Мой дед
Это история о том, как неуклонно шли на встречу друг другу человек и завод. И когда они, наконец, объединились это принесло большую пользу нашей Стране и людям.
С 1935 года Шалунов Степан Афанасьевич обучался в Свердловском Индустриальном Институте на Металлургическом факультете по специальности инженер–конструктор.
Действительно, в случае со Степаном Афанасьевичем судьба повела его в правильном направлении. Он был очень способным студентом, впитывал все необходимые знания, экзамены и контрольные работы сдавал на «отлично». Так продолжалось до июня 1937 года. Его личная жизнь круто изменилась, появилась любимая девушка, он женился. Учёбу пришлось оставить, а получение диплома отложить до лучших времён, нужно было работать и содержать семью.
Когда, 22 июня 1941 года фашистская Германия начала войну против СССР, Многие молодые парни нашей Родины в первые дни и месяцы пришли в Военные Комиссариаты по месту жительства и подали заявления с просьбой о направлении их на фронт добровольно. Степан Афанасьевич поступил также, но ему разъяснили, что работа в должности инженера на заводе в городе Куйбышеве не менее важна для Страны. Уже началась эвакуация заводов с территории, оккупированной фашистской армией, в глубь страны, а ещё появилась острая необходимость в масштабном увеличении производства военной техники и боеприпасов в нашем тылу. Трудиться приходилось напряжённо, старательно, по много часов и без выходных, но все понимали, что так надо.
В апреле 1943 года на фронте начали готовиться к величайшему сражению на Курской дуге. Был объявлен расширенный призыв в РККА, теперь, когда на заводах женщины заменили мужчин даже на тяжёлых работах, его заявление в Военкомате было принято.
Свою службу в Красной Армии Степан Афанасьевич начал в 26 воздушно – десантном полку автоматчиком. Десантники всегда выполняли и сейчас выполняют самые ответственные и трудные боевые задачи. В одном из первых боёв, когда полк находился в обороне против превосходящих сил противника, Степан Афанасьевич был направлен в боевое охранение. То есть перед ним стояла задача – выдвинуться с одним сослуживцем на местности вперёд от передовых окопов обороны, занять позицию и ожидать внезапного наступления врага. Когда наступление противника будет обнаружено, он обязан выстрелить из ракетницы в небо и, тем самым, оповестить своё подразделение. Это главное, останется воин после этого жив или нет, но свою задачу он выполнил с честью, ведь его сослуживцы успеют подготовиться к встрече врага.
В том бою Степан Афанасьевич вовремя увидел противника, выстрелил из ракетницы, оповестил своих, но вернуться к ним в окопы возможности уже не было. Фашист выстрелил из автомата и он получил тяжёлое ранение. К счастью его полк отбил немецкую атаку и его успели вынести живым.
Два месяца лечения в военном госпитале дали положительный результат, но возвратиться в Десантный Полк здоровьё не позволило. С июня 1943 года по сентябрь 1944 года Степан Афанасьевич воевал в составе 302 стрелкового полка 29 стрелковой дивизии и продвинулся по службе до звания старшего сержанта, в должности помощника командира взвода. Новое ранение получено в тяжёлом бою, он опять отправлен в госпиталь. В течение месяца Степан Афанасьевич выздоровел не полностью и врачебной комиссией был отправлен в тыл.
С конца сентября 1944 года по ноябрь 1945 года он курсант Куйбышевского Пехотного Училища. Получить офицерские погоны ему было не судьба. Война окончательно была завершена и произошла большая демобилизация согласно закона Верховного Совета СССР от 25.09.1945 года.
Через некоторое время Степан Афанасьевич со своим трудовым и боевым опытом, но незаконченным высшим образованием прибыл работать инженером на один из Куйбышевских заводов. Там он и трудился до конца апреля 1950 года, после чего договорился о переводе. И, наконец, 5 мая 1950 года Степан Афанасьевич устроился на Завод № 207.
Теперь история Завода.
Образован в 1938 г. как Куйбышевский механический завод по ремонту строительных механизмов и изготовлению металлоконструкций управления Особого строительства НКВД. Предназначение Завода определялось началом проектирования и строительства Куйбышевского гидроузла, то есть ГЭС. Но работы по данному проекту были прекращены в 1940 году, после решения о приостановке строительства Куйбышевского гидроузла
Начало Великой Отечественной войны Завод встретил законсервированным, как база для строительства, нового завода.
В декабре 1941 года на Завод прибыло оборудование и работники эвакуированных заводов из г. Подольска, г. Таганрога и других городов. С 8 января 1942 г. – завод был передан Наркомату авиационной промышленности СССР, ему присвоен № 207 с подчинением 10-му Главному управлению НКАП.
Функции: производство авиадеталей и узлов; ориентирован на производство бронекорпусов штурмовика Ил-2 и бронезащиты для других самолетов.
В начале войны выпуск бронекорпусов ИЛ-2 пытались наладить в Ленинграде, Сталинграде, Нижнем Тагиле, но лишь на Куйбышевском механическом заводе удалось достичь массового выпуска этих изделий с высоким качеством.
Почему же выпуск бронекорпусов был так важен? Без бронекорпуса Ил-2 не был бы так неуязвим и надежен, что подтверждали даже противники. Немецкие асы неоднократно констатировали, что огненные трассы отскакивали в виде дождя искр от хорошо бронированного ИЛ-2.
