Школьный друг

Лёню и Марка судьба просто не могла не свести. Их жизни были похожи: у обоих папы – военные, оба часто меняли школы в зависимости от места службы отцов. Они встретились в 10-тилетнем возрасте, придя вместе в 3-ий класс очередной школы в Москве. Их отцы учились в Академии, семьи жили в общежитии. Мальчишки вместе ходили в школу. Будучи новенькими, подружились, вместе гуляли, вместе хулиганили, ходили в гости, поддерживали друг друга. Попав к Марку в дом впервые, Леонид был изумлён. Он увидел созданную Марком поделку – миниатюрную бобровую хатку, с бобрами. Всё было как настоящее, даже усы у бобра. Лёня решил, что приятель очень талантлив, - сам он такое сделать никогда бы не смог. Ушёл из гостей с убеждением, что друг – одарённый человек, и его надо оберегать. Леонид вообще с огромным почтением относился к талантам. В то время у него была мечта – играть на скрипке. Но мама объяснила, что это несерьёзно, они постоянно переезжают, для занятий скрипкой требуется ещё и пианино, и вообще музыкальная школа Лёне никак не светит. Выяснилось, что многое из того, что нравится, Лёне не светит по аналогии со скрипкой, даже кружки во Дворце Пионеров, - сегодня ребёнок
здесь, а завтра папу перевели, - и всё. В конце концов Лёня понял, что его судьба – стать десантником, как отец. Он свыкся с этой мыслью и даже полюбил её, много времени уделял физической подготовке, развитию выносливости, закалке и пр. Единственное, что осталось, - это любовь к чтению и восхищение талантливыми людьми.

В школе процветало увлечение стрельбой из ручки. После уроков все коридоры были буквально завалены снарядами – катышками бумаги. Такой снаряд имел недостаток, - его нужно готовить, а это – время. Посовещавшись, друзья решили, что можно использовать горох, если подобрать подходящего диаметра ручку, или найти или сделать трубочку под нужный калибр. Сказано – сделано. На следующее утро Лёня принёс кулёк с горохом, отсыпанным из кухонных маминых запасов. В холле, перед входом в раздевалку, как всегда, была толкающаяся толпа жаждущих знаний. При попытке переложить кулёк из кармана верхней одежды куда-нибудь поближе «стрелка» постигла неудача, - его толкнули, горох просыпался. Толпа понесла его дальше.
В конце первого урока в класс вошёл директор в сопровождении завуча. Он заявил, что некий хулиган рассыпал на входе в раздевалку горох. На горохе кто-то поскользнулся, а кто-то даже упал. Это – безобразие. Тут поднялась рука, встал Марк и сказал: «Это сделал Лёня Сардаров». После разборок и воспитательных бесед Леонид отделался двойкой по поведению и записью в дневнике. Родителей в школу не вызывали, но с Марком отношения были уже не те. Потом было другое развлечение – снежки. Их кидали, а обороняющийся закрывался портфелем. Весной на смену снежкам пришли камни. При этом считалось круто, если на портфеле оставался след от удара. В одном из таких соревнований Марк закрывал портфелем лицо, а Леонид швырнул камнем в ноги. Ничего серьёзного, но всего лишь больно и обидно.         

В восьмом классе Лёня ходил в школу в Туле.  Как-то папа принёс новость, что отца Марка тоже перевели в Тулу. Встретились. Лёня пошёл показывать город. Гуляли, пришли к Тульскому Кремлю. Увидев деревянную башенку, Марк сказал:

- А туда залезть можно? Круто было бы!!!

- Ну пошли.

Мальчики пробрались в Кремль, зашли в башню. Вверх шли отвесные стены, а выше, к деревянной смотровой башенке, - вообще под отрицательным углом. Марк, подняв голову, засомневался:

- А получится? Высоко…

- Полезли! Давай за мной!

Лёня был уже в полутора метрах от земли, когда Марк вздохнул и тоже начал подъём. На третьем ярусе начинался отрицательный угол, но шли деревянные балки. Лёня оглянулся. Марк, преодолев метра полтора стены, сказал: «Да ну на фиг!» и спрыгнул. Лёня долез до верха и помахал Марку рукой, потом спустился тем же маршрутом. Попрощались и разошлись, не договорившись о новой встрече.

Родителям нравилось, что мальчики дружат, и после 8-го класса их оправили вместе в летний лагерь. Сначала Лёня и Марк держались вместе, Марк даже научил товарища курить. Но потом каждый обзавёлся своими друзьями, и они расстались окончательно, без малейшего сожаления.

После окончания школы Леонид поступал в Десантное Училище, но не прошёл медкомиссию, - зрение подвело. Поступил в Училище Связи. После 2-го курса летом на улице в Рязани случайно встретились курсант-связист Леонид Сардаров и курсант-десантник Марк Дёмин. Марк был доволен собой и даже слегка высокомерен. Он учился в Десантном училище в привилегированной роте (где у всех были идеальные анкеты и большие карьерные перспективы) и гордился этим. Лёня почувствовал себя неуютно и не жалел о том, что Марк так быстро попрощался.

На 3-ем курсе зимой проходили совместные учения. Связисты прибыли на место, развернулись и, наладив связь, сидели в аппаратной, пили чай. На улице было снежно и морозно, а у них – тепло и уютно. В дверь аппаратной постучали. Вместе с морозом и метелью ввалились 3 замёрзших десантника, - попросились погреться после марш-броска на морозе. Они сидели, уставшие и замёрзшие, пили предложенный чай и понемногу оттаивали. А Леонид подумал, что вот сейчас Марк где-то бежит через мороз и метель, и почувствовал к бывшему другу сострадание, а ещё в голову пришла догадка, что ему самому в жизни всё-таки больше повезло, чем наоборот.

Леонид, будучи уже пожилым человеком, как-то прочитал на Прозе.ру миниатюру о школьной дружбе «Мишка-Мишка» О.Жилкина и растрогался. Он сел и сказал:

- Вот был у меня друг… Марк Дёмин…

Жена, которая уже знала эту историю, улыбнулась:

- Это который тебя сдал?

- Ну сдал…Мы дети были.

- И который на стену Кремля лезть побоялся?

- Ну там реально высоко было…

- Хороший друг… И что?

- Да ничего. Вспомнилось вот. Надеюсь, у него всё хорошо сложилось? Он был такой талантливый! Если бы ты видела его бобровую хатку!!!


Рецензии
Конечно, Марк так себе друг. Но Леонид умел находить в нём хорошее. Наверное, это хорошая черта.

Владимир Ник Фефилов   15.10.2025 20:26     Заявить о нарушении
Вы правы))) Спасибо за отзыв!

Лия Ларентова   15.10.2025 20:42   Заявить о нарушении