Марк

Гости.
Бабушка весь день была на кухне и готовила что-то очень вкусное. Весь дом как бы оживился и приукрасился. Окна были помыты, цветы политы, мне выдали чистые шорты и футболку. -Ладно хоть в баню не потащили, думал я, соображая, где у футболки перед, а где зад.  Даже дед не включал телевизор, а ходил по комнатам с веником и как говорила бабушка - поднимал пыль. День обещал быть насыщенным и интересным.  Я каждые пол часа забегал в дом и спрашивал - Скоро там они приедут? Бабушка ругалась и гнала меня на улицу, чтоб не путался под ногами. Мы ждали гостей.
Вчера дед сказал, что звонил дядя Андрей и, что он вместе с семьёй приезжают в гости. Дядя Андрей, сын бабушки с дедушкой, мой дядя, жил на севере, А на лето со всей своей семьёй приезжал к нам в Башкирию. Отдохнуть, как он любил говорить и погреться на солнышке. Про север я знал — это там, куда стрелка на компасе показывает и что это дальше, чем видно в подзорную трубу. Ещё я знал, что там очень, при очень холодно и живут белые медведи.
У дяди была жена тётя Юля и двое детей Илья и Настя. Илья был уже большой и ни за что бы не стал со мной водиться, а вот с Настей можно было сходить на мост, или пособирать ягоды.
Весь день я выбегал на улицу, отбегал от дома на целый километр и смотрел едут или нет. Наконец то, когда я устал ждать и собирался пойти побросать в речку камни у ворот остановилась и за сигналила большая машина. Бабушка с дедушкой отправились за калитку и стали встречать гостей. Из машины вышли дядя Андрей и тётя Юля. Я, по чему-то сильно разволновался, за стеснялся, и поэтому встречать не вышел, а наблюдал за всем в щёлочку в заборе. Все стали обниматься. Затем из машины вылез высокий мальчик в голубой бейсболке, мальчик выглядел очень взрослым, и я еле узнал в нем Илью. - Да такой точно не станет со мной за лягушками в болото лазить!  На конец то из машины вышла Настя.
Когда из машины достали весь багаж, шофёр попрощался и уехал, все пошли в дом.
 На столе были расставлены салаты, бутерброды, бокалы с квасом и компотом, в центре красовалось большая тарелка, с горкой набитая горячими пельменями. Все ели и разговаривали.
-Если вы на севере живёте, то куда у вас стрелка на компасе показывает? Спросил я Илью, пытаясь завести разговор. Илья, немного подумав ответил. -То же на север, а я подумал - Сам, наверное, не знает, а может и компаса то ни разу не видел. Раз они на севере живут, то куда же стрелка показывает? В низ или наоборот на нашу деревню, куда-то она должна же показывать. А медведи у вас есть? -Конечно! сказал Илья команда такая по дзюдо.
Настя сидела и даже не смотрела в мою сторону, дед кряхтел и жевал, а дядя Андрей рассказывал, как они в тундре трубопровод тянули. Я вспомнил как мы в школе на уроке Физкультуры канат тянули и спросил, -Вы его в одну сторону или в разные тянете? -Ты мне скажи лучше как ты в школе учишься спросил дядя, отложив вилку в сторону. Ну вот началось, я уткнулся носом в тарелку, сей час и стихи читать заставят. -Он в школу только озоровать ходит, громко сказала бабушка, неслух одним словом НЕСЛУХ! Слух! Возразил я, я даже летом учусь вон какое стихотворение выучил. «Какое?» —спросил дядя Андрей и пододвинул ко мне табуретку. Ну забирайся рассказывай. -А это обязательно? Спросил я. Вот вы когда маленьким были тоже на табуретку перед гостями вставали? -Нет, когда я маленький был и гости приходили, меня под стол ставили. Сказал, улыбаясь дядя, у нашего стола ножки одной не было. На табурет я не полез, а вышел из-за стола и стал вспоминать стихи. Про лошадку или про то, как зайку хозяйка бросила в детском саду, рассказывают. Тут нужно что-то по серьёзнее. -А.С. Пушкин почти выкинул я.  Все замолчали, перестали жевать, а бабушка подавилась компотом. Пауза длилась долго гости ждали, когда я начну, я судорожно вспоминал как там про дуб начинается. Наконец то в голове пронеслось как под тенью черёмухи читал книгу из библиотеки, - А.С. ПУШКИН повторно прокричал я. -У лукоморья дуб учёный! Тут уже поперхнулся дедушка и тётя Юля. -Сам ты дуб, засмеялся дядя Андрей, учёный кот, а не дуб! Я быстро собрался - У лукоморья кот учёный! -И днём и ночью дуб зелёный всё ходит по цепи... Продолжила тётя Юля. Я окончательно растерялся и опустив голову тихо пробубнил - Идёт на лево песнь заводит.
У бабушки стали мокрыми глаза, и она не переставая смеяться сказала - Ну уморил! Вот мама приедет я расскажу про дуб учёный!
Хорошо, что Настя не засмеялась, только спросила -Марк, а у вас качели есть? И мы побежали в сад кататься до вечера на качелях.