Надежность и живучесть самолёта подтвердил и командующий авиакорпусом генерал Каманин Николай Петрович (награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2 в 1939 году), когда на одном из вернувшихся с боевого полета ИЛ-2 насчитал в фюзеляже и крыльях более 500 пробоин. Чудо-бронекорпус этого самолёта надежно прикрыл отважного летчика, который дотянул до своего аэродрома.
Всего, за годы войны, Завод выпустил более 23000 бронекорпусов. Также Завод №207 обеспечивал бронезащитой истребители Як-1, Як-3, Ла-5, ЛаГГ-3, бомбардировщики Ил-4, Ту-2, Пе-8 и другие самолеты.
После завершения Великой Отечественной Войны Завод так и остался в подчинении Министерства авиационной промышленности и выпускал военную и гражданскую продукцию.
И так, 5 мая 1950 года они встретились, бывший фронтовик, инженер-конструктор Шалунов Степан Афанасьевич и Завод №207, а с 30 апреля 1966 г. его название – Куйбышевский механический завод п/я 7304, 2-го Главного управления МАП СССР.
Что же за время было тогда, что требовалось нашей Родине?
В СССР первое испытание атомной бомбы - изделия РДС-1 - проведено 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне в Казахстане.
Несколько раньше этого события, но уже имея данные своих разведок, Англия и США отказались от своего плана военного нападения на СССР, их стратегия изменилась, теперь они начали активно вовлекать в подготовку к войне против нашей Родины все ведущие капиталистические страны. Переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 года представителями двенадцати стран Североатлантического Договора.
Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.
Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации.
Так появилось НАТО, Организация Североатлантического договора, а СССР был втянут в гонку вооружения. То есть наша Страна, которая ещё полностью не отстроилась и не восстановилась после тяжелейшей Войны, обязана была создавать и вооружать армию равную НАТО. Военная наука была раскручена с такой силой, что требовалось создать совершенно новые образцы вооружения и на суше и на море и в воздухе.
Заводу №207, а вместе с ним и Степану Афанасьевичу, досталось создание воздушных машин. Собственно Завод продолжил делать то, над чем работал. Только теперь самолёты стали реактивными, более скоростными и начали появляться вертолёты.
США сумели собрать со всего мира лучших учёных и конструкторов, это давало им некоторое преимущество. Например серийный выпуск вертолётов, конструктора Игоря Ивановича Сикорского, начался в Америке с февраля 1946 года. В СССР Совет Министров принял решение о выпуске опытной серии вертолётов МИ-1, конструктора Михаила Леонтьевича Миля, в начале 1950 года. Массовое производство этих вертолётов началось с 1952 года.
Перед Заводом №207 была поставлена задача государственной важности, а именно создать броню для авиации максимально лёгкую и, одновременно, максимально прочную, да ещё и выпуклой обтекаемой формы. Это вам не бронекорпус Ил-2 склёпанный из листов брони (смотри Рис 1). Да, наши конструкторы и инженеры использовали всю доставшуюся им информацию в виде трофейных образцов вооружения, документации с предприятий на освобождённой от фашистов европейской территории, а также от специалистов этих стран, которые пришли работать на наши заводы. Но наука быстро шла вперёд, нужно было изобретать то, чего ещё не было.
Степан Афанасьевич, после устройство на Завод №207, работал в нём до ухода на пенсию. Вот его трудовой путь:
С 05.05.1950 года по 19.11.1956 года – старший конструктор в Серийном Конструкторском Отделе Завода;
С 20.11.1956 года по 01.09.1959 года – начальник бюро стандартизации в Серийном Конструкторском Отделе Завода;
С 02.09.1959 года по 31.12.1972 года – начальник конструкторского бюро по обжигу, штамповке и ковке в Отделе Главного Металлурга Завода.
Это означает, что Степан Афанасьевич с первого и до последнего дня своей работы занимался созданием бронированных средств защиты для экипажа и десанта различных военных авиационных машин, а также защиты важных агрегатов и деталей этих машин.
Работа шла в несколько этапов. Сначала подбирали или создавали новый металлический сплав, который максимально сочетал в себе лёгкость и прочность. Из этого сплава изготавливали лист определённой толщины. Затем в этот лист на специальном полигоне производили выстрелы из пулемёта и авиационной пушки, главных врагов самолётов и вертолётов. Тем самым опытным путём подбиралась толщина листа, при которой пробоин нет. Если лист становился слишком толстый и тяжёлый, то от такого сплава отказывались, всё начиналось сначала. Когда, наконец, добивались соответствующих показателей, переходили ко второму этапу, изготовлению из таких листов нужных деталей защиты. Здесь уже была борьба с хрупкостью и тугоплавкостью, что приводило к отбраковке некоторых сплавов. И, наконец, последний этап, возможность серийного изготовления деталей защиты с использованием существующих или вновь созданных станков обработки ковкой, штамповкой и закаливанием. Затем опять отстрел на полигоне готовых изделий.
На Фото показаны бронезащита сидения пилота и важных деталей вертолёта. На образце, который находится в середине фотографии видны следы от попадания пуль пулемёта при испытании.
Завод №207 успешно справился с поставленной перед ним Нашей Страной задачей, что спасло и продолжает сегодня спасать большое количество жизней наших военнослужащих. Это заслуга всего коллектива Завода, но и Степан Афанасьевич своими знаниями и творческими усилиями внёс очень большой вклад.
За всё это я им горжусь.
Свидетельство о публикации №225101400973