Сознание человека и почему его важно развивать
Развитие сознания человека является важнейшим элементом развития человека, поскольку без развития своего сознания человек не сможет реализовать смысл своей жизни [1], то есть проживет свою жизнь зря.
Развитие сознания членов общества является обязательным условием динамичного исторического развития общества, которое повышает шансы общества на свое суверенное развитие и сохранение своей идентичности.
МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ И СОЗНАНИЕ
Развитие человека происходит посредством развития его мышления, интеллекта и сознания в их взаимосвязи.
Мышление человека - это ограниченная уровнем развития мозга человека способность человека управлять поиском, получением и обработкой информации, которые осуществляет мозг человека, понимать и управлять полученной и обработанной информацией.
Интеллект человека – это ограниченная уровнем развития мышления человека способность человека управлять преобразованием информации, которое осуществляет мозг человека, и преобразованной информацией.
Сознание человека – это ограниченное уровнем развития мышления и интеллекта человека личностное отношение человека к внешнему миру, которое возникает в результате осознания им себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира.
БЕЗ МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА НЕТ СОЗНАНИЯ
Мышление и интеллект человека являются основой для развития сознания человека, поскольку:
• без мышления и интеллекта не может быть сознания,
• от уровня развития мышления и интеллекта человека зависит уровень развития сознания человека.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека, тем более высокого уровня развития сознания человек может достигнуть в процессе своей жизнедеятельности (потенциал развития сознания человека).
Потенциал развития сознания человека ограничен уровнем развития мышления и интеллекта человека.
Чем выше уровень развития мышления и интеллекта человека и уровень реализации потенциала развития сознания, тем более высокого уровня развития сознания человек достигает в процессе своей жизнедеятельности.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Составными частями сознания человека являются:
• психика человека (совокупность полученных знаний о внешнем мире, чувственного восприятия информации о внешнем мире, понимания и субъективного оценочного отношения человека к внешнему миру посредством которых человек осознает себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира),
• характер человека (ограниченные уровнем развития психики человека особенности отношения человека к самому себе и его поведения в отношении внешнего мира),
• менталитет человека (взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, характеризующие человека),
• духовное развитие человека (процесс познания и осознания человеком природы мироздания и смысла своей жизни).
ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ СВОЕ СОЗНАНИЕ
Без развития своего сознания человек не сможет осознать даже основы природы мироздания и реализовать смысл своей жизни [1]. Иначе говоря, без развития своего сознания человек проживет свою жизнь зря.
Человек с более высоким уровнем развития сознания обладает:
• более высоким уровнем развития мышления и интеллекта,
• более высоким уровнем развития менталитета,
• более высоким уровнем духовного развития,
• более высоким уровнем справедливости и морали (представления человека о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений),
• более разумным и уравновешенным характером,
• более высоким уровнем способностей принимать правильные решения и совершать правильные поступки при разрешении проблемных ситуаций, возникающих на его жизненном пути,
• более высоким уровнем креативности (способность мыслить и действовать оригинально, придумывать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, выражать себя в творческом процессе),
• более высоким уровнем стойкости к совершению противоправных действий,
• более высоким уровнем познания и осознания природы мироздания и смысла своей жизни,
• более высоким уровнем реализации смысла своей жизни,
• большими возможностями прожить свою жизнь не зря.
КАК ЧЕЛОВЕКУ РАЗВИВАТЬ СВОЕГО СОЗНАНИЕ
Человек следует развивать свое сознание посредством:
• развития своего мышления и интеллекта,
• познания и осознания природы мироздания и смысла своей жизни,
• реализации смысла своей жизни.
ПОЧЕМУ ОБЩЕСТВУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ СОЗНАНИЕ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА
Чем выше уровень развития сознания членов общества, тем:
• больше правильных решений и поступков принимают и совершают члены общества,
• выше уровень коллективного сознания общества,
• выше уровень национального самосознания членов общества,
• выше уровень доступа членов общества к новым идеям, открытиям, изобретениям, способам и средствам решения новых задач, включая организационные, экономические, политические, социальные, военные и другие,
• выше уровень подготовленности общества к принятию новых идей, открытий, изобретений, способов и средств решения новых задач,
• выше уровень справедливости и морали членов общества,
• члены общества имеют более высокий уровень резистентности к совершению противоправных действий,
• более развитой является система социальной организации общества (то есть экономический уклад общества и система политического управления общества),
• выше уровень технологического развития общества,
• выше уровень исторического развития общества,
• более динамичным является историческое развитие общества (то есть общественное, экономическое, политическое и культурное развитие общества),
• выше уровень конкурентоспособности общества в отношениях с другими обществами,
• выше шансы общества на суверенное историческое развитие и сохранение своей идентичности в условиях нарастающих процессов глобализации.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ СОЗНАНИЯ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА
Развитию сознания членов общества способствуют следующие факторы в их взаимосвязи:
• благоприятные материальные условия для членов общества (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие),
• благоприятные нематериальные условия для членов общества (свобода мысли и слова, доступ к информации и образованию, возможность свободно жить и развиваться, соблюдение в обществе прав и свобод),
• развитие в обществе образования, науки, культуры,
• благоприятные условия в обществе для повышения уровня духовного развития, справедливости, духовных ценностей и морали членов общества,
• стимулирование обществом развития мышления, интеллекта и особенно сознания членов общества,
• неотвратимость наказания за совершение членами общества правонарушений и преступлений,
• соответствие наказания члена общества за совершенные им правонарушения и преступления степени их тяжести и уровню развития его сознания (чем ниже уровень развития сознания члена общества, тем жестче должно быть его наказание),
• конкуренция между членами общества в общественной, экономической, политической и культурной сферах.
