Довлатов и Лимонов...
---
Проза Довлатова — будто задушевный разговор на кухне, лишенный снобизма.
Автор не ищет развилок в прошлом, не проклинает судьбу, а рассказывает, как человек с чемоданом вещей и мешком воспоминаний, оказавшись за океаном, пытается жить и работать.
Его сарказм не защита, а форма достоинства. И в этом его универсальность, понятная любому, кто чувствовал себя чужим.
---
Лимонов из другой породы. В «Это я, Эдичка» и «Истории его слуги» нет жалости к себе, только голый нерв и человеческие пороки. Где Довлатов смеётся, в том числе над собой, Лимонов эпатирует.
Его эмиграция — не география, а бой с самим собой. Он не терпит сострадания, не просит понимания, он одинаково наг и для тех, кто любит и для тех, кто его ненавидит.
---
И всё же между ироничным наблюдателем и провокатором есть безусловное родство. Оба, в той или иной мере, избежали соблазна выбрать себе нового цензора, в числе самих себя.
В том и безусловный талант Довлатова и Лимонова, что других не появилось. Сейчас в эмиграции много крутых, как принято считать, журналистов и писателей. Гораздо больше, чем когда-либо. Но объективно описывать жизнь, происходящую вокруг решаются единицы, расширяя кругозор менее искушённых соотечественников.
Вместо этого, в лучшем случае получается европейский Зарубин, как с Денисом Катаевым, а в худшем, дословный пересказ сайта Компромат.Ру.
Свидетельство о публикации №225101400586
Лимонова не читал ничего, за исключением газетной заметки о Бродском «Поэт-бухгалтер». А Довлатовым в 90-е годы зачитывался. В то время мой литературный вкус только еще формировался и Довлатов мне тогда зашел на ура. А не так давно я попробовал перечитать этого кумира моей молодости, но не смог продвинуться дальше первых двух-трех страниц, и удивился как сильно я повзрослел, начав различать литературу и литературку. Точно как в фильме:
— А Робертино Лоретти есть?
— Нет.
— А почему?
— Подрос.
Валентин Великий 14.10.2025 13:55 Заявить о нарушении