Бабушка варит варенье.
Первый месяц каникул пролетел почти незаметно. На смену тёплому июню пришёл томный и душный июль.  Летнее солнце стало подниматься так высоко, что, если задрать голову, чтобы посмотреть на него, непременно с головы падала панамка. Жарко было от ветра, от земли, и мы в послеобеденный солнцепёк прятались в бане. -Нет, ну как же это всё странно получается -думал я. Раньше от жары из бани в огород выбегал, а теперь наоборот в бане прячусь!
Жара была везде, жарко было всем.  Сельчанам, котам, курицам, соседской корове и нашей собаке Моне, которая под будкой вырыла себе ямку и целыми днями сидела в ней высунув язык и выпучив глаза. Выходила только под вечер, когда солнце скрывалась за верхушками деревьев, или когда дед, гремя ведром подливал ей в миску воды. Даже рыбам в сильно обмелевшей реке тоже было жарко, и они плавали словно варёные еле шевеля плавниками. Прям не река, а уха настоящая.
Но как говориться - У природы нет плохой погоды!
В июле на лугах возле самой кромки леса созревает полевая клубника. Это самая вкусная при вкусная ягода, которую я ел. Она даже вкусней чем мороженое, да и мороженое можно купить в магазине круглый год. Такую ягоду в магазине не купишь и попробовать её можно только летом в июле. Нет, конечно, можно и зимой, но только в варенье...  Только вспомнил про варенье тут же во рту стало сладко. Эх бы сейчас хоть ложечку.
Про то как мы собирали ягоды и как я помог бабушке нести их домой, съев половину   по дороге. Что б легче было, я расскажу в другой раз! А сей час про варенье.
Кухня была заперта, точнее забаррикадирована с самого утра. Только я проснулся, почувствовал сладкий манящий запах. Наспех натянул футболку шиворот на выворот затем шорты и хотел поскорей заскочить на кухню, меня остановил дед. -Э нет брат, сегодня завтрак у нас на улице. Бабушка варит варенье и велела дверь не открывать, что б мухи не на летели. Я опустив нос поплёлся за дедом на улицу, останавливаясь через шаг и принюхиваясь к аромату витавшему в воздухе.
 Возле дома был накрыт стол. На скатерти с жёлтыми цветочками стояло две тарелки с манной кашей и двумя кружками чая, к которому полагалось печенье на очень маленьком блюдечке. Я пододвинул к себе тарелку и стал месить кашу ложкой. -Ещё бы суп на завтрак налили. -А где сахар?  манная каша и без сахара. -Весь сахар на варенье ушёл - сказал дед, громко отхлёбывая чай. -Так значит нужно у бабушки варенья попросить! Не есть же кашу теперь без всего, пустую. -Да, конечно, попроси, только получишь не его, а по лбу половником - дед засмеялся - когда оно ещё готово будет. Не слушая деда, я демонстративно встал из-за стола, высыпал на скатерть печенье и с блюдцем пошёл в дом.  Шагал как на параде выставив блюдце перед собой на вытянутой руке, будто знамя или факел с огнём олимпийским. Все мои надежды разбились о дверь кухни, которая была закрыта изнутри.
 -Мухи, чтоб не налетели, как же! Я-то понимаю, что дверь от меня бабушка заперла. Мухи то что, много разве съедят? Мухи маленькие по сравнению со мной. Я ведь не муха, я и целую банку варенья съесть могу, тем более клубничного. Пойду попробую через окно попросить.
