Хрупкое слово

                Жить осталось может мне мало,
                А быть может и тысячу лет.
                Как понять, что в жизни мне надо,
                Как понять, где тьма, а где свет?
                Как мне понять, чего хочет сердце,
                На перекрёстке дорог,
                Где находится заветная дверца,
                Что укроет от злобных тревог?
                Дождусь ли я нового лета,
                Придёт ли счастье опять?
                Или в прошлом теперь оно где-то,
                И мне осталось лишь вспоминать...

                Из неопубликованных стихов Славы Васильева


        Слава закончил читать свои стихи. Посетители поэтического салона поаплодировали, но чувствовалось, что только из вежливости к молодому поэту.
       Слава вышел на улицу и ночной летний воздух освежил его голову, затуманенную душной атмосферой салона и чужими рифмами, которые ему пришлось слушать весь вечер и добрую часть ночи.
       «Нет, мои стихи не хуже, чем те, которые сегодня читались, - думалось ему, - просто здесь не те слушатели. Нужно искать свою аудиторию».
      Было поздно. Общественный транспорт уже не ходил. Пришлось идти пешком. Редкие прохожие попадались навстречу, но Слава не обращал на них внимания.
      «Когда-нибудь и моим стихам будут аплодировать, - рассуждал молодой поэт, - надо просто больше и лучше писать».
       Придя домой, Слава тихо пробрался в свою комнату, чтобы не потревожить родителей, но долго не мог уснуть. Обрывки строк, четверостиший, даже целых стихотворений и песен крутились в его голове, отгоняя сон. Несколько раз он вскакивал и начинал записывать вроде бы интересную мысль, но всякий раз после первых записанных слов, мысль, вильнув на прощание хвостиком, скрывалась в тёмных глубинах подсознания. Слава злился, вновь ложился с твёрдым намерением заснуть, но всё повторялось сначала.
       Какому поэту незнакомы творческие муки? Но скажите, разве шедевры должны рождаться тяжело и с надрывом? Или главное - вдохновение, интуиция и лёгкость? «Мучились» ли таким же образом классики великой мировой литературы при создании своих произведений, коими забиты полки всех библиотек?
       История знает немало примеров как спонтанного озарения, когда произведения создавались без видимых усилий или борьбы, когда работа шла легко и естественно, радостно, а не мучительно; так и примеры преодоления авторами внутренних и внешних препятствий и противоречий, когда именно мучительный, долгий и упорный труд придавал произведениям глубину и целостность.
        Откровенно скажем, пока у молодого поэта Славы не очень получалось ни так, и ни этак. Но разве стоит отчаиваться? Ведь зачастую шедевры создаются после долгих лет практики и обучения, когда мастерство достигает соответствующего уровня и накопится соответствующий литературный багаж прочитанных и изученных произведений мастеров слова.
        Нет, надо просто стараться. И Слава старался. Благо пока была возможность.
        Слава был единственным ребёнком в семье, родители его хорошо зарабатывали. А сам молодой поэт учился в одном из многочисленных современных ВУЗов, где за деньги преподаватели делают вид, что учат, а студенты делают вид, что учатся. Да и специальность, которой он обучался, звучала довольно странно – «Политическая лингвистика».
          Правда, периодически родители пытались наставить сына, как говориться, «на путь истинный».
          - Человеку, особенно мужчине, в современной жизни нужны хорошее образование и соответствующая специальность, - примерно так частенько говорили они сыну.
        - Нам не то что жалко денег на твоё обучение этой специальности, но она какая-то несерьезная. А время идёт. Может, найдём что-то поинтереснее? – и предлагали разные варианты будущей карьеры сына.
          Но сын хотел посвятить себя поэзии и вообще писательскому труду. Его божественному величеству – «Слову». Он много слышал про Литературный институт и мечтал поступить туда. Он верил, что там научат писательскому труду.
         - Я подготовлюсь и поступлю в Литературный институт. Там есть курсы подготовительные. Вот туда похожу, а потом поступлю, - так отвечал Слава родителям.
          И продолжал писать свои стихи, выступать на разных мероприятиях, ища свой стиль и свою аудиторию. И кое-что у него начинало получаться. Всё чаще его приглашали на разные поэтические собрания, где он читал свои наиболее удачные произведения. Всё чаще аплодисменты в его адрес становились более искренними.
