Сделать мир лучше
А Алексей тут же решает для себя, что больше полугода этот ребёнок тут не задержится. Видел он таких наивно-восторженных, которые бегут к маме под юбку после первого серьёзного пожара.
Серёга подводит паренька к нему и с усмешкой представляет их друг другу:
–Вот, Лёха, передаю тебе нашего новичка – Кирилла Сомова. Сомов, а это Алексей Владимирович – заместитель начальника части. В ближайшее время ты у него на попечении.
–Здравствуйте! – по-детски наивно говорит новичок и дёргается, словно хочет сделать что-то ещё, но не решается.
Алексей хмуро кивает, сканируя взглядом Сомова. Веснушки на лице, кучеряшки, по виду не старше двадцати лет – он выглядит, как милый добрый мальчик, который после дежурства пойдёт писать стихи и дарить цветы девчонке с длинными ногами и ярким маникюром. Что привело его в пожарную часть? Алексею так и хочется спросить у него: почему именно пожарный спасатель? Почему не инженер? Не программист? Не учитель? Что же вас всех сюда тянет? Хочется поиграть в героя, а потом сбежать, увидев смерть и разрушения?
Сам Алексей практически не помнит, почему он решил стать пожарным. Кажется, это было глупое желание спасать мир, которое быстро стёрлось за рутиной и повседневностью. Спасённые люди, погибшие, сгоревшие дома и участки, животные в огне – за двенадцать лет трудового стажа всё это стало привычной частью его жизни. Мужчина уже давно потерял счёт пожарам и другим чрезвычайным ситуациям, на которые ему пришлось выезжать. Со временем он вообще перестал что-либо чувствовать во время работы. Даже глядя на искалеченный труп, он чувствовал лишь усталость и желание поскорее закончить смену. Наверное, за все эти годы просто очерствел.
Алексей проводит новенького Кирилла по пожарной части, продолжая исподлобья его разглядывать. Щенячий восторг, с которым мальчишка осматривает совершенно обычные вещи, раздражает. Например, на этой кухне Алексей с коллегами готовили себе еду уже много лет назад. Она представляет собой старенькое, запылённое, ничем не примечательное помещение. Скорее всего ложкам и ножам, хранящимся в комоде, больше лет, чем самому Сомову. Однако тот осматривает каждый сантиметр пространства с таким видом, будто это кухня какого-то невероятно дорогого ресторана.
Остальные пожарные, дежурившие в этот день, выглядывают и здороваются с новеньким, но тут же возвращаются к своим делам. Всего их в части десять человек, но на дежурство сегодня выступили пять. Почти все опытные, проверенные временем специалисты своего дела. Только один из нынешней команды работает с ними меньше полутора лет. Такие сейчас редкость.
«Спорим он продержится не больше трёх месяцев?» – приходит сообщение от Ильи – старого товарища Алексея, который скрылся в комнате отдыха. У Ильи опыта работы ещё больше, чем у Алексея. Таких мальчишек он видел немало.
«Ставлю на месяц», – отвечает ему Алексей и убирает телефон в карман, продолжая экскурсию по части.
–А вот здесь мы учимся, – объявляет Алексей, заводя Сомова в учебный класс. На доске висит расписание занятий. Недалеко от него стоят парты со стульями. Комната чем-то похожа на типичный кабинет советской школы.
Услышав это, мальчишка хмурится, ещё больше напоминая ребёнка.
–Как часто? – спрашивает начинающий пожарный.
–Постоянно, – непреклонно заявляет мужчина. Выражения лица мальчишки забавляет. – Пожарные спасатели учатся всегда. Можешь посмотреть расписание.
Кирилл действительно подходит к доске и с интересом её изучает.
–А если во время занятия случается вызов? – спрашивает он через минуту.
–Вызов в приоритете, – отвечает Алексея, – но от учёбы это не освобождает. Занятия просто переносят на другое время.
–Понятно, – отвечает мальчишка и с интересом смотрит на Алексея, ожидая от него дальнейших действий.
Мужчина понимает, что должен закончить экскурсию – показать мальчишке комнату отдыха, познакомить с другими пожарными, объяснить его обязанности на ближайшее время. Однако внезапно появившаяся злость мешает ему выполнить задуманное. Злость на этот глупый интерес, любопытство и нелепый восторг. Этот ребёнок не понимает и не хочет понимать, куда он ввязывается. Он даже не представляет, что это за работа. Не осознает, что однажды может просто не вернуться домой.
–Почему ты здесь? – не выдержав, спрашивает его Алексей.
Парень смотрит на него с удивлением.
–Что?
