. Экскурсия. Странно, но в неё вошла пара китайцев, явно не понимающих по-русски. Это было заметно потому, что они все время разговаривали между собой не обращая на нас, экскурсовода и корабль никакого внимания. В машинное отделение нас не пустили, но поводили по нескольким палубам с макетами кораблей, кают-компанией, рулевой рубкой и каютой капитана. Приборы стоят из 60-х годов. Наши, отечественные. Подобные мы изучали на кафедрах МЭИ в 70-х годах. Кондово, надежно, малопонятно. Ясно одно, что бы управлять такой махиной, хоть и 1916 г.рожд. надо обладать реальными знаниями и практикой их применения. А ведь при «кругосветке» «Красин» попал в шторм, при котором крен корабля достигал 40  градусов. Матросы ходили по бортам, как по днищу. Разрешили крикнуть в переговорную трубу. Я набрал воздуха «Полный вперед! Уррааааа!!!» Корабль вздрогнул и в ответ послышалось «мать...мать...мать...» Каюта капитана удивила. Это, наверное, метров 60-70 помещение. И единственная ванная на корабле. Для тех времен являлось не просто роскошью, а неприличной роскошью. Представьте: за бортом -50, лед 4 метра, полярная ночь, вокруг корабля воют белые медведи, ждущие возможного ужина, а капитан в горячей ванне кофий пьют! Гудеть в пароходный гудок не дали - в 50 метрах строится элитный ЖК. Офис продаж тут же. Реклама «ЖК Красин с нами!» НО! Элитный дом не 77 этажей, а 6 или 10. Питеру пока не до Великого переселения российских народов. Он работает. Напротив «Красина» недостроенная подлодка, а сзади строят атомоход. Причем реакторы привезут из Нижнего, здесь установят, а загружать ядерное топливо будут в секретном месте. Чтобы не скоммуниздили пару тысяч рентген. Стоит? На любителя. А нам в

          Музей горного института.

     Попасть в музей Горного института можно только решив некоторый квест. На сайте института, в определенном разделе, надо в понедельник (!) найти анкету и её заполнить. Если скажут «заявление принято», то в эту субботу вы можете подъехать к главному зданию, у вас заберут паспорт, сверят со списком и, если звезды сойдутся, то пропустят. Любое отклонение от такого порядка - музей мимо! Мы попали. Похоже, что когда-то студентов стало мало. Войны, танцы, дуэли, карточные игры отвлекли будущих ученых и огромные залы стали пустовать. Да почти пол института стала пустовать. Тогда,  ректорат и лично Императрица, пустили помещения под хранилище камней, которые до сих пор лежали навалом в кочегарке. Получилось очень даже неплохо. Необозримые поля всех модификаций полевого шпата и серокаменного угля. В свое время, работая с Росгеолфондом России, я убеждал его директора оцифровать геологические отчеты. Их там было на миллиард. А он пекся о горных кернах. Таких каменных цилиндрах, которые показывают строение пласта в данной местности. Так как оцифровать породу я не мог, мнения у нас с ним разошлись. Но тут, глядя на абсолютно не понимаемое мной каменное поле, я согласился, что что-то в этом есть. А по-большому счету, тот, кто положил на изучение всего этого подземелья жизнь, с большой долей вероятности определит где надо добывать уголь, а где нефть или золото. К каждому маленькому или под тонну камешку прикреплена табличка с названием, местом, откуда приволокли, формулой и ещё какими-то уж совсем мне непонятными терминами. Типа «Кам. уголь, Норвегия, Зап. Шпицберген, М.Э. Плисецкий, 1932 г., пл. 1,3 т/куб., нас. масс. 0,8 т/куб. Диамагнитный» Из всего этого мне ясно только, что директором «Арктикугля» на Шпицбергене тогда был отец Марии Плисецкой. Правда еще экскурсовод на «Красине» говорил, что норвежские угли красинским топкам не подходили. Углей этих в музее... Зиму переживут. Но есть и золото-бриллианты. Макеты. Так прямо и написано: макет самородного золота, Урал 36.2 кг. 1842 г. Или макет бриллианта Шах. Махонький... Я всегда думал, что Орлов, Кох-и-нор, Шах это такие ого-го! А они такие фитюльки. Фитюльки не фитюльки, а других у природы для вас нет.  Примечательно, что один из громаднейших залов отведен под историю освоения промышленной добычи полезных ископаемых. К примеру, показана золото промывочная драга. Несколько тарелок, метров по 10 в диаметре с различным диаметром сеток, друг над другом. И рядом портрет молодого франта в костюме петровских времен. Он оказывается изобретатель этого механизма. Так и представил себе: в уральских болотах, весь перепачканный, мокрый, сидит этот парень у горюч-камушка и пишет письмо. «Да пошел ты царь-батюшка со своими званиями сам знаешь куда! Бумагу, что твой холуй привез о моем титуле, обратно возвращаю - жесткая, к телу непригодная! А то, что ты, ххх, подводы обещал, а их месяц, как нет, так это просто ххх-во! Царь ты или не царь?» И Петр, такой... «Не... а чего ругаться-то? Погоды мож такие... Хотя... Верно, царь... МЕНЬШИКОВА КО МНЕ!!!! ЖИВО!!!» А потом на балу во дворце: «Ну, ты особо не серчай! С кем не бывает? Это всё Алексашка... Он, чёрт болотный, все за Можай загнал! Клянусь, он!» «Ладно, проехали, пошли ещё по одной!»
Есть ещё в музее выставка современной камнерезательной скульптуры. Сказочны и фигуры и мастерство, с каким они сделаны. Не перевелись ещё на земле русской Данилы-мастера! И посетили мы наконец

          Геологоразведочный музей.