        - Сынок, - как-то сказал Славе отец, - у меня есть знакомый писатель, он член Российского союза писателей, сам автор множества книг. Хочешь, он посмотрит твои стихи и скажет своё мнение?
          - Конечно, пап.
          Воодушевлённый Слава несколько дней подбирал свои, как ему казалось, лучшие произведения.
          Кто из поэтов не подбирал свои стихи к различным выступлениям, или тематическим альманахам и сборникам! Как выбрать «лучшие»? Лично для меня это всегда затруднительно. Вот, кажется, нашёл - вот самое лучшее и подходящее по теме стихотворение! А через некоторое время ты его безжалостно «выбраковываешь». В конечном итоге зачастую остаются «средненькие» и достаточно посредственные произведения. И начинаешь процесс заново.
         Вот и Слава никак не мог сделать окончательный выбор.
         И тут его «осенило»! Интернет!
         Несмотря на свой молодой возраст и умения обращаться с «гаджетами», наш поэт пока не решался размещать свои произведения на каких-нибудь сайтах. «Но, может, время уже пришло? – спросил теперь он себя, - обязательно умные люди что-то да присоветуют. Мои стихи прочитают другие поэты, скажут своё мнение. Оно мне поможет».
         Долго выбирал Слава литературный сайт, на котором ему предстояло разместить свои стихи. И вот, наконец, выбрал. Вроде уважаемый литературный сайт.
         Эх, может быть, не следовало бы ему так тщательно выбирать сайт! Может быть, надо было воспользоваться первым попавшимся? К тому же Слава не обратил внимания на некоторые отзывы авторов о том, что на этом сайте достаточно «троллей» и с ними никто особо там не борется.  Кто теперь это скажет…
        Слава, тем не менее, долго не решался опубликовать своё первое из подобранных произведений. Но, наконец, сделал это. И трепетно стал ждать реакции. Но реакции не было. С волнением в сердце он заходил на свою страничку чуть ли не каждые 5 минут, но ничего не менялось. Литературная общественность не заметила появление на небосклоне отечественной поэзии нового автора.
         Такая же судьба ждала и другие стихотворения, опубликованные на сайте в последующие дни.
        «Всё, наверное, в неудачных темах, - думал молодой поэт, - я брал нейтральные. Природа, погода, времена года. Надо взять что-то другое».
         И он брал другое…
         На этом же сайте «обретался» некий, как он себя называл - «позитивный парень», который стихов практически не писал, но зато преуспел в написании всякого рода «отзывов» на произведения авторов. Этот «позитивный парень» (даже язык не поворачивается назвать его «автором») целыми днями «бродил» по страничкам авторов, читал их стихи и оставлял свои «нелицеприятные комментарии», зачастую оскорбительного характера и даже содержащие «нелитературные» выражения. Он был зарегистрирован под псевдонимом «БигМен».
          Зачем он это делал? Бог весть (хотя я надеюсь, что Бог в своё время за это всё-таки с него спросит). А пока конечно, мне хотелось бы отправить его на приём к другим «специалистам»…
         Как читатель уже догадался, этот БигМен зашёл на страничку нашего молодого поэта и, не долго думая, почти под каждым из почти полсотни стихотворений «наследил» своими гадкими отзывами.
         Слава был в шоке!
          Вот только некоторые высказывания этого гадёныша (я лишь взял только те, которые не содержали «нелитературных» выражений): «Хорош звезду из себя строить», «Мы с твоей мамкой знакомы», «Женоподобных фриков на перо», «Будь готов, чтобы тебе сгубили карьеру», «Кукарекай сколько влезет, твой стих совершенно бесполезен», «Тот конец, что всех вас скоро навестит – огромен». И так далее.   
         Слава окончательно растерялся. Неужели у него «окончательно потерян компас», что читая его стихи «хочется закрыть глаза и сказать: «Отдохни уже»,  всё его творчество это «Королевство «засвистевшей фляги»? И все эти годы он занимался тем, что «никому не интересно, кроме него самого»? И это только мой перевод на «литературный» язык некоторых «выражений» этого гадёныша.
         И самое страшное, что эти комментарии видели другие авторы, заходившие на его страницу. И никто из них пока не написал ничего позитивного! Ни слова поддержки!
       Слава не догадался зайти на страницу этого БигМена. Если бы он увидел, что этот «тролль» написал всего лишь с десяток непонятных «виршей» в стиле, как он выражался, «рэп» (хотя там до рэпа – как до Луны), зато почти 30 тысяч подобных отзывов множеству других авторов, то может быть и не принял близко к сердцу подобный инцидент.