–Что ты делаешь в пожарной охране? Из всех остальных вариантов, почему ты выбрал эту работу?
Кирилл выглядит озадаченным его вопросами, но послушно отвечает.
–Мой папа служил в МЧС.
И тут к Алексею приходит понимание. Ребёнок бывшего пожарного – это ещё хуже, чем обычный подросток, решивший поиграть в героя. Такие у них тоже были. Обычно этих детишек протаскивают на работу родители. Просто потому, что им захотелось сделать из детей своё подобие. А дети играют эту роль, пока им окончательно не надоедает.
Из них также не выходит ничего путного.
–Вот оно что, – задумчиво говорит Алексей.
Мальчишка хочет сказать что-то ещё, но Алексей резко его прерывает.
–Тогда у меня для тебя один совет. Не высовывайся. Я знаю, что рано или поздно тебе всё надоест. Сейчас ты можешь только одно – хотя бы не мешать нам.
Вид этого Кирилла поражает Алексея. Он смотрит на него с какой-то мрачной решимостью. А потом кивает и отворачивается, не сказав ни слова. Алексей ведёт знакомить его с остальной частью, чувствуя себя удовлетворённо и в то же время как-то неправильно.
Следующие две недели ничем не отличаются от последних лет его жизни. На выходных Алексей вместе с женой выбирают стройматериалы для ремонта, разговаривают с рабочими, ездят в магазин мебели. Ремонт в последнее время отнимал не меньше сил, чем работа. Этот ужас, устроенный Наташей, продолжается уже год.
На работе он вместе с остальными пожарными выезжает на мелкие происшествия. У кого-то произошло замыкание проводки, кто-то забыл выключить утюг, у кого-то загорелась баня. Такие пожары происходят почти каждый день.
Невольно Алексей думает, что работа давно перестала приносить ему радость и удовольствие. Если бы он уволился, жизнь могла стать намного легче. И Наташа с родителями только обрадуются. Иногда Алексей спрашивает себя, почему он до сих пор не ушёл. Наверное, из-за глупых предубеждений, что странно менять профессию в его возрасте. Да и не хочется бросать часть, которая за долгие годы успела стать родной. Почему-то каждый раз, когда ему хочется уволиться, мужчина вспоминает Михаила Анатольевича. Он был его первым наставником, когда Алексей пришёл на работу. Тогда ему было лет девятнадцать, а Михаилу Анатольевичу уже перевалило за пятьдесят. Он обучил Алексея всему, что он знает сейчас и подарил маленький брелок в виде пожарной машины. Брелок до сих пор валяется в комнате Алексея. Иногда он достаёт его, желая на минуту вспомнить прошлое. Михаила Анатольевича не стало уже через несколько лет после знакомства с Алексеем. Храбрый пожарный, спасший сотни жизней, погиб от рака лёгких. Спустя время мужчина до сих пор помнит его тёплую улыбку и морщинки вокруг глаз.
За эти недели Алексей почти не замечает новенького. Кирилл постоянно рядом, но при этом мальчишка слишком тихий, чтобы обращать на него внимание. Особенно незаметным он был в присутствии Алексея. Несколько раз мужчина замечал, что тот разговаривает о чём-то с другими пожарными, но при его появлении неизменно начинал молчать. И смотрел на него так по-детски упрямо и злобно, что Алексею становилось не по себе.
Ну и ладно. Даже хорошо, что он понял всё с первого раза и больше не пристаёт со своими расспросами и показушным интересом.
На пожары мальчишка выезжал несколько раз. При этом он послушно выполнял просьбу Алексея не высовываться. Выполнял мелкие поручения - подавал оборудование, помогал тушить огонь уже после ликвидации открытого горения или просто стоял в стороне, когда его об этом просили.
Многое изменилось утром в понедельник. Алексей только пришёл на смену, но уже чувствовал себя усталым. Он ненавидел работать по понедельникам. Мрачные и недовольные лица коллег подсказывали, что они в этом вопросе солидарны с Алексеем.
Другие пожарные возились на кухне, приготавливая себе завтрак. Алексей быстро со всеми поздоровался, отметив про себя присутствие Кирилла Сомова, и пошёл в комнату отдыха. Наташа уже покормила его, так что была возможность немного отдохнуть. С собой он взял потрёпанную книжку – какой-то старый детектив из тех, что были популярны три десятилетия назад.
Но едва он опускается на диван, слух прорезает противный и настойчивый писк. Сигнальная тревога сообщает, что их ждёт очередной пожар.
