Л. Толстой. Роль воли и личных интересов в истории
ПО РОМАНУ "ВОЙНА И МИР"
М.Шульгин, октябрь 2025
В романе Война и мир Л.Толстой размышляя об истории пишет: "Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения истории. Постижение законов этого движения есть цель истории".
"Исследователь исторического события чаще всего выхватывает из цепи событий произвольно взятые, важные для него отдельные статически единицы этого движения (события). Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений".
В действительности: «Движение человечества вытекает из бесчисленного количества людских произвольных действий совершаемых непрерывно» («произволов» по Л. Толстому которых миллионы).
Историки обычно не учитывают личные интересы миллионов людей, которые, стремясь выжить, действуют в соответствии со своими интересами, и мало размышляют о причинах событий.Они то, а не те кто о них много говорит и размышляет, являются двигателем истории.
Л.Толстой в своем знаменитом романе подчеркивает определяющую роль простых людей, призванных на войну и никчемность тех, кто много говорит о ней: «В Петербурге и губерниях, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.;
но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отмстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантке и тому подобное»
Толстой опровергает утверждение, "Что воля героя определяет ход истории" (говоря о Наполеона). Что правитель может руководить действиями масс (вспомним то изречение,что «королем управляет свита»). В этой связи Толстой пишет: «Если вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима», особенно под влиянием его близкого окружения.
Автор знаменитого романа, очевидно находясь под влиянием достижения естествознания, в частности физиократов, говорит: «Нет причин исторического события….., а есть законы, управляющие событиями, которые отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами».
«Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека».
В романе Война и мир Л. Толстой выделяет два приема изучения истории
1. "Первый прием истории, сострит в том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий, рассматривать его отдельно от других"... Тогда как по его мнению "нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого".
2. "Второй прием состоит в том, чтобы рассматривать действия одного человека (царя, полководца) как сумму произволов людей". Однако и здесь сумма людских произволов, как пишет Л. Толстой, никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
«Человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
В итоге великий писатель заключает:
1. "Человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью".
2. "Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается как прах, ничего не оставляя за собой».
Приблизится к исторической истине, на наш взгляд, можно тогда, когда имеется возможность вычленить вектор однородных влечений, мотивов и экономических интересов миллионов людей, определяющих их поведение в ходе рассматриваемых исторических событий. Не малую роль в истории играет так называемый "дух времени", который порождает ярких, неординарных героев, кумиров эпохи, способных заразить своими идеями лидеров мнений и через них народные массы.
Свидетельство о публикации №225101501376