Как архитектура формировала сознание народа
Советская архитектура была центральной частью попытки создать принципиально новое и иное общество.
Первый этап советской архитектуры, известный как конструктивизм, доминировал в 1920-х — начале 1930-х годов.
Конструктивизм отвергал все историческое. Здесь нет ничего неоклассического или неоготического — все было абстрактно, индустриально и футуристично. Действовал известный принцип интернационала « весь мир насилия разрушим. А затем. Мы наш новый мир построим». И начали строить новый мир…
Есть что-то утопическое в этом стиле архитектуры.
Большевики хотели изменить как общество, так и человеческую природу, и их ранняя архитектура свидетельствует об этом убеждении. Это было непохоже на все, что было раньше и отвергалось намеренно.
(Рабочий клуб Зуева, 1929 г.)
(Клуб завода «Свобода», 1928 г.)
Затем в середине 1930-х годов появился постконструктивизм.
Театр оперы и балета в Минске отражает этот переход от индустриального футуризма к более неоклассическому стилю.
Колонны и антаблементы начинают проявляться в четкой геометрии конструктивизма.
Сыграло выступление И. Сталина о том, что СССР за десять лет должен преодолеть техническую и технологическую отсталость от Запада. В СССР с помощью НКВД внедрялись самые передовые зарубежные технологии. Несомненно, это отразилось и на архитектуре страны.
Таким образом, второй важной фазой советской архитектуры стал сталинизм, который обратился за вдохновением к прошлому, но с уникальным советским оттенком.
Вход на Выставку достижений народного хозяйства, открытую в 1935 году, имитирует триумфальные арки Древнего Рима. СССР взял твердый курс под управлением И. Сталина стать сверх державой, благодаря развитию прорывных технологий. Римская Империя имела передовые мировые технологии и самую могущественную армию в мире.
Но это лишь «отчасти» похоже на римскую триумфальную арку или другие аналоги, такие как Триумфальная арка в Париже.
Сталинская архитектура выбирает свой особый путь в архитектуре при этом манипулирует классическими мотивами. Это означает стратегическое направление СССР. Взять лучшие технологические достижения и на их основе создать совершенно новые технологические решения. Как танк Т-34 - лучший танк Второй Мировой Войны.
Вот для сравнения Арка Константина 315 года нашей эры.
Поэтому сталинскую архитектуру еще называли социалистическим классицизмом — классической, но «не совсем».
Конструктивизм ушел, но его огромное влияние можно почувствовать в необычной форме и очень выразительных линиях, преимущественно, неоклассического здания Театра Красной Армии. В этой архитектуре воплотился главный принцип Сталина « Партия и Армия едины».
На месте снесенного храма Храма Христа Спасителя в 1931 году хотели построить Дворец Советов. Грандиозный проект, который так и не был воплощен в жизнь.
Мировой уникальностью сталинской архитектуры стал Московский метрополитен, построенное в смешении стилей.
«Сольники», одна из первых станций (1935 г.), имеет геометрический, футуристический дизайн, соответствующий переходу от конструктивизма.
Станция Электрозаводская, открытая в 1944 году, представляет собой движение к социалистическому классицизму, хотя здесь и с расцветом ар-деко.
Обратите внимание на скульптуры на стенах. Советское искусство, как и его архитектура, было дидактическим: оно имело строгую моральную, социальную и политическую цель.
Лучшее в мире метро имело различные архитектурные стили. Например станции метро « Комсомольская», открытая в 1952 году. Великолепное барокко, отсылающее к витиеватому орнаменту XVIII века.
Советская архитектура никогда не была более декадентской и роскошной, чем эта.
Другим крупным наследием сталинской архитектуры были «Семь сестер», серия монументальных дворцов-небоскребов, построенных в Москве между 1947 и 1953 годами.
Они объединили барокко, классику и даже готику в то, что можно назвать колоссальными советскими замками, символизирующими победу СССР над Германией.
Но со временем сталинская архитектура и социалистический классицизм сошли на нет.
Никита Хрущев открыто осудил сталинские «излишества», а в 1960-е годы советская архитектура претерпела третье крупное стилистическое изменение.