Алексей моментально поднимается на ноги. Несмотря на усталость, оперативность всегда была одним из самых важных качество для пожарного спасателя. Спустя пару секунд он залетает в гараж, на ходу читая сообщение от диспетчера. Частный дом в пяти минутах езды. Возгорание случилось из-за неисправности печи. В доме остались отец с маленькой дочкой.
Уже в машине пожарные надевают на себя оборудование. Поездка проходит в полном молчании. Наверное, каждый, кто ещё пару минут назад чувствовал себя сонным, окончательно просыпается. Алексей видит волнение на лицах тех, кто работает в профессии меньше пяти лет. Сам он не чувствует практически ничего. За годы его карьеры таких происшествий было сотни, если не тысячи.
На какое-то мгновение мужчину поражает выражение лица новенького. Он выглядит не просто испуганным, он выглядит по-настоящему ошеломлённым. Руки сжаты в кулаки, взгляд – отрешённый, застывший в одной точке. Алексей думает, что они с Ильёй ошиблись со сроками и сегодняшний пожар станет для мальчишки последним. Но долго размышлять не пришлось – через мгновение они приехали к месту пожара.
За это время на месте возгорания образовался довольно внушительный пожар. Языки пламени доходят практически до неба, окрашивая мир разными оттенками оранжевого и красного. В какой-то степени это можно было бы считать красивым, если бы Алексей не знал, сколько смертей и разрушений может принести огонь.
– Стой смирно, – командует мужчина, даже не глядя на Кирилла.
Вместе с остальными пожарными он заходит в горящее здание. Пробираясь вперёд, мужчина не ощущает ни страха, ни дискомфорта. Он уже давно чувствует себя в своей стихии во время пожаров. Этому не мешает ни тридцатикилограммовое оборудование, ни языки пламени, которые окружают его. Это совсем не пугает. Наверное, за долгие годы работы он смирился с тем, что может умереть в огне. Ему даже кажется, что это не самая худшая смерть, которую можно представить.
С каждой секундой огонь становился больше, заполняя собой почти всё пространство. Пожарные пытались найти очаг возгорания, но в ближайших комнатах нет печи, из-за которой случился пожар. Так же там нет и людей, которые остались в здании. По выражению лиц ребят он понимает, что те начинают волноваться. Давно они не попадали в такую передрягу.
Комнаты сменяются одна за другой, а вокруг лишь огонь и дым, за которыми не видно ничего остального. На минуту Алексей думает, что лестница может рухнуть ещё до того, как они проверят второй этаж.
Внезапно его поиски прерывает пронзительный детский плач. Откинув в сторону горящий шкаф, Алексей увидел маленькое тельце. Девочка была совсем крохой – не старше пяти лет. Девочка плачет и кашляет, пытаясь рукавом закрыться от дыма. Говоря что-то успокаивающее, мужчина берёт её на руки.
–Выноси её, – кричит Илья, – узнай, где печь.
Алексей думает, что испуганная малышка вряд ли сможет сказать что-то полезное, но всё-таки выполняет просьбу старого товарища, послушно вынося ребёнка из пожара. Слава Богу, огонь не успел закрыть выход.
На улице к ним тут же подбегают медики и рыдающая мать. Руки женщины дрожат, косметика на лице размазалась от слёз. Женщина выглядит полностью раздавленной. Она обнимает дочь, продолжая глядеть на горящий дом. Алексею не нужно спрашивать, о ком она думает. Словно в подтверждение её слов, девочка снова начинает плакать:
–Папочка… Он ушёл на второй этаж, чтобы потушить печку…
Какой глупец. Что ж, по крайней мере, они могут быть уверены, что печь на втором этаже. Да и девочка отделалась лишь испугом.
Алексей собирается незамедлительно вернуться к работе, но напоследок окидывает взглядом участок и застывает. Его глаза не могут найти новенького, который должен стоять прямо здесь, недалеко от пожарной машины.
Внутри мужчины закипает ярость. Если он убежал отсюда, бросив их…
–Тут был парень, – обращается Алексей к ближайшему медику, – куда он делся?
Тот озадаченно на него смотрит, пытаясь вспомнить.
–Кажется, он пошёл в здание. Я думал, он пожарный.
До Алексея очень медленно доходит смысл его слов. Ему требуется несколько секунд, чтобы осознать услышанное, а потом ярость охватывает его в двойном размере. Похоже, он ошибся в новеньком. Мальчишка так просто не сдался – он продолжает играть в героя, при этом нарушая приказы своего прямого начальства. Новичков редко допускают до полноценного тушения пожара. У них для этого нет ни полноценных навыков, ни умений. Если Кирилл сейчас погибнет, у них всех будут большие проблемы.
За годы его работы ещё никто не позволял себе такую вольность.