Окно было плотно занавешено шторкой, но форточка, через которую выползал на улицу волшебный запах, была приоткрыта. В комнате был включён приёмник и громко играла музыка.  Все мои просьбы бабушка не слышала, а может и не хотела слышать. Не солоно хлебавши я вернулся к деду, который ложкой вертел кашу по всей тарелке. -Как успехи? Дед, прищурив один глаз и наклонил голову на бок. -Не получается, тыкаясь носом в тарелку, пролепетал я.
Бабушка закончив мешать варенье, поставила его на подоконник остывать, отперла дверь, а сама улеглась в зале на диван. Отдохнуть и посмотреть телевизор. По телевизору как раз показывали её любимый сериал про то как кто то кого то любит, а тот ту не любит и все плачут, а потом целуются. Я когда зимой приезжал в деревню, столько этих сериалов насмотрелся, что сам чуть плакать не стал. Ну там двойку ты получил или лук тебя резать заставили. Так плачь себе сколько влезет. А тут... В общем ерунда какая-то.
Дед долго сидел и смотрел на кашу, затем встал и сказал - Я попробую. Только он ушёл. Бабушка выключила радио.
 Ага подумал я, теперь то докричусь! Схватил со стала печенье я побежал к окну кухни. Пробегая возле будки Мони я запнулся ногой за миску. Моня, услышав стук, вылезла из своей ямки, обнюхала миску и не найдя ни чего съестного зевая поковыляла за мной.
 Дверь открылась сразу. Дед, немного удивившись вошёл в комнату. Прямо на против входа была открыта ещё одна дверь, в зал, где тараторил телевизор и дремала бабушка. На подоконнике остывало варенье. Что бы не шуметь дед на цыпочках подошёл к окну и взяв кастрюлю за ручки хотел переставить её по удобнее - на стол.
Я подошёл к окну со стороны улицы, жуя печенье. За мной плелась Моня. Как только я хотел в форточку позвать бабушку, Моня прямо из моих рук выхватила печенье и побежала к будке. -Стоять! Заорал я -ну ка брось! Специально понизив голос до хрипоты, что бы было пострашнее.
Дед застыл с кастрюлей в руках. -Ну ка брось, кому говорят! Сейчас как шарахну тебя по башке! Будешь знать как чужое хватать! Тут дед совсем испугался, руки у него затряслись, и он уронил кастрюлю себе на ногу. Кастрюля была не только тяжёлой, но и горячей. У ёёёёёёёёёё, послышалось из кухни. Бабушка вскочила с дивана, заохала и принялась охаживать деда мухобойкой. Я быстренько побежал и сел за стол. Моня забилась в ямку под будкой и не вылезала дня два. Дед вертелся и скакал на одной ноге, по телевизору плакали.
За обедом, чтобы разбавить неловкую тишину, дед рассказал стишок
Бабушка варит варенье,
Сладкую пенку снимает.
Откуда у бабушки столько терпенья?
Вопрос меня одолевает.

Стойкая бабушка, стало быть.
Весь день варенье мешать.
И капельки не попробовать,
И ложечки даже не облизать.
 
Потом бабушка спросила: хотите варенья?
 -Конечно радостно закивал головой я! Бабушка достала, дедушкин тапок. Он был весь в клубничном сиропе. — Вот, хотите на хлеб мажьте, хотите так слизывайте!
-В следующий раз, когда опять варить буду, я вам за речкой завтрак накрою!
***
Знаете, а бабушка сама во всём виновата! Сварила бы суп на завтрак, вместо этой дурацкой манной каши... Ни сахара, ни варенья не нужно бы было!


Рецензии