4. ТСС

Для начальника административной службы РосГеологии Александра Христофоровича Б. этот рослый, но нескладный курьер-стажер был сущей обузой. Студенты, которые устраивались к ним на подработку лишь ради денег, совершенно несерьезно относились к своей работе. Они опаздывали, могли потерять важный документ, забыть подписать накладную. Тратишь силы на инструктаж, приучаешь порядку, но в один день стажер исчезает и вместо него появляется новый, бестолковый зеленый фрукт.

И этот вот - Костя - тоже мыслями витал где-то далеко. Как-то раз забыл на проходной сверток с образцами породы из кимберлитовой трубки. Вместо Ленинского проспекта мог поехать на Ленинградский. Он носил какие-то выцветшие джинсы, с настоящими, а не дизайнерскими дырками. Майки он заправлял только спереди. В общем, не производил он впечатления аккуратности и собранности. Впрочем, улыбался он обаятельно, никогда не грубил. Модные беспроводные наушники подсказывали что дырки на одежде - не из-за бедности. Так что, в целом, он был скорее приятным парнем.

Единственное, что действительно раздражало Александра Христофоровича, то что Костя мог внезапно, с серьезным выражением лица, начать высказывать свое мнение по поводу, который его совсем не касался. Тогда Александр Христофорович сердился, урезонивал наглого студента-философа и отправлял наводить порядок на склад с образцами уральских пород. Впрочем, тот всегда безропотно и даже с охотой занимался этим нужным занятием.

В тот ленивый июньский денек Косте досталось несложная задача - отвезти небольшой пакет в один из бесчисленных корпусов РАН. Других поручений сегодня не было, поэтому Костя решил пройтись до метро длинным путем, по тенистой прохладе через Парк Горького.

В его наушниках играла медленная восточная музыка, которая никак не мешала его неторопливым мыслям, которые, цепляясь одна за другую, плели узор в его голове. Он увидел как в Москве-реке под тенью дуба плеснула рыбина.

«А ведь на месте этого парка было древнее море, плавали трилобиты. Потом была ледяные горы. Появились древние охотники, росли яблони, в реке водились жирные карпы. И так тысячи лет… В Азии возникали и рушились империи, строился Рим, чудили императоры. А тут долго еще плавали карпы под кронами деревьев. Как и сейчас. И лишь потом построили город. И вот я, вершина эволюции, вожу остатки трилобитов по этому городу».

Его внимание привлекла девушка в летнем бирюзовом платье, гуляющая с собачкой и он стал думать о ней. «Какая она воздушная. Глаза светятся, в ожидании счастья. Словно из другого мира. Как она собирает эти узоры из волос? Такая нежная… Вдруг она моя судьба? Никогда же не знаешь, кого встретишь. Если бы знать, о чем она думает?..». Костя не считал себя ярким красавцем, но знал, что беседой девушку сможет увлечь. Особенно, если она умная и начитанная. 

Внезапно он услышал ее голос. Он шел со всех сторон так, что нельзя было понять откуда идет звук. Но говорила именно она, в этом не было никаких сомнений.

«Спасибо за комплимент. Я сейчас думаю, что ты весьма самоуверенный парень».
Это было поразительно! Голос звучал в голове, хотя девушка не шевелила губами.

У Кости подкосились ноги и он едва не упал, как от сильного удара в солнечное сплетение.

Но девушка ободряюще улыбнулась. «Нет, это глюк. Я правда с тобой говорю. Мне понравилась твоя музыка, но ты так громко рассуждал о трилобитах, что я подслушала. Тсс… Не шуми. Я - Лера, а пёсика зовут Джулс». ;
Деловой, как колбаса пес посмотрел на него и осторожно вильнул хвостом. 

- Пойдем со мной, выпьем кофе. Если захочешь, конечно. Тебе будет интересно, обещаю - звучало в голове, как закадровый голос в кино. Сразу за этим в голове образовалась звенящая пустота, накатило внешнее неестественное спокойствия. Костя просто кивнул. Замедленно, словно двигался в воде. ;
Рядом было уютное кафе с верандой, в московском стиле, но почти без посетителей. Они сели на узорчатые белые стулья.

- Два капучино, пожалуйста, - певуче сказала она официанту.

Костя впервые услышал, как звучит ее настоящий голос, удивительно нежно, с каким-то едва уловимым акцентом на звуке «ч». Дальше они молчали, глядя друг на друга. Но между ними шел мысленный разговор.

- Не пугайся. Ты мне показался забавным и я решила с тобой заговорить. Невежливо так обращаться к незнакомцам, но я вижу, что ты интересный и мысли у тебя глубокие. Ты ясно мыслишь и я легко могу тебя услышать. Поверь, это редкое свойство, обычно люди думают какой-то кашей из мыслей. Ничего не разберешь.
Полный хаос и шум. 