Выругавшись про себя, мужчина бегом направляется в здание, но на полпути замирает. Из горящего дома выходят три человека. Замученные, испачканные, но, безусловно, невредимые.
В новом приступе рыданий женщина бросается к своему мужу. Тот обессиленно обнимает её одной рукой и облегчённо выдыхает, найдя глазами дочку. Алексей тоже выдыхает, заметив, что под руки его держат Илья и новенький.
Мальчишка выглядит невероятно довольным собой. С сияющими глазами и гордой походкой он помогает мужчине дойти до медиков и с улыбкой отходит. Можно подумать, что он совершил главный подвиг в своей жизни.
Алексей сжимает зубы от переполняющей его злости и отворачивается к Илье.
Тот также выглядит странно довольным.
–Как обстановка? – тихо спрашивает его Алексей.
–Всё хорошо, мы добрались до очага. Ребята уже тушат. Я сейчас проконтролирую подачу воды.
Алексей кивает и возвращается глазами к Кириллу, который о чём-то совещается с медиком. Сжимая руки в кулаки, мужчина делает внушительный шаг в его сторону. Илья его останавливает:
–Сомов появился вовремя и очень нам помог.
Алексей его не слушает. В несколько шагов он преодолевает расстояние до Кирилла и хватает его за рукав. Оттащив мальчишку в сторону, мужчина заглядывает ему в лицо. Тот заметно бледнее, радость исчезает с его лица. Но при этом он смотрит на старшего без страха – наоборот, с какой-то мрачной решимость.
–Кем ты себя вообразил? – спрашивает Алексей, хорошенько его встряхивая.
–Я выполнял свой долг, – бормочет мальчишка, упрямо сжимая губы.
Это злит Алексея ещё больше. Он готов разорвать Кирилла на месте.
–Твой долг – слушаться начальство и не высовываться, когда тебя не просят. Ты хоть знаешь, что могло случиться, если бы ты погиб?
Тот молчит, глядя в сторону, и Алексей яростно его отпускает.
–Я сегодня же напишу на тебя рапорт. Считай, что это твой последний день.
Потом он отворачивается и собирается уйти. При этом мужчина пытается хоть немного себя успокоить, но сейчас это почти бесполезно.
Звонкий голос его останавливает.
–Вы очень хотели знать, почему я решил стать пожарным спасателем? – Кирилл снова подходит к нему, глядя на мужчину всё с той же злостью и упрямством. – Мой отец служил в МЧС, да. Он был сильным, опытным пожарным. И он умер, когда мне было шесть лет.
Алексей не может сдержать удивления. Мальчишка по своему опыту знает, что в этой профессии можно умереть и всё же добровольно идёт сюда работать? Всё это кажется слишком нереалистичным. Мужчина хочет задать вопрос, который вертится на языке, но Кирилл не даёт ему вставить и слова.
–Это случилось не на работе. У отца тогда был выходной. Мама забыла выключить плиту, и она загорелась. Мы все были дома в этот момент. Папа вывел меня и пошёл вытаскивать маму, которая застряла на кухне. К тому времени, когда приехали пожарные, их было уже было не спасти.
Алексей чувствует, что у него пересохло в горле. Казалось бы, за долгие годы он привык к таким историям, и они давно перестали его трогать, но сейчас почему-то становится горько.
–Я с детства хотел стать таким же, как папа, – впервые за время рассказа его голос дрожит, показав, что история даётся мальчишке совсем нелегко, – после смерти родителей все решили, что я передумаю, но с каждым годом мне хотелось этого ещё больше. Мой отец жил не просто так и умер не просто так. Много лет он спасал человеческие жизни, делая этот мир лучше. Если у меня будет возможность делать то же самое, я готов рискнуть. Вы можете написать на меня рапорт, но я не сдамся.
С решительным видом Кирилл обходит мужчину и направляется обратно к людям, а Алексей тут же понимает, что не будет писать на него рапорт. Также впервые за свою карьеру он понимает, что где-то очень сильно просчитался. Этот мальчишка, которого он принял за неопределившегося в жизни юнца, на самом деле знает гораздо больше самого Алексея. Более того, он смог напомнить ему что-то, что Алексей уже давно позабыл.
В этот же вечер они с Ильёй отменяют свои ставки, а в следующую смену Алексей дарит новенькому старый брелок с пожарной машиной, который много лет назад вручил ему храбрейший мужчина с доброй улыбкой и морщинками вокруг глаз.
Конечно же, их ждёт много работы, но одно можно сказать точно – Кирилл Сомов тут задержится.
Свидетельство о публикации №225101401962