Паровоз

В локомотивном депо станции Белогорск есть необычная мемориальная стена, на которой размещены фасадные детали локомотивов: электровоза и паровоза. А по металлической лестнице можно попасть в краеведческий музей предприятия. Много историй  и интересных экспонатов хранится в этом музее. Есть среди них, совсем сказочные. Об одной из таких историй, произошедших более 80 лет тому назад, хотим вам рассказать.
Напрасно некоторые думают, что паровоз просто железная машина. Любой механизм, даже выпущенный серийной партией, имеет свои особенности, свой «характер».
Настоящий водитель автомобиля чувствует его, как продолжение своих рук и ног. Любое изменение в шуме мотора воспринимает, как сигнал о неполадках. Автомобиль даже реагирует на изменение настроения хозяина. Водители не раз замечали, что к новой машине, даже аналогичной марки и цвета приходится некоторое время привыкать. Хотя все автомобили выпускались на одном конвейере.
Совсем другое дело – паровоз. Здесь вообще каждая машина штучная,  индивидуального изготовления.
На железной дороге был период, когда каждый паровоз закреплялся за конкретной поездной бригадой, которая знала на нём каждую деталь, её надёжность, сроки технического обслуживания и осмотра, и даже могла устранить мелкую неисправность во время эксплуатации. Однако, серьёзные неисправности устранялись в ремонтно-эксплуатационных депо, каким и является локомотивное депо нашего города.
Шла Великая Отечественная Война. Железная дорога была на военном положении. У всех работников была своя военная форма, с погонами и петлицами, действовал устав железных дорог и даже особый регламент переговоров по телефонам. Люди работали с напряжением всех сил, сокращённым составом, без выходных. Напряжённо работали и паровозы. Котёл паровоза напоминает колбу термоса. Только вода и пар находятся между стенками котла, а огонь бушует в топке внутри. Чтобы стенки выдерживали высокое давление пара, их соединяют специальными стальными стержнями с большими гайками на концах. Называют эти стержни – связями. И хотя их много в котле, но случаются обрывы связей. При обрыве больше трёх таких стержней, эксплуатация котла запрещается потому, что нагрузка на другие связи резко повышается и может превысить предел прочности. Они тоже оборвутся, и пар разорвёт стенки котла. Если такое случится, то котёл, а значит, и весь паровоз подлежат списанию. Слесари-ремонтники обстукивают каждую гайку паровозных котлов, чтобы выявить возможный дефект.
Однажды в депо поступил паровоз, в котле которого были обнаружены обрывы, пяти связей. В топке котла ещё светилось пламя, но давление пара уже сбросили. Паровоз ставился на серьёзный ремонт. Начальник депо пришёл, чтобы лично убедиться в состоянии  паровоза. На селекторном совещании ему приказали обеспечить отправку на Запад эшелона с танками, используя лучший экипаж и паровоз. Эти танки,  марки «Шерман», полученные из Америки были крайне нужны на Западном фронте. Диспетчеру приказали присвоить этому эшелону литерный номер, чтобы эшелон следовал по главному пути без остановок, обгоняя все другие поезда. Оценив ситуацию, начальник депо помрачнел и вышел из цеха. Он понимал, что в летнюю жару на охлаждение котла до ремонтной температуры потребуется не менее трёх суток.
На новое селекторное совещание начальник депо пригласил начальника ремонтного цеха. На вопрос об отправке воинского эшелона, в установленный срок, они так и доложили.
- Вы там, что, саботажем занимаетесь? – орал начальник Амурской железной дороги по селектору – Найдите где угодно паровозы и отправьте эшелон! Иначе пойдёте под трибунал.
- Да, у меня только один маневровый локомотив «кукушка» на весь парк! – Объяснял начальник станции. – Она не потянет такой тяжёлый состав, а разрывать воинские эшелоны на части Наркомат путей сообщений категорически запретил. Все остальные паровозы ушли с нечётными литерными поездами и пока не вернулись потому, что им увеличили тяговое плечо. Я не Дед-Мороз и не волшебник, чтобы охладить котёл, когда на улице такая жара и в цехах не продохнуть.
- Значит, найди волшебника, сам стань волшебником, или молись всем богам, чтобы отправить эшелон в течение суток.
Начальник ремонтного цеха, с парторгом собрали всех слесарей-ремонтников и объяснили ситуацию. Бригадир слесарей предложил начальнику цеха с парторгом подняться на паровоз вместе с ним. Створки топки были открыты и оттуда шёл нестерпимый жар. Угля не было, но колосники светились малиновым цветом. Бригадир взял лопату и сунул черенком в топку. Дерево начало быстро обугливаться, а затем вспыхнуло. Бригадир выдернул черенок из топки и загасил в ведре с водой.
- А, если воду из котла совсем слить, а потом заправить холодной водой. Что будет? – спросил парторг.
- Ничего не будет! Ни котла, ни паровоза, ни того, кто будет рядом стоять. Мгновенное парообразование и взрыв – ответил бригадир.
- А, если охлаждать стенки котла снаружи? – не унимался парторг.
- Снаружи теплоизоляция хорошая, иначе бы зимой паровозы не работали.
- А изнутри?