Следующие полчаса были самыми яркими в жизни Кости. Они не проронили не звука, но Лера показала ему другую сторону истории. Рассказала, что мир устроен иначе, чем привыкли думать люди. Уже более века люди разделили первую и вторую сигнальные системы. Первая, как и у животных, это восприятие мира, непосредственно через органы чувств и связанные с ними рефлексы. Собака так воспринимает мир, птицы, все животные. Вторая сигнальная система - слова, образы, письменность, символы, абстрактные понятия, связанные с созданием и человеческим интеллектом. Человек может изучать мир через слова и так познавать его. Например, узнать слона в зоопарке, даже никогда не бывая в Африке.

Но если ребёнка не учить речи он никогда не научится говорить или понимать смысл иллюстраций в букваре. Будет только гукать как обезьяна. Без речи не разовьётся интеллект. Будет не человек, а смышлёное животное. Люди же пытались научить говорить животных, но они на это не способны. Попугаи могут повторять слова, не понимая смысла. Некоторые животные понимают речь, но ограниченно. Вот как собаки или дельфины, выучившие команды. А люди - видят неявные смыслы и поэтому считают себя вершиной эволюции.

Все это Костя хорошо знал. И где-то, на уровне интуиции, догадывался, что эволюция на этом не закончилась. Лера рассказала, что есть особые люди, которые могут общаться на ментальном уровне и воздействовать на окружающий мир. В старину их называли ведьмами и волшебниками, боялись их и сжигали. Но их цивилизация не погибла, а развилась дальше. Родители Леры научили ее слышать ментальные голоса, научили говорить без слов. Эта огромная масса информации влилась в него за несколько минут…

«Понимаешь, Костя, - слышал он голос - люди ведь не скрывают существование цивилизации, войн или сложных технологий от кошек или коров. Просто те не могут этого понять в силу ограниченности своих интересов. Вот и не замечают изменений в человеческом обществе. Происходят революции, ваша наука развивается, изменения идут. И у нас так же. Много интересного случалось из того, что не пишут в учебниках истории. Не обижайся, но мы существуем без вас, развиваем цивилизацию, иногда помогаем вашим ученым, писателям. Просто человечество давно перестало нас понимать, а значит и замечать. Ну почти».

- Кто-то знает о вас?
- Некоторые догадываются. Иногда, ваши философы, вот как ты. Или писатели, например. Как думаешь, откуда такие сказки про Гарри Потера? Молодая Джоан Роулинг встретила одного из наших на прогулке с коляской. Видимо та встреча оставила глубокое впечатление, - Лера загадочно улыбнулась.

В принципе таким суперчеловеком, как Лера, мог бы стать любой. Просто родители должны начать учить своего ребенка с детства, как учат речи. Если не делать этого - останешься на уровне «почти-животного». Если не учить ментальному воздействию - Третьей Сигнальной Системе - останешься просто человеком с двумя сигнальными системами. Леру родители научили, а Костю нет.

Лера жмурилась на солнце и лениво трепала пса за уши. Тот послушно подставлял свою морду, со складочкой на лбу, и было видно, что он млеет от того, что хозяйка проявляет внимание.

- Где ты родилась? Откуда ты?
- Я из Турина. Это в Италии. Там очень красивые горы. В Москве их очень не хватает.
- Но говоришь-то ты со мной по-русски?
- Ты все усложняешь, Костик. Чтобы мыслить нам не нужно знать никакой язык.
Нужно только мыслить. Но чтобы научиться мыслить, нам нужно сначала научиться
говорить. Вот только для этого и нужен язык.

Она поймала длинное ухо Джулса за кончик и пес радостно попытался куснуть ее, принимая игру. Костя тоже наморщил лоб и на секунду стал похож на сосредоточенного мопса.

- Погоди, как это? Уметь говорить не нужно и нужно одновременно? - он тряхнул рыжей головой.
Дело в последовательности! Если ты выучишь один язык, потом второй, потом третий - тебе будет проще учить все следующие, но ты будешь узнавать примерно одни и те же слова. Потому что ты тренируешься передавать разными способами один и тот же смысл, который уже знаешь. Red, rosso, червоный и красный это один и тот же цвет, понимаешь? Но чтобы понять, что такое цвет, тебе нужно сначала назвать его. Хотя как именно звучит слово - не так уж важно.
- Так… это я понимаю, - Костя напряженно пытался не упустить складывающуюся мысль.
- Но когда ты уже знаешь, что такое «красный», ты можешь выражать его как угодно. Ты его видишь, выделяешь среди других цветов, чувствуешь. Можешь назвать цвет вслух, выбрать нужную краску в магазине, найти карточку палитре, нарисовать иероглиф или записать компьютерным кодом. Способы могут быть разные. Понимаешь теперь?

Костя не понимал. Вернее он что-то чувствовал, мысли Леры заставляли его мозг скрежетать, как несмазанные шестерни. Это было странный опыт, словно никогда не используемые мышцы впервые стали двигаться. Слабо, неуверенно, шатко, но они начали проявлять себя и Костя не хотел упустить это ощущение.

