Лихие девяностые

Случай из девяностых

1988 год, бурное начало Горбачёвской перестройки. Я вышел прогуляться по городу и  встретил своего знакомого Владимира, с которым мы участвовали в разных больших стройках в городе, строили цирк, оперный театр , большие на 1200 мест заводские  Дворцы культуры , были можно сказать приятелями, прошёл год как он уехал на ПМЖ в Америку ,   и хотя я пока никуда не собирался было интересно послушать о тамошнем житие.. Мы зашли в кафе, сели за столик, и за бутылкой виски и лёгкой закуской он поведал мне свою историю...


Владимир рассказал, как его жена упрашивала  вывезти её в Америку, обещая убираться в чужих домах и делать всё, что потребуется, и он совершил глупый поступок, добился по еврейской визе в Израиль ,через Австрию разрешение в США. Они приехали в Вест-Палм-Бич, штат Флорида. Сначала всё было хорошо: у них были деньги, и она тут же записалась на фитнес и ещё на всякие женские курсы, работать не собиралась, в общем пляж хорошая еда и выпивка и т.д. но как сказал известный вор в законе – перед выходом из супермаркета всегда стоит касса.
> "Деньги были, но у них есть свойство утекать ,и пришлось думать о работе ,

Поехал    на биржу труда. Зашёл в стандартный офис, где было прохладно от кондиционера, людей было не много, на входе дежурный, улыбающийся всеми белоснежными зубами Афро -американец (так здесь принято называть очень смуглолицых людей) сунул мне анкету и вежливо сказал Хаве сит и рукой показал на стулья по периметру зала. Заполнив анкету: 56 лет . инженер строитель, английский средний (как писали у нас со словарём) и сунул девушке под стекло, она тоже улыбнулась  на все 36 зубов и тоже Хаве сит. Сел  в ждал вызова к окошку, протянув доллар к автомату с кока-колой, но тут же отдернул руку – это был последний доллар на обратную дорогу. Почувствовал  жалость к себе, вспоминая свои прошлые успехи  дома , где он был начальником одного из не последних  строительных управлений.
> "Владимир выглядел угнетённым, когда рассказывал мне о том, как он сидел в душном офисе , мечтая о глотке холодной кока-колы, но осознавал, что даже на это у него не было денег,"

Наконец из громкоговорителя хрюкнули " Владимир " и женщина в окошке, с белоснежной улыбкой , что то протараторила, из чего он ничего не понял  ,вернулся с бумажкой  на свой стул и протянул её молодому русскоязычному узбеку на соседнем стуле, чтобы тот прочитал направление на работу. Оказалось, что ему предстоит выгуливать собак три раза в день и кормить их, а также заботиться о трёх кошках по выходным. Оплата – 5 долларов 25 центов в час  . всего 6 часов в неделю.
Ну здрасте  ,для этого я сюда приехал…Это было не то, что я ожидал от Америки," - вспоминал Владимир с горечью ,а не пошли Вы все на хер со своей Америкой, Приехал  домой сообщил жене что уеду временно домой, она не очень расстроилась, сообщила ,что одной ей будет даже легче, что уже оформилась на фелфер и попросила обещать, что буду помогать деньгами, собрал чемоданчик и уехал за 20 долларов на китайском Басе в Нью Йорк. Вышел из автобуса на восьмой авеню и задумался  ,билет до Киева стоит 500 дол. а в кармане 32 дол. и мелочь.
  Прошёл на Бродвей  почитал вывески , на одном небоскрёбе  увидел что  на 16 этаже находится фирма "Михельсон и братья". Поднялся и сказал девушке-еврейке на идише (который  неплохо знал), что у него важное дело к братьям Михельсон. Парень он видный, и девушка ему улыбнулась что-то сказала по телефону и указала на дверь: "Пожалуйста, иди туда."
Захожу, смотрю – сидят два пожилых еврея и смотрят на меня умными глазами. Рассказал им свою историю, они смеются: "Ну ты попал. И что от нас хочешь?" Говорю: "Помогите билет до Киева, приеду – сразу пришлю деньги." Оба Михельсона задумались, и один, видимо старший брат, говорит, а второй кивает: "Денег мы тебе не дадим, но помочь сможем. У нас пылятся на складе японские нейлоновые плащи (вышли из моды) – даём тебе для начала 1000 штук по 1 доллару за штуку в кредит , Украдёшь -много не потеряем, принесёшь 1000 долларов ,дадим ещё.
И пошло-поехало. Плащи в целлофановых пакетах на которые я тут же наклеял   наклейки со статуей свободы и на флимаркете (по нашему  барахолка) продал неграм извините Афроамериканцам по 1.5 доллара оптом. Вернулся к братьям и они мне дали 2000 плащей ,всего за 2 недели я продал 15 тысяч . Они уходили как горячие пирожки . Михельсоны предлагали мне остаться, молодой нахальный еврей им понравился, тебе подучить английский, цены бы  не было. Но с идешем в америке жить тоже  можно.
"Вот такие дела, старик, я таже подумывал остаться в Нью Йорке – закончил Володя свой рассказ  и, помолчав, добавил: "Знаю тебя как грамотного парня и предлагаю стать у меня генеральным директором совместного Советско-Американского предприятия 'Сокол'. Горбачёв написал указ – пять лет без налогов. Польстившись роскошными перспективами и главное интересной работой, в то время когда всё в СССР рушилось , я согласился." На создание совместного предприятия необходимо положить в Банк уставной фонд по 50 тыс. дол. с каждого учредителя, их было 2 ,недоделанный американец с красивым туристическим паспортом и советский гражданин директор городской химчистки.( фамилию не называю)
"Володя, а где твой взнос как американца в 50 тысяч долларов?" – задал я вопрос.
"Далеко ходить не надо," – и он повёл меня в свой гараж. На полу стояли старые потёртые немецкие игровые автоматы.
"Они же явно старые и раздолбанные ," – удивился я. Улыбаясь, Владимир протянул мне таможенный формуляр на 50 игровых автоматов по 1 тысяче за штуку – итого 50 тысяч долларов.