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА
Сознание большинства членов общества формирует коллективное сознание общества.
Снижение уровня развития коллективного сознания общества происходит в результате:
• снижения уровня развития сознания большинства членов общества (см. выше факторы, которые влияют на развитие сознание членов общества),
и/или
• повышения в обществе доли членов общества с пониженным уровнем развития сознания (например, в результате миграционных процессов, сокращения численности членов общества с более высоким уровнем развития сознания, роста численности членов общества с пониженным уровнем развития сознания или любого их сочетания).
Итогом снижения уровня развития коллективного сознания общества являются:
• замедление исторического развития общества или даже деградация общества (история знает немало случаев деградации обществ),
• снижение уровня исторического развития общества,
• снижение уровня конкурентоспособности общества в отношениях с другими обществами,
• повышение рисков утраты обществом шансов на суверенное историческое развитие и сохранения своей идентичности,
• повышение рисков распада общества.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Уровень развития сознания человека зависит от многочисленных факторов в их взаимосвязи, в том числе:
• уровень развития мозга человека,
• уровень развития мышления и интеллекта человека,
• уровень реализации человеком потенциала развития своего сознания,
• возраст человека (один и тот же человек в детстве и будучи взрослым обладает разным уровнем развития сознания),
• в какой семье и в каком обществе произошло становление человека как личности,
• материальные условия жизнедеятельности человека (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие),
• нематериальные условия жизнедеятельности человека (степень свободы мысли и слова, доступа к информации и образованию, возможности свободно жить и развиваться, соблюдения в обществе прав и свобод),
• уровень воспитания, образования, полученных знаний и опыта человека,
• характер человека,
• старательность, настойчивость и устремленность человека в развитии своего мышления, интеллекта и сознания,
• жизненные обстоятельства человека,
• насколько конкурентными являются обстоятельства жизнедеятельности человека,
• несправедливые и противоправные действия, совершенные человеком и/или в отношении человека,
• страх перед неотвратимостью наказания за совершение человеком правонарушений и преступлений,
• соответствие наказания человека за совершенные им правонарушения и преступления степени их тяжести и уровню развития его сознания (чем ниже уровень развития сознания человека, тем жестче должно быть его наказание),
• общество, в котором живет человек,
• уровень развития менталитета человека,
• уровень духовного развития человека.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКИМ
Несмотря на то, что современная человеческая цивилизация развивается в течение порядка 5 тысяч лет и достигла определенных результатов в своем развитии, тем не менее современное человечество обладает низким уровнем развития сознания, о чем свидетельствует следующий факт: несмотря на то, что много веков назад Высший разум (люди называют Высший разум Богом) дал человечеству мировые религии, которые дали человечеству знания о существовании Высшего разума, души и ответственности души за совершение неправедных поступков, тем не менее, эти знания не избавили человечество от несправедливости, зла, насилия, войн, абсолютного доминирования материальных ценностей над духовными ценностями.
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА РАЗВИВАЕТСЯ МЕДЛЕННО
Развитие сознания человека является очень медленным историческим процессом.
Человеку невозможно перешагнуть через ступень очень медленных процессов исторического развития сознания.
Развитие сознания человека можно только ускорить (или затормозить) посредством создания благоприятных (или неблагоприятных) условий для его развития (см. выше).
ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
В зависимости от совокупности вышеуказанных факторов и обстоятельств возможны различные комбинации в уровнях развития сознания человека.
Пример 1. Человек с более высоким уровнем развития мозга обладает более высоким уровнем развития мышления и интеллекта и, соответственно, более высоким уровнем развития сознания (как определить уровень развития мозга человека см. мою исследовательскую работу «Как определить уровень развития человека» [2]).
Пример 2. Высоким уровнем сознания (по сравнению с другими людьми) обладает разумный, уравновешенный, справедливый, высокоморальный, верующий в Бога, простой в общении, не демонстрирующий своего превосходства над другими людьми человек, для которого содержание самовыражения имеет большее значение по сравнению с формой самовыражения и для которого духовные ценности имеют большую значимость по сравнению с материальными ценностями.
Пример 3. В большинстве случаев человек, обладающий более высоким уровнем развития мышления и интеллекта (по сравнению с другими людьми), обладает более высоким уровнем развития сознания.
Пример 4. Два человека с одинаковым уровнем развития мышления и интеллекта могут обладать разными уровнями сознания, если в процессе своей жизнедеятельности первый человек в большей степени реализовал потенциал развития своего сознания по сравнению с другим человеком.