       Слава не догадался пожаловаться и модераторам сайта, чтобы они удалили эти комментарии. Чтобы эту гадость не видели другие. Чтобы не видели этот позор.
        Но Слава, видимо, был всё-таки настоящий поэт. С настоящей поэтической душой. Но душой ещё молодой и неокрепшей. Ранимой и открытой. И этой душе было трудно перенести такой удар по делу, которому Слава хотел посвятить жизнь.
        Да получит БигМен сполна всё, что ему причитается за такие «выкрутасы»!
        И да припомнится модераторам этого известного сайта, не сумевшим (или не захотевшим) ставить препоны на пути у зарвавшихся «троллей»!
        Несколько дней наш молодой поэт перебирал все свои стихотворения. Теперь они действительно казались ему неоригинальными, какими-то эпигонскими, в общем, плохими и неинтересными.
         «Надо же, ни одного достойного! Везде одно и то же. Банальщина. И рифма хромает, и ритм».
        «А ведь я хотел показать эти стихи известному писателю!»
         А ведь в этих стихах его мысли, его душа! В этих стихах весь он!
         «Значит и я - банальщина»?
          И он нещадно рвал листы со своими стихами, а ему казалось, что это рвётся его такая ещё совсем не длинная жизнь.
          Надо сказать, что все эти переживания никак не проявлялись в поведении  Славы. Он всё также ходил в институт, а по вечерам либо уединялся в своей комнате, либо ходил на занятия в свои поэтические собрания. Так что родители не замечали перемен, происходивших с сыном.
         А Слава настойчиво искал чего-то нового, какого-то особого вдохновения, что могло бы наполнить его произведения, сделать их (как ему казалось) действительно прекрасными и достойными самых высоких оценок.
          Но, как назло, именно сейчас вдохновение окончательно покинуло его. Слава не мог написать ни одной строчки! Словно чья-то невидимая, но сильная рука воздвигла незримый барьер между ним и бесконечной Вселенной ещё ненаписанных строк, из которой «черпают» поэты, создавая свои произведения.
        Это было невыносимо ужасно, это было безысходно…
        Случилось так, что в тот трагический день домой раньше со своей работы вернулся отец.   
         - Я дома, - как всегда с порога сообщил он своим домочадцам. Но никто не ответил. Ну, жены, конечно, ещё не было дома. Он с ней недавно созванивался. А Слава тоже странно молчал.
         Отец постучался в комнату сына. Никто не ответил. Ещё раз постучал. Опять тишина.
        - Слава, я вхожу, - предупредил отец через дверь. И опять никто не ответил.
         За распахнутой дверью отцу открылась страшная картина.
         На столе светился экран компьютера. А на кровати рядом с письменным столом лежал его сын в обрывках бумаг. Но самое ужасное, рядом валялась пустая упаковка от снотворного, которое они накануне купили для бабушки Славы и собирались завезти ей в выходные.
        - Слава, Слава! – кинулся отец к сыну. Начал его трясти, - Очнись, очнись!
         - О-о-чнись!!!
          Это только в кино от передозировки снотворным «уходят» быстро, безболезненно и красиво. А на самом деле долго, мучительно и безобразно. И, кроме того, организм пытается избавиться от токсического вещества всеми ему доступными способами и всеми возможными путями.
            Все эти мучения испытал Слава в полной мере, пока сознание, а потом и жизнь не покинули его. А что испытали родители при виде своего сына я и не берусь описывать!
          Следователь, прибывший на место происшествия по вызову дежурного опера, долго изучал на экране компьютера стихи Славы и комментарии БигМена. Затем обратился к родителям:
         - Вы можете мне распечатать стихи и отзывы?
         Родители, убитые горем, сразу не поняли, что от них хотят.
         - Я сделаю, - сказал оперативник, - может, изымем компьютер?
         - Не стоит, - сказал следователь и обратился к родителям, - вы только ничего с компьютером и с его содержимым пока не делайте, ладно? Вы меня понимаете?
          - Думаете, БигМен? - не унимался оперативник, тоже успевший прочитать несколько гадких отзывов.
         - Проверим, - ответил следователь…
        Спустя какое-то время, когда немного улеглась боль, отец всё-таки решил показать стихи своего сына знакомому писателю. Хотя бы в память о нём. А он потом передал бы это мнение Славе. Передал бы как-нибудь и когда-нибудь.
         Отец включил компьютер, к которому с тех пор никто не подходил. Нашёл файлы со стихами Славы. И начал читать, читать и читать. И слёзы лились из его глаз.