     Он почти такой же, как и горный, однако есть огромная Карта СССР, созданная в 1937 году из полудрагоценных, драгоценных камней и поделочного камня. Называется этот шедевр «Индустрия социализма» и, так как тогда на страну денег не жалели, а воровство считалось преступлением, все это реально из золота, бриллиантов, изумрудов и огромного количества яшмы. Карта не только демонстрировала достижения СССР, но и пыталась передать каменной мозаикой рельеф, цвет районов, республик... Вот именно такому формату должен был бы отвечать «Гранд макет России» В 1937 году, в Париже состоялась Всемирная выставка. Грандиозность  достижений советского народа там была представлена в павильоне СССР, который являлся постаментом для «Рабочего и колхозницы» Мухиной, а при входе посетителей встречала эта карта. В 1900 году, в том же Париже проходила так же Всемирная выставка. Тогда «ударом» для Европ и Америк был Каслинский чугунный павильон в новорусском стиле. Сейчас он в Свердловском музее (мы видели, реально он там). Сейчас это была карта. Затем карту перевезли в Нью-Йорк на Всемирную выставку 1939 года. А в 1940 году, в связи с территориальными изменениями страны, начали реконструкцию. И вот где находилась эта драгоценность с 1940 год по 1946 ничего не известно. Нет ни одного документа. Не то хранилась в Екатеринбурге, не то в Америке... Тишина. Но в 1946 году она появляется в Георгиевском зале Эрмитажа. Вот такие чудеса. Чудеса советских резчиков, гранильщиков, ювелиров и всего советского народа. Есть ещё в музее огромное количество интересных вещей. Например экспозиция природных камней, вкраплениями и рисунком повторяющие картины мастеров, природные пейзажи, изображения животных. Есть огромный скелет динозавра, различные аммониты, тысячи и тысячи экспонатов. А есть скромная труженица этого собрания, которая встречает вас на входе, проводит в музей и покажет что самое интересное и где. Сжалившись над нами, пенсионерами и бывшими работниками газовой промышленности, она устроила нам бесплатный проход, а потом (в качестве презента) показала коллекцию минералов министра природных ресурсов Бориса Яцкевича, переданную им перед уходом из жизни музею. Уникальная коллекция и уникальные

          Люди.

     Я не могу подсчитать, сколько раз я был Ленинграде, Санкт-Петербурге. Много. Мои ленинградские знакомые гордились своей «культурной столицей», всегда относясь к москвичам, как к троечникам. В чем-то они были правы: все-таки ленинградцы в основном своем коренные жители города. Да, их мало. Но коренных москвичей почти нет совсем. Большинство москвичей - это «лимита». Понаехавшие и продолжающие понаезжать жители бескрайней России. А вот в Питер как-то не очень стремился народ. Выживали своим. Что меня в этот раз удивило. И очень неприятно. Первое - это ненормативная лексика. Мат слышен везде и от всех. Будь это кисейные барышни, или студенты, бредущие сами собой, музыканты на улицах, просто прохожие. Если идет телефонный разговор, то русский литературный служит исключительно для связки слов русского матерного. Это режет слух своей неожиданностью. В Москве мат - это пока ругательство. Тут неотъемлемый элемент общения. Второе - какой-то неожиданный «прикид». Все будто вернулись в 2000-е и зачесали ирокезы, надели кожаные штаны, а лицо, на котором нос, рот, глаза и уши, покрыли толстым слоем заклепок и прочего железа. Причем я заметил, чем железа меньше, тем человек живее и интереснее. Если железа нет совсем, то он ещё и интеллектуален! Третье - ну это чисто питерское. Орущие банд-группы на каждом оживленном углу. Причем то, что они орут - это тот же мат, только модифицированный в новояз. Смысла, даже примитивного «я люблю тебя, ты любишь меня», нет. А голоса-то есть. И нехилые такие глотки! Четвертое. Для Москвы вещь привычная. Предположим вы хотите купить бутылку воды. Заходите в первый магазин. Там такой нет и вы спрашиваете продавца «а по близости где ещё есть магазин?» Они не знают. Они понятия не имеют, что находится рядом, через два дома и уж никогда через улицу. Только навигатор. И плюс к этому полное безразличие к вашему отчаянному положению. Ирония не воспринимается абсолютно. Я спросил официанта «отчего у вас пиво по цене элитного коньяка?» В Москве бы ответили «так у нас только элита обслуживается», в Питере «у нас нет элитного коньяка».  Стало очень много обслуживающего персонала из Средней Азии и Кавказа. Раньше такого не было. Хотя скутеристов и развозчиков пиццы по московским меркам нет вообще. Ну и китайцы. Эта публика бесцеремонна и не испытывает к нам никаких ответных чувств. Они живут своей особой жизнью. Хитрой и восточной.

          Таксисты.
 
     Это лучшие знатоки всего на свете. Я недаром говорю, что Росстат свои сведения берет от них. В Санкт-Птербурге отказали мигрантам от извоза.   Мгновенно прибыльную нишу заняли местные и дагестанцы. Дагестанца отличаешь даже не по фамилии, а по манере вождения. Рванул. Тормоз. Подрезал. Сигнал. Тормоз. Затих. Едет спокойно. Рванул. Тормоз. Местные рассказывают про город. Много знают. Я бы сказал такой мудрый шофер. Философ. Не спешит, пропускает. Возил один таджик. Всю дорогу смотрел на смартфоне фильм и ржал. А мы сидели и боялись. В Москве нас вез домой боевой офицер ГРУ в отставке. Коренной москвич. Прошел Афган, Тбилиси, Чечню, Карабах, Приштину...  Очень была обстоятельная беседа. Очень. Крепко жму ему руку.

Вот, наверное, и всё. 


Рецензии