Как промахнуться и попасть в яблочко

Я сидела в метро, прижимая к груди сумочку с тщательно вычитанным резюме, и мысленно репетировала ответ на вопрос «Почему именно вы?». Резюме, к слову, было распечатано на хорошей бумаге кремового цвета и убрано в специальную папку. Не дешевую из обычных канцтоваров, а в папку-портфолио для бизнес-проектов.

Как говорится, на хорошее впечатление денег не жалко. И если я претендовала на шестизначную зарплату, то экономить на таких вещах - просто глупость.
Получить приглашение на собеседование в «МегаСистемс» было большой удачей. Компания с офисом в стеклянной башне, корпоративами на яхтах и зарплатой, от размера которой у меня начиналось легкое головокружение.

Три недели подготовки, выученная наизусть миссия компании, новая блузка за десять тысяч, маникюр в сдержанных тонах и стрижка, на которую ушла половина моего бюджета на неделю.
Охранник на входе был больше похож на пограничника, сверил фото на моем паспорте с оригиналом дважды. Я могу его понять, я действительно сильно изменилась с момента получения паспорта: стала стройнее на семь килограмм, поменяла цвет волос, стрижку и теперь ношу очки. После того как я расписалась в журнале визитов он лениво махнул в сторону лифтов.

В переговорной меня встретила HR-менеджер Виктория – девушка с улыбкой симпатичной акулы и маникюром, способным проткнуть шину внедорожника. Я посмотрела на свои аккуратные пальчики и подумала, что возможно перестаралась с укорачиванием. Здесь на это не особо обращают внимание.
Мы прошли в переговорную.

— Итак, Алла Александровна, давайте начнем сразу о вас: расскажите о своих сильных сторонах, — улыбнулась она, постукивая карандашом по столу.

Я открыла рот и... выдала, как мне показалось, абсолютную чушь про свою «адаптивность к стрессовым ситуациям». Язык мой вдруг зажил собственной жизнью, выдавая какую-то пургу из кадровых учебников. Внутренний голос кричал: «Заткнись! Просто замолчи!», но остановиться я не могла.
— А какие навыки вы приобрели на предыдущем месте работы? — спросила Виктория, когда я наконец выдохлась.

— Я... э... научилась варить кофе несколькими способами, — я хотела пошутить, так как она и сама несколько раз переводила разговор в неформальное русло, к тому же это была чистая правда, но судя по ее взгляду это было совсем не то, что следовало говорить.

Взгляд Виктории стал рассеянным, она как будто потеряла интерес к моей персоне. «МегаСистемс» не нуждалась в специалисте по варке кофе, им требовался аналитик с опытом работы с большими данными.
Тогда я добавила:

— И отдел, в котором я работала разработал и использовал свои методы краткосрочных прогнозов, которые были более точны, чем стандартные.

— Алла Александровна, можно посмотреть ваше портфолио? Вы его принесли? Я просила вас распечатать, — ее улыбка не дрогнула.

— Да, конечно, — я с гордостью протянула папку.

Виктория открыла ее. Ее взгляд скользнул по графикам, формулам и детальным расчетам KPI по моим прошлым проектам. Она медленно перелистывала страницы, и ее акулья улыбка понемногу таяла.
— Я вижу, вы очень скрупулезно подходите к анализу эффективности, — наконец сказала она, прикрывая папку. — И прописываете все метрики достижения целей.

— Да, я считаю, что это снижает вероятность получить недостоверные данные — оживилась я.

— Понятно... Алла Александровна, у вас действительно сильное резюме и впечатляющее портфолио. Но, к сожалению, вы нам не подходите. Всего хорошего.

Ее взгляд стал остекленевшим. Она даже не посмотрела в мою сторону пока я, огорошенная, собрала свои вещи. Когда я вышла из башни, моя уверенность в себе сжалась до размеров горошины. Мне отказали. Сразу. Не сказали, что подумают и перезвонят. Такого я не ожидала.

Вернувшись домой, я завернулась в одеяло как в кокон, открыла мороженое и позвонила маме.

— Я всё провалила, — сообщила я, черпая столовой ложкой клубничный пломбир.

