Невероятное путешествие Водорода. Сказка
(иллюстрированная учебная сказка)
Вместо предисловия
Эту сказку написала дочка, будучи ученицей девятого класса, в далеком 1990 году Благодаря энтузиазму ее учительницы химии, Якуповой Хазар Закиевны, сказка была оформлена (издана) в слайдах с приложением брошюры с рекомендациями для педагогов.
Время бежит неумолимо. Дочке уже пятьдесят, она мама трех детишек. Технологии не стоят на месте и показ слайдов стал теперь не удобным. Вот и решила к ее дню рождения перевести слайды в цифру, и преобразовать их в презентацию, чтобы показать внукам, и здесь на Прозе. ру опубликовать.
Привожу выдержки из методической рекомендации учителя:
«Как разбудить интерес детей к изучаемому предмету, придать значимость ученическому труду, научить ребенка поверить в собственные силы? Как помочь школьнику полюбить химию в наш экологически трудный век?
… Успех совместной деятельности Учителя и учащихся зависит от творческого подхода к решению школьных проблем.
… Данная работа, на наш взгляд, представляет попытку решения этой проблемы.
Способности к творчеству заложены в детях природой. Поэтому научить ребят взглянуть на мир глазами творца, увидеть чудо в капле воды – в этом я вижу свою задачу, задачу учителя.
Казалось бы, химия, как предмет изучения далека от литературного творчества. Но каким удивительным образом преломляются наши чисто химические понятия в сознании детей, когда перед ними ставится задача изобразить наглядно в виде художественных образов химические элементы, а также взаимодействия между ними! Сказочное изложение материала позволяет изучать предмет живо, интересно. Большие возможности для развития творческих способностей детей дает изучение одной из основных и труднейших тем курса химии - изучение Периодического закона и Периодической системы Д. И. Менделеева.
… Содержание сказки написала ученица 9В класса Кабирова Гульшат.
… Сюжет химической сказки фантастичен по вымыслу, но в основе своей содержит вполне научные «очеловеченные» факты. Подобно народным сказкам, где существуют диковинные сказочные персонажи, где «очеловечиваются» растения и животные, в нашей сказке в занимательной форме «оживают» химические элементы Периодической системы Д. И. Менделеева и вещества, образованные ими. Химические элементы выступают в роли сказочных героев, им присуще как специфические свойства, так и человеческие черты. Химические элементы при этом становятся добрыми и жадными, благородными или коварными, обретают человеческие характеры.
… Наглядность, образность изложения трудной темы в занимательной форме позволяет детям легко понять и усвоить поставленные учителем задачи. Трудности восприятия сложного теоретического материала, его абстрагирование, невозможность заглянуть внутрь Периодической системы и строения атома, создавали для многих неразрешимые задачи и нелюбовь к предмету. Наша работа, возможно, является своего рода педагогической находкой, которая поможет учителям химии в обучении предмета, а учащимся без принуждения усвоить трудный теоретический раздел программы.
… Данное учебное пособие, как показывает опыт, может быть использовано в виде единичных диапозитивов при изучении отдельных тем курса химии или элементов, при изучении отдельных типов химических реакций, на обобщающих уроках, а также на различных внеклассных мероприятиях…»
В брошюре дается перечень слайдов и рекомендации по работе с ними при изучении отдельных тем.
Огромный поклон нашей учительнице Хазяр Закиевне, которой удалось привить интерес к предмету, к учебе. И пусть дочь не стала преподавателем химии, но интерес к труду педагога был сформирован еще в школе, и она с красным дипломом окончила Педагогический Университет.
Текст сказки следует http://proza.ru/2025/10/14/724
Свидетельство о публикации №225101400689