Пример 5. Человек, обладающий более высоким уровнем развития мышления и интеллекта (по сравнению с другим человеком), но который в процессе своей жизнедеятельности не реализовал потенциал развития своего сознания, может обладать более низким уровнем развития сознания по сравнению с другим человеком, который в значительной мере реализовал потенциал развития своего сознания.
Пример 6. Человек, обладающий более высоким уровнем развития мышления и интеллекта (по сравнению с большинством других людей) и одновременно с этим более низким (по сравнению с большинством других людей) уровнем развития сознания, обладает пониженным уровнем справедливости, морали и стойкости к совершению противоправных действий (например, умный преступник).
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
См. мою исследовательскую работу «Как определить уровень развития человека» [2].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА
Вышеизложенная информация позволяет человеку понять:
• почему важно развивать сознание человека,
• как развивать сознание человека,
• от чего зависит развитие сознание человека,
• как определять уровень развития сознания человека,
• чем выше уровень развития сознания, тем в большей степени человек сможет реализовать смысл своей жизни.
Вышеизложенная информация позволяет обществу понять:
• почему важно развивать сознание членов общества,
• как развивать сознание членов общества,
• от чего зависит развитие сознание членов общества,
• как определять уровень развития сознания членов общества,
• будущее общества зависит от уровня развития сознания членов общества.
РЕКОМЕНДАЦИИ ОБЩЕСТВУ ПО РАЗВИТИЮ СОЗНАНИЯ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА
Вышеизложенная информация позволяет дать следующие рекомендации обществу:
Дошкольное воспитание
В семье и детском саду необходимо объяснять детям азы норм поведения, что такое справедливо и не справедливо, хорошо и плохо, добро и зло, стимулировать детей к совершению справедливых и добрых поступков, наказывать детей за совершение несправедливых, плохих, злых поступков.
Школа и послешкольное воспитание и образование
Необходимо:
• преподавать учащимся предметы, которые способствуют познанию и осознанию природы мироздания и смысла жизни человека, развитию духовных ценностей, правильному отношению к материальным ценностям,
• использовать выставление оценок за поведение учащихся (самый доступный признак уровня развития сознания учащегося),
• объяснять учащимся важность развития своего сознания,
• стимулировать учащихся к развитию своего сознания,
• использовать рейтинги развития сознания учащихся,
• использовать систему общественного порицания учащихся за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки,
• воспитывать и наказывать учащихся за совершение несправедливых или аморальных, или противоправных поступков,
• исключать негативное влияние учащихся, имеющих низкие оценки за поведение, на учащихся, имеющих хорошие оценки за поведение.
Трудовая и общественная деятельность
Необходимо:
• проверять уровень развития сознания соискателей при приеме на ответственную работу и при продвижении по карьерной лестнице,
• продвигать по карьерной лестнице членов общества, которые обладают более высоким уровнем развития сознания при прочих равных условиях,
• при назначении на должности, которые позволяют влиять на судьбы других людей, отдавать предпочтение таким кандидатам на указанные должности, которые обладают более высоким уровнем развития сознания по сравнению с другими кандидатами,
• не назначать и не допускать к выборам на ответственные должности, которые позволяют влиять на судьбы других людей, членов общества с пониженным уровнем развития сознания,
• предоставлять членам общества право иметь доступ к информации о рейтингах развития сознания членов общества, от деятельности которых зависят судьбы людей (например, политик, член общества, занимающий выборную должность, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник),
• члены общества, голосующие за выбор кандидатов на публичные должности в обществе, должны иметь право знать рейтинг развития сознания кандидатов, претендующих на указанные должности,
• использовать систему общественного порицания членов общества за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки.
В семье и быту
Необходимо:
• использовать систему общественного порицания членов общества за совершенные ими несправедливые или аморальные, или противоправные поступки,
• исключить негативное влияние членов общества с пониженным уровнем развития сознания на членов общества с более высоким уровнем развития сознания.
Воспитание и наказание
Страх перед неотвратимостью воспитания и наказания за совершение членами общества правонарушений и преступлений способствует развитию сознания членов общества.
Чем ниже уровень развития сознания члена общества, тем более жесткой должна быть система его воспитания и наказания в случае совершения им несправедливого или аморального, или противоправного поступка.
Чем большее количество людей зависят от члена общества в силу его положения в обществе (например, политик, чиновник, судья, прокурор, следователь, руководитель, начальник), тем жестче должны быть меры его воспитания и наказания за совершение им несправедливого или аморального, или противоправного поступка.
Степень ответственности за совершенные указанным членом общества несправедливого или аморального, или противоправного поступка должна быть кратно выше, чем у рядовых членов общества.
Места лишения свободы
Воспитание членов общества, находящихся в местах лишения свободы, должно включать развитие их сознания и стимулирование к развитию их сознания.
ОБОСНОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Обоснование и раскрытие вышеизложенной информации представлено в моей исследовательской работе «Вселенная и человек» [3].
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
[1] – Виталий Пилкин «В чем смысл жизни человека» -
[2] - Виталий Пилкин «Как определить уровень развития человека» -
[3] - Виталий Пилкин «Вселенная и человек» - https://www.litres.ru/71914927/
Свидетельство о публикации №225101501016