- Так вот, нет никакого абстрактного - «красный». Это просто мысль. Идея цвета, которую нужно понять. И дальше тебе не нужны слова. На всех языках мира это будет означать одно и то же - красный.

Внезапно перед взглядом Кости заалел закат. Огромное солнце садилось в пустыне и окрашивало все вокруг в невообразимые оттенки багрового. Костя никогда не видел это место, но он ощутил его жар и грандиозность космического действа.

- Да, я понял, - с восторгом прошептал он. Он сказал это вслух, удивившись, как звучит его голос без внутреннего повторения. Бесконечное счастье накрыло его волной.
- Тсс! Зачем говорить вслух, я тебя понимаю, - услышал он

Был чудесный летний день. Лера солнечно улыбалась и даже подмигнула ему. Да, для Кости это было непостижимо, как и для пёсика Джулса.
Она ментально потрепала его по щеке - «Пока, мой философ. Напиши об этом книгу, если захочешь». Лера поцеловала его в щеку и, пошла вдоль набережной в сторону, где звучала музыка.

Со стороны эта встреча выглядело очень мирно. Парень с девушкой молча посидели за столиком в кафе, а потом девушка ушла. Парень же остался сидеть, стараясь собрать разбегающиеся мысли.

***

Эпоха Пророков началась в человеческой истории в 3327 лет назад, когда на территории, которую позже назовут Иорданией в семье скотовода родился болезненный малыш с голубыми глазами. Это был первый мальчик в семье пожилого уже человека по имени Самират. Его мать была молодой, но хрупкой женщиной, взятой уже третьей женой, но старшие жены приносили только девочек. Отец же ждал наследника.

Ее первенец был хил и слаб. Почти никто не верил что он выживет, особенно, когда стало ясно, что ребенок родился глухим. Мать все равно любила его таким, каким дал Бог. Она пела ему песенки у колыбели, но про себя, молча, чтобы не будить домашних - он же все равно не слышал. Но если малышу нужна была помощь, она знала, когда он звал ее к себе.

Окружающие удивлялись тесным отношениям матери и сына. Они словно понимали друг друга без слов, держась за руки целыми вечерами. Отец не полюбил его, считая обузой, но мальчик был смышленым, рано научился помогать по хозяйству и даже научился читать, водя пальцем вслед за матерью по священным свиткам. Никто не обращал на него внимания.
;Во время одного из переходов на семью Самирата напали разбойники, угнали скот и убили почти всех членов клана. Но на безвредного немого и его тщедушную мать никто не поднял нож. Потеряв все, они отправились скитаться по горам, пока не прибились к новому клану, главой которого был старик Моше. Это был седобородый человек, набожный и властный. Он принял скитальцев, разрешив разделить с ними кров.

Клан Моше не был мирной общиной. Частые драки, кражи и оскорбления случались постоянно. Моше ежедневно подолгу усердно молился и, разбирая жалобы своих домочадцев, судил их, стараясь быть справедливым.

Как-то раз мать мальчика оговорили, обвинив в воровстве дорогого серебряного гребня. Выслушав всех, Моше признал ее виновной. Никакие мольбы не поколебали его решимости казнить чужачку. Взяв ее за волосы он потащил в пустыню за своим пёстрым шатром. Но когда он поднял нож, чтобы быстрым движением перерезать ей шею он вдруг услышал громоподобный голос: «Остановись, Моше! Не убий!»

Голос шел словно со всех сторон, мощный и трубный. Суровый, как голос отца, и вместе с тем нежный и любящий, как голос матери. Моше огляделся, не увидев никого. Он отбросил нож и упал на колени. «Господи, ты впервые ответил на мои молитвы! Скажи, что мне делать, Господи!», - шептал он, подняв глаза к небу.

- Ступай на эту гору, Моше! Там дам я тебе Законы для тебя и твоего клана. Вы будете жить по этим Законам и станете великим народом. Я не оставлю тебя!

Весь с слезах, дрожащий от возбуждения Моше огляделся еще раз, тряхнул бородой и засеменил по тропе в сторону возвышавшейся горы, свинцовой в свете заходящего солнца. В спину ему глядели голубые глаза немого мальчика.

Дождавшись, когда старик скроется, мальчик выбрался из терновника, помог перепуганной матери подняться и обнял ее. «Я защищу нас, мама. Больше не будет побоев. Не волнуйся. Теперь я смогу дать счастье нам и твоим внукам», безмолвно говорил он, глядя на нее мокрыми от слез глазами. До сих пор только она слышала голос своего сына, но сегодня он впервые обратился к другому человеку. Она поняла кому обязана своим спасением.

В ту ночь Моше записал законы, которые диктовал ему неведомый голос и человеческая история сделала поворот.

Так началась Эпоха Пророков. 


Рецензии