Главное, основное в гиренковской антропологии ("сингулярной философии"), на мой взгляд, не то, что сознание есть по сути галлюцинация, а то, что с возникновением галлюцинаций ("сингулярным взрывом") он связывает возникновение человека (самосознания, искусства...). Гиренок решительно и бесповоротно отрицает то, что человек - социальное существо и труд создал человека. Сознание человека, по Гиренку, замкнуто в собственной реальности, а реальность - это объективированная галлюцинация, а галлюцинация - есть актуализированная реальность. Сознание - уникальное, чудесным образом возникшее свойство человека. Это, очевидно, принципиальная, фактическая ошибка. Если бы Гиренок достаточно долго пожил бы в ограниченном пространстве - например, квартире - с собачкой и детьми, то он неизбежно понял бы, что собаки обладают сознанием. Уровень их сознания довольно высок. Они осознают зрительные образы, звуки, запахи, эмоции, настроения составляющие наш внутренний мир. Содержание сознания – это восприятие. У них есть определённый опыт быть собой, включающий в себя чувство обладания определенным телом, точку зрения от первого лица, набор уникальных воспоминаний, а также настроения, эмоции и ощущение «свободы воли». Они ориентируются в полях образов, в частности, довольно сложных "социальных" (семейных или стайных)отношениях и в незнакомых природных ландшафтах. Суть психики - ориентировочная деятельность в полях образов, как нас учил П.Я. Гальперин. У собак - стайных хищников - высокоразвитая психика с элементами сознания. Человек уникален не галлюцинациями. Нейропроцессы, на которые опираются образы включенного во внешний мир Себя - человека или животного - возможно те же, на которые опираются галлюцинации, но это не основание считать галлюцинации сутью сознания.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.