- По-моему, наш парторг давно в баню не ходил и ковшиком на камешки не плескал – с улыбкой, скрывающей раздражение, произнёс бригадир.
- Что же делать?
- Остаётся ждать! – вздохнул бригадир.
По дороге домой, бригадир напряжённо думал о том, как ускорить замену оборванных связей котла паровоза. Лезть в раскалённую топку котла не позволяла не только инструкция, но и здравый смысл. Дома сынишка читал какую-то историческую книжку.
- Про кого книжка? – спросил отец.
- Про Александра Невского! Как он Тевтонских рыцарей на Чудском озере победил! – ответил сын, показывая картинку.
Доспехи рыцарей мгновенно натолкнули мастера на необычную идею, которая быстро стала формироваться в реальное воплощение.
- Дай мне эту книжку, сынок, ненадолго! – промолвил отец взволнованным голосом.
- Пожалуйста, бери!
Отец, схватил книжку и стал снова собираться на работу.
- Ты куда это снова собрался? – удивилась жена – Хоть поешь немного! Картошка в чугунке ещё тёплая.
- Некогда! Дело очень срочное!
Николай лично собрал свою бригаду в «каптёрке», служившей местом для переодевания в спецовку, приёма домашней пищи и  отдыха. А во время коротких перекуров в ней обсуждались насущные вопросы, или последние сводки «Сов информбюро». Когда вся бригада расселась вокруг стола, Николай ознакомил котельщиков со своим дерзким планом.
- У нас есть кошма, рулоны толстого войлока, полученного из Монголии. А также старые голенища от валенок. Из этого материала изготовим войлочные латы для работы в топке паровоза. Войлок не горит, особенно если его промазать глиной. На голову тоже наденем войлочные вёдра со щелями для глаз. Щели закроем слюдяными пластинами, чтобы жар не проникал.
- А дышать чем? – спросил Сергей
- Вопрос правильный! У нас есть шахтёрские приспособления «Само спасатели» и налобные фонари. Их нам недавно подарили шахтёры из посёлка Кивда, когда мы приезжали в Бурейское депо ремонтировать их паровозик. Внутреннюю гайку связи будем удерживать кузнечными клещами. Под ногами расстелем войлочную кошму. – продолжал Николай.
- Глаза через слюду будут плохо видеть. Лучше щель на шлеме оставить открытой, а глаза прикрыть сварочными очками.– предложил Дмитрий.
- Принимается! Меняться будем через 15 минут, чтобы не получить тепловой удар. На всякий случай, к монтажному поясу привяжем новую асбестовую верёвку, чтобы помочь выбираться из топки. На руках будут войлочные рукавицы, на ногах валенки. – давал дальнейшие пояснения бригадир.
- А мастера и начальника цеха будем ставить в известность?  И медичку нужно позвать, чтобы помощь была рядом – снова решил уточнить Сергей
- Обязательно, но когда подготовим всю нашу спецовку. Так, что давайте быстро за работу.
К 12 часам ночи всё необходимое было готово. С молчаливого согласия мастера и начальника цеха первый котельщик нырнул в топку. Через 15 минут его сменил другой. Хотя в цехе работа не прекращалась, все работники переживали и были готовы броситься на помощь котельщикам. Наконец прозвучала новость: «Первую связь заменили! Вся бригада в полном составе продолжает работать!»
Затем прошла информация о замене второй связи. Появился навык работы в необычной спецовке, но нестерпимая жара делала своё дело. Каждый раз, после выхода из топки приходилось делать глоток воздуха, обогащённого кислородом, а иногда и применять ватку с нашатырным спиртом.
К рассвету пять связей котла были заменены. Но всю бригаду котельщиков медсестра отправила в больницу. Мужики морщились, но улыбались воспалёнными губами. У всех были ожоги не только первой, но и второй степени. А через раскрытое окно слышался гудок ожившего локомотива.
Женщины и мужчины депо несли в больницу народные средства от ожогов: желтковое и облепиховое масло, гусиный жир, прополисную мазь.
Начальник депо доложил по селектору, что воинский литерный эшелон с танками отправлен.
- Это как же понимать? Вчера не могли котёл отремонтировать, а сегодня уже эшелон отправили! Волшебников нашли, что ли? Прямо, как в сказке! – удивился начальник дороги.
- Своих волшебников воспитали! Мужики-котельщики добровольно полезли в горячую топку паровоза и выполнили ремонт.
- Все живы?
- Все! Только сейчас в больнице ожоги лечат. Врачи говорят, что через десять дней смогут приступить к работе.
- Хорошо! Предоставьте подробный рапорт по выполнению ремонта горячего котла, а на всех котельщиков наградной материал в кадры управления дороги.
Отремонтированный паровоз развивал такую скорость, что начальник эшелона просил не менять его в составе. Локомотивная бригада Белогорского депо согласилась отдыхать прямо на тендере паровоза, передавая вахту сменному экипажу.
Таким образом, танки доставленного эшелона, вскоре приняли участие в знаменитой Курской битве, коренном переломе в Великой Отечественной Войне.
Опыт Белогорских котельщиков-ремонтников был оценён правительственными наградами и повторён в других депо Наркомата Путей Сообщений.


Рецензии