          Печально, горько, тяжело,
          Когда вот так, когда на взлёт
          Случайный выстрел точно бьёт
          В случайное окно.
          И вот - разбитое стекло,
          Открыт потерям счёт,
          Прервать вдруг начатый полёт,
          Ну что, легко? Ну что, легко?

          Отец читал и читал стихотворения Славы.
            И увидел отражение жизни его сына. Впервые он заметил, насколько важны были эти строки для Славы, как они отражали его душу, мечты и страдания.
          Сидя перед монитором, отец долго вспоминал яркие моменты детства и юности сына. Как ещё совсем маленький Славик пытался рифмовать слова, и у него это получалось и как забавляло это окружающих. И как Слава любил книги, и любимые его предметы в школе – русский язык и литература. А друзья и одноклассники, между прочим, никогда не смеялись над увлечением Славы литературой и поэзией. И девушки уже потом тоже с интересом смотрели на его сына. Как жаль, что он так и не успел ни с одной из них начать серьёзно дружить! «А ведь я даже особо и не разговаривал со Славой на эти темы», - подумалось отцу.
           Конечно, вспоминал отец и похороны сына. Как оказалось много друзей у Славы! И все, оказывается, были знакомы с его творчеством. «А мы – не очень», - с горечью подумал отец.
        А ведь творчество Славы осталось в сердцах этих людей!
        «Сынок, я, наконец-то, понял тебя...».
         Немного успокоившись, он зашёл на страничку сына на этом злополучном сайте. И «поверх» гадких комментариев БигМена увидел хорошие и ободряющие отзывы других авторов на стихотворения Славы. Эх, если бы они были опубликованы раньше!
        «БигМен, БигМен!» - как молния вдруг пронзило отца это ненавистное имя.
         Он зашёл на страничку БигМена. За это время этот «тролль» не опубликовал ни одного стихотворения, но зато множество комментариев в своём гадком стиле на произведения других авторов. Кто-то из авторов пытался вступить в дебаты, кто-то игнорировал эти выпады. Но БигМен, судя по всему, уже не возвращался к написанному им. Как говорится, написал, забыл и «поехал» дальше. 
          «БигМен!!!» - волна ненависти, ярости и чувства мщения захлестнула отца. На миг потемнело в глазах, а компьютерная «мышка» чуть не развалилась в сжатом со всей силы кулаке.
        «Почему никто не остановит этого гадёныша?! Сколько за этими комментариями ещё жертв?» - подумал сквозь слёзы отец.
        В порыве он написал гневное послание модераторам сайта.
        Пришедший через десять дней ответ на его запрос удивил и шокировал отца: «Нарушений политики сайта в данных комментариях не усматривается».
        «Всё равно, этого гадёныша надо остановить. Ради памяти сына», - пришла, как казалась, очевидная мысль.
        Теперь отец знал, что должен делать…
        Прошёл год.
         БигМен уже долгое время не появлялся на поэтических просторах Интернета. И все  быстро забыли о нём.
        Знакомый писатель по просьбе отца Славы вместе с другими литераторами тщательно изучил стихи безвременно ушедшего молодого поэта, внёс правки в стихи, и таким образом набрался материал на небольшой поэтический сборник.