Она вернулась к более строгому модернистскому стилю.
Богатство и упадок сталинской архитектуры стали идеологически проблематичными, потому что, очевидно, она уже не была по-настоящему социалистической по мнению новых руководителей СССР.
Возьмем, к примеру, станцию ВДНХ, построенную в 1958 году. На ней полностью убраны украшения.
Но это было также и экономическое изменение. Сталинская архитектура была дорогой. И в них проживала элита СССР. Например, около четверти населения Москвы проживали в полу подвальных и подвальных помещениях.
Типичные советские многоквартирные дома, необходимые для размещения быстро растущего населения и необходимости вывести людей из трущоб, были дешевыми и простыми в строительстве. Я жил в центре Москвы. Уланский переулок. Деревянный дом, построенный в 1808 году. Армия Наполеона держала в нем лошадей. В коммунальной квартире жило 37 человек. Один туалет. Один рукомойник с холодной водой на кухне. Отопления не было. Только печное. Дрова держали во дворе. Газа не было. Керосинки. Но зато на все праздники выставляли во дворе длинные столы и устанавливали на них закуски и весело праздновали. Знали соседей великолепно много лет. Мама рассказывала, что с войны почти никто из мужчин не вернулся …
Впервые пятиэтажные «хрущевки» появились в 1960-е годы.
В одну из таких « хрящевок» я переехал с родителями. Когда я впервые раз вошел в квартиру, то закричал от удивления. На кухне был кран горячей и холодной воды. И ванная комната с душем! Это была фантастика в те времена. Все в этом мире меняется. И уже 12 комнатная квартира на Новой Басманной не вызывала такого восторга как эта…
На смену им пришли «брежневки» 1970-х и 1980-х годов, гораздо выше и крупнее.
Эта тенденция дешевых, стандартизированных бетонных высотных зданий стала определять позднюю советскую архитектуру.
Но этот стилистический сдвиг также привел к тому, что СССР принял брутализм, хотя в остальном мире он приходил в упадок.
Министерство транспорта в Грузии (1974 г.):
Архитектура первой заметила, что руководство СССР стремится создать принципиально иное общество.
Дом Советов в Москве построенный в 1981 году, представляют собой вершину постсталинской советской архитектуры.
И все же здания отчасти конструктивисты. Архитектурное путешествие завершилось...
История советской архитектуры на самом деле рассказывает об архитектуре в целом — о символической, культурной и политической силе, которую она имеет, чтобы направлять и даже изменять общество.
Наряду с тем, как архитектура обязательно реагирует на такие суровые факты, как экономический спад или рост населения.
Главная задача телебашни в Останкино это передача телевизионного сигнала на большие расстояния. Телебашня на Шаболовке не справлялась эффективно с этой задачей. Высота телебашни в Останкино составила 540 метров. Проектировал архитектор Николай Никитин. Торжественное открытие Останкинской телебашни состоялось в 1967 году и было приурочено к 50-летию Октябрьской революции. До 1976 года останкинская;телебашня считалась самым высоким сооружением в мире. Ее рекорд (540 метров) превзошла Си-Эн Тауэр, башня в Торонто (Канада) ( 553 метра).
Никитин предлагал строить башню фактически без фундамента. Её основание уходит под землю всего лишь на 4,6 метра. Башня устроена так , как в советской игрушке неваляшке. Это значит, что при сильных порывах ветра, сооружение может раскачиваться. Рекордное отклонение шпиля за всё время составило около 12 метров.
Конечно, помимо смещённого центра тяжести, требовалось дополнительное укрепление конструкции. Поэтому внутри натянули 150 стальных тросов. Чтобы железо не проржавело со временем, тросы смазали так называемым пушечным салом. Это нефтяное масло, которое сделали более густым с помощью петролатума и церезина. Изначально, помимо технических функций, Останкинская башня должна была стать местом притяжения для туристов. Поэтому инженер Николай Никитин предусмотрел в проекте не только смотровую площадку на высоте 337 метров, но и ресторан. Причём довольно оригинальный. Ведь пол должен был вращаться, чтобы посетители смогли наслаждаться панорамами Москвы в движении.
Свидетельство о публикации №225101400594
