Немножко про школу

Сегодня писала на себя характеристику – дурацкое занятие, но так уж у нас принято, пишешь и думаешь: сильно хвалить неудобно, но как-то же надо свои достижения представить, вот и мучаешься…Мне всегда очень хочется добавить в конце «а ещё я крестиком вышивать умею», тем более что это правда. Так вот, полезла за документами, и попался мне мой аттестат.

Не могу сказать, что мне до сих пор жаль, что много четвёрок в нём, но про четвёрки по литературе и русскому хочу написать особо. У меня нет сильного чувства благодарности к Нине Константиновне, поскольку русскому я научилась (уж как научилась), в основном раньше. В 3 школе у нас был русский только 9 классе, и то, по-моему, всего час в неделю, а в 10 классе оценки по русскому мы получали через дробь после оценки по литературе, т.е. 4/4.

То ли в первый год после окончания школы, то ли во второй, на вечере встречи выпускников Нина Константиновна сказала, что она мне ставила четвёрки по литературе, поскольку считала, что я способна на большее. Интересная аргументация, может, в воспитательном смысле и обоснованная, но в аттестате-то стоит и поныне четвёрка. Только во второй четверти десятого класса, когда мы проходили советскую поэзию, Маяковский. Есенин и др., у меня была пятёрка, видимо, тогда я вышла на свой максимум!

При этом чётко хочу сказать, что у меня нет на неё никакой обиды. Более того, уже во взрослом состоянии я ней общалась достаточно часто, у неё дочь (тоже Лена, по-моему) жила в соседнем подъезде, мы даже гуляли иногда вместе, она с внучкой, я с сыном.

 Но вот Толик Щербинко пронёс на неё обиду через всю жизнь. Когда мы с ним последний раз виделись в 2012 году, много о чём говорили, и про школу, про одноклассников, кто где, кто как, он вдруг рассказал мне про свою обиду. Оказывается, когда писали выпускное сочинение, он то ли выучил наизусть до запятой, то ли смог списать сочинение своей сестры, которая тоже училась в матклассе на год или два раньше нас, Наташа, кажется, и получила на экзамене за него пятёрку. И когда Толя встретил Нину Константиновну и спросил про оценку, она ему сказала, что двойки на выпускном экзамене не принято ставить, а четвёрку она сама ему никогда не поставит. Вот такое вот уязвление души случилось, что спустя сорок лет рана ещё саднила.

А вообще-то третья школа в моей жизни, конечно, была очень значимым этапом. Я училась в 4 школах, но, во-первых, в этой школе я училась уже в сознательном возрасте, во-вторых, была очень конкурентная среда. Конечно, хотелось быть первой среди равных, чего уж скрывать, пришла-то я туда круглой отличницей, и то, что этого не случилось, я считаю, только помогло мне в дальнейшем. У нас был очень высокий уровень общения, в своём возрасте, разумеется, но точно знаю, что в коллективе мне такого уровня общения больше не довелось встретить, увы, никогда! С отдельными людьми, да, получалось, жизнь длинная, встречались очень масштабные личности, но чтобы из таких личностей состояло окружение, не было, не повезло мне… И вот за это особая благодарность и школе, и учителям, и одноклассникам


Рецензии