 Купил в Германии старые игровые автоматы – 50 штук за 5000 долларов. Теперь ты должен сделать из них новые на 50 тысяч долларов. Я нанял безработных электронщиков и художника-декоратора. Прошла неделя, и у нас стояли в новом офисе фирмы "Сокол" 50 красивых и главное работающих аппаратов.
На следующий день я нашёл оптового покупателя (директора железнодорожного вокзала), который купил для кооператива своего сына все 50 штук. Через неделю во всех помещениях вокзала стояли очереди наивных дураков  проиграть последние деньги. Володин приятель, директор химчистки, как соучредитель вложил приватизированное помещение химчистки в уставной капитал, и фирма де-юре стала совместным Советско-Американским предприятием. У меня был большой кабинет, секретарша, главный бухгалтер, плановый отдел и т.д. Учредитель Володя сидел в конце коридора в отдельном кабинете, и к нему заходили какие-то люди. Чем он занимался, я не знал. В мои дела он не вмешивался. Дела шли ни шатко ни валко,50 тыс Долларов конвертировали в рублики и пока  на жизнь хватало. Так мы проработали 2 года. Я создал производство расписных (под петриковскую роспись)деревянных коробочек и досок, нанял народного художника ,Он набрал 30 девчонок и обучал из них  художниц ,первое научил вырезать тонкие волоски у кошек под лапками и делать колонковые кисточки, из 30  приняли 15 наиболее успешных.
Оснастили столярный цех и художественную мастерскую. Производство пошло, начали отправлять шкатулки братьям Михельсон в Нью Йорк, они пред оплачивали , начали капать доллары на счёт, как совместное предприятие налога не платили, поднял зарплату себе и сотрудникам. Володя в городе был на хорошем счету и со связями, он сидел в отдельном кабинете ,постоянно общался с какими-то людьми, чем занимался я не вникал, не до этого было.
Летом 1990 года он вызвал меня к себе и говорит: "Пора набирать обороты. Возьмёшь кредит в Сбербанке – 25 миллионов рублей."
С директором банка я договорился, дальше нужно  поехать в Москву во Внешэкономбанк. Там должен  приехать банкир из Шотландии и провести конвертацию по цене 1 доллар – 10 рублей. Сказано – сделано, я иду в банк. Мне без всяких вопросов директор Банка (лепший друг Владимира ) командует перечислить  кредит на счёт нашей фирмы – 25 миллионов рублей. Беру за 15 рублей билет в СВ  16 вагон(двухместное купе) на 6 вечера ,собираю чемоданчик ,водитель отвозит на вокзал иду на перрон ,ищу 16 вагон ,а  в наличии из 24 вагонов только 15. Спрашиваю где остальные, проводница говорит сломались, бегаю от вагона к вагону умаляю пустите, ничего не получилось наряд милиции выгнал не уехавших пассажиров из вокзала. Страшно неудобно перед Владимиром, поручил такое дело и  не могу уехать. Решил лететь  утром на самолёте рейс в 6 утра .Вызвал водителя на 4.30 утра имея опыт прошу подожди на стоянке, иду в кассы беру билет,  регистрируюсь иду в накопитель ,объявляют посадку все довольные (вижу многих вчерашних пассажиров ) .Подгоняют трап к самолёту ,нас просит стюардесса подождать, на борт подымается начальник смены Аэропорта блондинка с пышным бюстом, выходит из самолёта ,а мы уже на трапе. Сталкивает нас бюстом в низ, ребята не летим не хватит керосина вернутся на зад, в Москве топлива не дадут. Проклинаю перестройку еду не  домой а прямо  в офис ,в 9 утра  иду на ковёр