         Через некоторое время книжка с избранными стихами Славы Васильева увидела свет. Но вы, дорогой читатель, эту книжку в продаже не найдёте, так как все экземпляры небольшого тиража были частично раскуплены, либо розданы безвозмездно. А дальнейшее переиздание не предполагается.
         Однако в заключение своего рассказа я приведу предисловие к книге, написанное отцом поэта.
         «Слава прожил короткую, но насыщенную поэтическую жизнь. Но он успел многое - оставил нам сотни строк, сотканных из тонких нитей чувств, образов и впечатлений. И эти строки включены в этот сборник «Хрупкое слово».
         Читая стихи Славы, я по-настоящему понял, насколько важен был для него мир поэзии. Раньше я видел в его занятиях лишь увлечение, возможно юношескую причуду, но теперь понимаю - это была настоящая страсть, потребность выразить себя, найти собственный голос в бескрайнем океане слов.
         Многие считают, что литература - удел избранных, что настоящие поэты рождаются с уже данным свыше талантом. Да, наверное, это так. Но правда ещё состоит и в том, что талант растёт медленно, порой мучительно, проходя через пробы и ошибки. Мой сын шёл этим путём, искал себя, экспериментировал, сомневался. И, увы, столкнулся с той стороной нашей цифровой эпохи, которая способна уничтожить веру в себя быстрее, чем любое настоящее испытание.
         И сейчас, обозревая бескрайнее поле литературного Интернета, я с горечью вижу множество ядовитых, гадких комментариев, которые оставляют так называемые «тролли». Потому что я знаю: каждое такое слово может стоить кому-то сна, покоя, радости творчества. И, возможно, даже жизни.
          Поэтому я прошу вас, дорогие читатели, помнить простое правило: каждое сказанное слово имеет цену. Особенно слово, брошенное в пространство Интернета, где оно продолжает жить бесконечно долго. Будьте осторожны с теми, чьи строки кажутся вам слабыми или наивными. Возможно, за ними стоит целая вселенная чувств, желаний и надежд.
          Сборник стихов «Хрупкое слово» - дань памяти нашему сыну. Мы собрали здесь его лучшие произведения, бережно отобранные и отредактированные известными литераторами.
        Я верю, что стихи Славы найдут отклик в ваших сердцах. И пусть они напомнят нам всем о хрупкости слова, о силе добра и сострадания, о том, как важно вовремя протянуть руку помощи тому, кто ищет свой путь в литературе».


Рецензии
Оплодирую стоя,
Вы большой молодец! 👏
Как всегда, всё шикарно!
В прозе Вы просто спец!

Не похоже на многих,
Интересно читать,
Вы пишите почаще!
Чтоб могли все узнать,

Про Ваш мир, кто там ходит,
Каков новый сюжет,
Что у Вас приходит,
Вы оставьте свой след.

И поверьте, найдутся
Кто нас будет читать,
Многие, жаль, сдаются,
Но теперь будут знать!

Что не надо сдаваться
И сидеть унывать,
Лучше в правде остаться,
Важно не предавать,

То, что хочется Сердцу,
Что понятно Душе,
И неважно, что скажут,
Важно быть на волне...

На волне - позитива,
Здравия и ума,
Стоп сказать негативу,
Прожить жизнь сполна.

С уважением, Айя из Алтая.

Айя Комлянская   20.10.2025 02:50     Заявить о нарушении
Айя, спасибо за отзыв. Очень рад, что понравилось.
Творческого нам вдохновения.

Станислав Видов   20.10.2025 10:11   Заявить о нарушении