— Не переживай! На них мир клином не сошёлся, — заметила мама. — Помнишь, как ты рыдала, когда тебя не взяли в школьную команду по волейболу? А потом ты записалась в театральный кружок и встретила там свою первую любовь…

— Мам, а ты забыла, что он меня бросил и я прорыдала потом почти год. Так себе сравнение.

— Но зато ты получила главную роль в спектакле и блестяще выступила. Ты же сейчас не ищешь парня, ты ищешь работу. Дочка, иногда дороги, которые мы не выбирали, приводят нас туда, где мы должны быть.

Следующие две недели я потратила на то, чтобы обновить резюме и разместить его на всех сайтах для поиска работы. Моя подруга каждый вечер приносила мне утешительные кексы из кофейни, где была управляющей и уверяла, что я обязательно найду что-то гораздо лучше.
— Не все измеряется большими зарплатами, коллектив и место тоже играют не последнюю роль, может они почитали твое резюме, посмотрели твои достижения и подумали, что ты в принципе не согласишься работать у них на их условиях, а большего они предложить не могут! Бюджет не позволяет. У меня было так, когда мы шеф-повара искали, пришел один, а я понимаю, что он первоклассный специалист и если я ему расскажу, чем помимо основных обязанностей ему придется заниматься, какие функции на себя взять, да он мне в лицо рассмеётся. Пришлось отказать…— утешала она, пока я страдальчески жевала черничный маффин.

В одно прекрасное утро, когда я уже почти смирилась с мыслью, что я никогда не смогу поменять работу на более оплачиваемую, позвонили из компании, о которой я слыхом не слыхивала «С-Аналитика» и пригласили на собеседование.

Я могла и в этот же день, но решила, что так они подумают, что я никому не нужна. Поэтому предложила встретиться на следующий. Информация о них в интернете была очень скудная. Офис был в трех остановках от моего дома в обычном офисном центре на первом этаже. Вот, пожалуй, и все.

Я подумала, что совмещу собеседование с визитом к маме. Там минут пятнадцать ходьбы, если через парк. Оделась соответствующе удобная обувь, свитер, джинсы. В конце концов, если им нужен профессионал, а не модель.

В офисе меня встретил Антон – молодой мужчина немногим старше меня, в джинсах и футболке с надписью «Я ; SQL». Предложил кофе. Задал несколько вопросов, никаких задач на сообразительность, никаких фраз из HR-пособий. Спросил куда еще получала приглашения. Я честно призналась, что завалила собеседование в «МегаСистемс» и он расхохотался:

— Значит вы действительно хороший аналитик.

Я недоуменно посмотрела на Антона. И он продолжил:

— Я там проработал год. Сбежал. Они требуют преданности как в секте, а платят как в храме – редко и только по большим праздникам. А все их зарплаты указанные в объявлениях - это крючок для молодых специалистов. Выполнить условия получения такой зарплаты нереально. Собеседование проводила Вика?

— Да, — ответила я.

— Вы им это портфолио предоставили?

— Да.

— Тогда все ясно. Они ищут не столько аналитиков, сколько адептов. Человек, который способен сделать такое, — он постучал пальцем по моей папке, — сразу задаст неудобные вопросы про KPI и систему мотивации. А их система построена так, что 80% зарплаты — это бонусы, которые почти невозможно получить. Фактически, вы получили бы в три раза меньше, чем обещано в вакансии. Вика это поняла. Вы для них неподходящий кандидат. Вас водить за нос не получится.

Расстались мы на позитивной ноте. А через три дня он мне перезвонил. И предложил контракт с зарплатой, меньше той, что сулила «МегаСистемс», зато без подводных камней, изматывающей дороги и с адекватным руководством.

Теперь, проходя мимо стеклянной башни «МегаСистемс», я не чувствую ни обиды, ни разочарования. Только легкую иронию. Я вспоминаю слова деда: «Если промахнулся мимо цели, возможно, попал в яблочко другой мишени». Раньше я считала это утешительной чепухой.
Теперь же понимаю: мне сказали «нет» не потому, что я была недостаточно хороша, а потому, что была слишком хороша для их игр. Иногда дверь закрывается не потому, что ты не достоин войти, а потому, что то, что скрывается за ней, недостойно тебя.


Рецензии