Владимиру говорю, что мне назначили на среду. Во вторник всё собрал и поехал в Москву. Встреча была назначена в здании СЕВА ,прошёл проверку охраны ( офицеры КГБ) Банкир был на месте, , всё классно прошло, подписал договор о конвертации получил платёжные реквизиты, кстати, ребята с Кавказа привозили деньги в КамАЗах мешками в сопровождении автоматчиков. Мне осталось только поставить  печать ,открываю портфель ищу и не нахожу её ,звоню домой ,к телефону подходит моя мама -да валяется на столе твоя печать, завернутая в газету, не волнуйся .Мама прошу отправь с печатью поездом в Москву моего сына .Красный как рак говорю шатландцу (кстати он не был  в клетчатой юбке) Эксюз ми, тумороу, он кивает Окей ничего страшного. Еду к сестре на улицу Лавочкина, стыдно до слёз и думаю, что за невезение на меня такое. Встречаю рано утром сына с печатью ,в 9 стою у подъезда СЕВА ,начинают пускать, подхожу к Офицеру, Вам куда  мне к Шотландцу на 12 этаж, извините он уехал. Стою как дурак ,готов провалиться под землю от стыда, мне доверили такое, а я. Отправил сына домой а сам остался на два дня в Москве, оставил телефон сестры, через день позвонили приходите он на месте. Примчался , банкир на месте , печать на месте, получаю свой экземпляр договора,звоню своему главному бухгалтеру, и она телетайпом перевела 25 миллионов рублей на указанный Внешэкономбанком номер счёта. Со спокойной душой пошёл на вокзал, в переходе купил газету "Коммерсант". Зашёл в вагон, разложил свою скромную еду , картошку и яйца, заказал два чая, начал читать статью в "Коммерсанте". В статье было написано, что Внешэкономбанк провел среди советских республик конфискационную операцию с подставным шотландским банкиром. Бог отводил трижды мою руку, а я дурак добился и отправил 25 миллионов рублей ворюгам из Внешэкономбанка. Настроение было жуткое. Это тюрьма, хищение в крупных размерах. Учредители лишаются уставного взноса а ген.директор и главбух в места отдалённые, так как,  контракта на использование 2,5 мил. дол. у меня не было.(Володенька хотел меня кинуть) Ночь не спал, приехал в 7 утра на работу, дождался главного бухгалтера и говорю, что нас с ней ждут крупные неприятности. В это время ко мне заходит секретарь и говорит, что из Москвы звонит директор фирмы "Компас" и просит соединить.

Беру трубку, и он говорит, что на счёт его фирмы перевели от моей фирмы 25 миллионов рублей, предлогает прислать компьютеры, факсы и принтеры по сходным ценам.  Прошу его дать номер телетайпа и отправляю телетайп
 вернуть деньги на мой счёт, тут же прошу вернуть деньги в Сбербанк. Директору Сбербанка показал статью в "Коммерсанте", и он закрыл кредит без процентов с моей стороны. Оказалось что оператор на строчке получатель в Москве напечатала мой номер счёта и он совпал с номером счёта в Внешьэконом банке фирмы Компас. Так мой ангел-хранитель спас меня, хотя я сильно сопротивлялся. Всё что написано чистая правда за исключением имени героя Владимир, а то обидится. После этого случая мы с ним расстались.


Рецензии